Клеман, Шарль-Франсуа
1720 - 1789
Назад
Clément, Charles-François
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Шарль-Франсуа Клеман был французским композитором, аранжировщиком и теоретиком. Его дядя был аббатом Клеманом, каноником церкви Сен-Луи-дю-Лувр и автором оды "Успехи музыки в царствование Людовика Великого" (Париж, 1735). Пьеса великого виолиста Антуана Форкрэ носила название "Ля Клеман" (1743), и в том же году Клеман посвятил свою первую публикацию сыну и невестке Форкрэ. В 1755–1756 годах Клеман начал работать в театре "Комеди Итальенн"; в 1757 году Роза Джованна Баллетти, актриса "Комеди Итальенн", известная как "Сильвия", пообещала свою дочь ему в жены. Он давал девушке уроки игры на клавесине в течение трех лет, и она любила Клемана и была готова выйти за него замуж, пока не встретила Казанову, большого друга ее матери. "Клемана уволили, и я оказался в худшем положении", — писал Казанова.
Клеман был аранжировщиком в "Комеди Итальенн", адаптируя музыку Перголези, Йоммелли и Ринальдо ди Капуа к вольным переводам их интермедий Фаваром (и, возможно, другими); однако после 1756 года никакие сценические произведения не известны. 29 мая 1755 года его собственная оркестровая аранжировка "первой сюиты пьес для клавесина" была исполнена в "Духовном концерте", и с 1758 года его основные усилия были направлены на его два "Опыта" и его "Журнал клавесина", первый в своем роде. Он все еще числился учителем в 1789 году.
Только один набор аккомпанированных клавирных сонат и три кантатильи сохранились как свидетели способностей Клемана к оригинальной композиции. Кантатильи состоят из шести обычных маленьких арий и нескольких речитативов. Однако "Трио-сонаты", должно быть, звучали довольно свежо в 1743 году. Единственными прецедентами для такой музыки, которые Клеман мог знать, были сонаты для облигатного клавесина и мелодического инструмента Мондонвиля (около 1738–1740), Рамо (1741), а также Бомортье и Корретта (1742). По стилю они ближе всего к скучным и небрежным пьесам Корретта, но сонаты Клемана более современны, насыщеннее и тщательнее обработаны. Клавир и скрипка трактуются с щепетильной справедливостью, иногда обмениваясь материалом, попеременно аккомпанируя и беря на себя ведущую роль, и часто играя вместе с разным, но одинаково важным материалом. Однако сами идеи имеют мало индивидуальности, и постоянное движение всех голосов приводит к довольно густой и монотонной фактуре, схожей с фактурой в сонатах Гиймана двумя годами позже.
"Опыт об аккомпанементе" (1758) и "Опыт о фундаментальном басе" (1762) Клемана, взятые вместе, составляют достойный метод композиции объемом около 60 страниц, и с 1763 года они продавались как единое целое. Автор признал свою зависимость от словаря Броссара, от его "анализа" в "Журнале де Треву" и от Рамо и д'Аламбера. Он объяснил мажорный и минорный лады по Рамо, суппозицию, заимствование, правило октавы, теорию Рамо о происхождении мелодии из гармонии и то, как извлечь генерал-бас из фундаментального баса. Художественная сторона композиции получает мало внимания:
"Композитору не остается иной задачи, кроме как дать волю своему вкусу, гению и воображению, варьировать свою мелодию и делать ее приятной, фразировать ее четным количеством тактов, проводить ее через различные тональности, лады и роды в соответствии с рассматриваемым предметом: наконец, изображать страсти в звуках так, как живопись изображает их в красках".
Новое издание, переработанное и в значительной степени переписанное, появилось в 1775 году и продолжало переиздаваться до 1790 или 1792 года.
Основной деятельностью Клемана между 1762 и 1772–1773 годами была ежемесячная публикация его "Журнала клавесина". Название менялось на протяжении лет, но первое хорошо описывало серию: "Журнал пьес для клавесина, сочиненных на избранные ариетты и арии из самых успешных интермедий и комических опер… Эти пьесы также могут служить аккомпанементом к песням; их можно играть на арфе". Большинство пьес были задуманы с необязательным скрипичным сопровождением, которое либо печаталось в партитуре, либо указывалось в клавирной партии пометкой "скрип. и клав.". "Сюиты" состояли из двух-шести пьес, всегда выбранных из разных опер таких композиторов, как Дуни, Монсиньи, Филидор, Джардини, Гавиньес, Довернь и Блез, аранжированных как идиоматичная клавирная музыка, и все в одной тональности. Термин "сюита" был отброшен после 1766 года, и, по аналогии с сонатой, средние пьесы были в контрастных тональностях. Предприятие Клемана породило ряд подражаний, но в немногих из них была предпринята попытка, как это сделал Клеман, создать из аранжировок настоящую музыку для клавесина.
Сценические произведения
(все являются аранжировками)
Прочие сочинения
Вокальная музыка
Инструментальная музыка
Аранжировки
Теоретические труды
Ноты сочинений Шарля-Франсуа Клемана на сайте библиотеки IMSLP