Клари, Джованни Карло Мария
1677 - 1754
Назад
Clari, Giovanni Carlo Maria
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Карло Мария Клари был итальянским композитором и инструменталистом. Он был сыном Константино Клари, скрипача церкви рыцарей Сан-Стефано в Пизе. Теофило Маккетти, маэстро ди капелла собора Пизы, который называл его "Карлино", возможно, был его учителем. Клари учился в течение четырех лет у Паоло Колонны в Болонье, завершив обучение в 1695 году, в том же году его опера "Мудрый безумец" была исполнена в тамошнем Театро Публико. В последующие восемь лет он работал как свободный художник, в основном в Пизе и Флоренции, и в 1697 году был избран членом Болонской филармонической академии. Его отец просил Лоренцо Каттани, маэстро ди капеллу церкви Сан-Стефано-деи-Кавальери в Пизе, принять его в капеллу на постоянной основе, но его не взяли. Только благодаря связям Клари с семьей Медичи во Флоренции, в частности как протеже принца Фердинандо, он в конечном итоге был назначен маэстро ди капелла собора Пистойи в 1703 году. Там он сочинил много литургической музыки и большинство своих ораторий. Его отношения с соборным руководством всегда были натянутыми, и ему постоянно требовались поддержка и вмешательство принца Фердинандо, чтобы удержаться на своем посту. После смерти последнего в 1713 году отношения ухудшились еще больше, духовенство критиковало то, как он управлял музыкальной школой. Выборы для подтверждения его назначения обычно проводились каждые три года; в 1720 году голосование было против него. Ему давали только временные, годичные контракты, пока он не ушел, чтобы стать маэстро ди капелла собора Пизы в 1723 году. Популярный среди аристократии Пистойи по крайней мере в течение десяти лет после своего отъезда, он возвращался в город несколько раз в год, чтобы дирижировать и сочинять музыку для различных важных общественных мероприятий. Клари оставался в Пизе, создавая множество духовной музыки, до своей смерти в 1754 году. Он был похоронен в могиле для бедных: ходили слухи, что он промотал все свои деньги.
Многочисленные ученики Клари включали Дж.Дж. Брунетти, Орацио Мей, Франческо Дзанетти и Паоло Фаббрини.
Джованни Карло Мария Клари был видным композитором позднего барокко, чье творчество охватывало оперу, ораторию, церковную и камерную вокальную музыку. Он не сочинял чисто инструментальной музыки, и вся его работа была предназначена для местных нужд. Тем не менее, он был в курсе современных тенденций. В ораториях он использовал аккомпанированный речитатив, укороченные арии да капо и усеченные арии чаще, чем многие его современники. Многие арии сопровождаются партиями для концерто гроссо. Литургическая музыка, с антифонными эффектами, охватывает все службы и варьируется от пьес с простым органным сопровождением до других для струнного ансамбля; несколько произведений для праздничных случаев также имеют партии для одного или двух духовых инструментов: гобоя, валторн или труб. Несколько произведений для Пистойи содержат партии, написанные для виртуозного тромбониста Доменико Манфредини.
Самые известные сочинения Клари, часто цитируемые в работах более поздних теоретиков как прекрасные примеры жанра, — это его вокальные камерные дуэты и трио. Существуют копии, как рукописные, так и печатные, в библиотеках по всей Европе. Вероятно, они были написаны для исполнения его учениками, особенно учитывая тот факт, что вокальный диапазон в них, как правило, более ограничен, чем в его других работах. Камерные произведения демонстрируют очаровательное сочетание дидактического упражнения и восхитительной мелодии. К XIX веку о Клари почти забыли. Его известность теперь покоится почти entirely на шести дуэтах, которые Гендель включил в свою собственную ораторию "Феодора" (1750).
Оратории
(большинство для четырех голосов и инструментов)
Прочие духовные сочинения
Светские вокальные сочинения
Ноты сочинений Джованни Карло Мария Клари на сайте библиотеки IMSLP