Клари, Джованни Карло Мария
1677 - 1754

Назад

Джованни Карло Мария Клари (Giovanni Carlo Maria Clari) - Итальянский композитор и инструменталист

Родился 27 сентября 1677 года, Пиза - умер 16 мая 1754 года, Пиза. 

Он был сыном Константино Клари, скрипача из церкви Кавальери ди Сан-Стефано в Пизе. Теофило Маккетти, маэстро капеллы Пизанского кафедрального собора, который называл его "Карлино", возможно, был его учителем. Клари в течение четырех лет учился у Паоло Колонны в Болонье и закончил учебу в 1695 году, когда в тамошнем театре Пубблико была поставлена его опера "Спаситель мертвых". В течение следующих восьми лет он работал внештатно, главным образом в Пизе и Флоренции, а в 1697 году был избран членом Филармонической академии Болоньи. Его отец попросил Лоренцо Каттани, маэстро капеллы Святого Стефано деи Кавальери в Пизе, взять его в качестве постоянного участника капеллы, но его не взяли. Только благодаря контактам Клари с семьей Медичи во Флоренции, в частности, как протеже принца Фердинандо, в 1703 году он в конечном итоге был назначен маэстро ди капелла собора Пистойи. Там он сочинил много литургической музыки и большинство своих ораторий. Его отношения с церковной иерархией всегда были напряженными, и он постоянно нуждался в поддержке и вмешательстве принца Фердинандо, чтобы удержаться на своем посту. После смерти последнего в 1713 году отношения еще больше ухудшились, поскольку духовенство подвергло критике то, как он руководил музыкальной школой. Обычно каждые три года назначались выборы для подтверждения его назначения; в 1720 году результаты голосования были против него. Ему давали только временные контракты сроком на один год, пока он не ушел, чтобы стать маэстро ди капелла Пизанского собора в 1723 году. Популярный среди аристократии Пистойи, по крайней мере, в течение десяти лет после своего отъезда, он возвращался в город несколько раз в год, чтобы стать режиссером и сочинителем музыки для различных важных общественных мероприятий. Клари оставался в Пизе, создавая множество произведений религиозной музыки, вплоть до своей смерти в 1754 году. Он был похоронен в могиле нищего: ходили слухи, что он растратил все свои деньги. Среди многочисленных учеников Клари были Дж.Г. Брунетти, Орацио Мэй, Франческо Дзанетти и Паоло Фаббрини. Он не сочинял чисто инструментальную музыку, и все его работы предназначались для местных нужд. Тем не менее, он был в курсе современных тенденций. В своих ораториях он чаще, чем многие его современники, использовал речитатив с аккомпанементом, сокращенные арии в стиле да капо и укороченные арии без аккомпанемента. Многие арии исполняются силами concerto grosso. Литургическая музыка с антифональными эффектами охватывает все службы и варьируется от произведений с простым аккомпанементом органа до произведений для струнного ансамбля; в нескольких произведениях для торжественных случаев также есть партии для одного или двух духовых инструментов: гобоя, валторны или трубы. В нескольких пьесах для Пистойи есть партии, написанные для виртуозного тромбониста Доменико Манфредини. Самыми известными сочинениями Клари, часто упоминаемыми в работах более поздних теоретиков как прекрасные образцы жанра, являются его вокальные камерные дуэты и трио. Копии, как рукописные, так и печатные, хранятся в библиотеках по всей Европе. Вероятно, они были написаны для того, чтобы его ученики могли их спеть, особенно учитывая тот факт, что вокальный диапазон, как правило, более ограничен, чем в других его произведениях. Камерные произведения демонстрируют очаровательное сочетание дидактических упражнений и восхитительной мелодии. К 19 веку о клари практически забыли. Сейчас его слава почти полностью основана на шести дуэтах, которые Гендель включил в свою собственную "Теодору" (1750).

Ноты сочинений Джованни Карло Мария Клари на сайте библиотеки IMSLP