Клеман, Шарль-Франсуа
1720 - 1789

Назад

Clément, Charles-François

  • Дата рождения: около 1720 года
  • Место рождения: Прованс, Франция
  • Дата смерти: после 1789 года
  • Место смерти: вероятно, Париж, Франция

Биография

Шарль-Франсуа Клеман был французским композитором, аранжировщиком и теоретиком. Его дядя был аббатом Клеманом, каноником церкви Сен-Луи-дю-Лувр и автором оды "Успехи музыки в царствование Людовика Великого" (Париж, 1735). Пьеса великого виолиста Антуана Форкрэ носила название "Ля Клеман" (1743), и в том же году Клеман посвятил свою первую публикацию сыну и невестке Форкрэ. В 1755–1756 годах Клеман начал работать в театре "Комеди Итальенн"; в 1757 году Роза Джованна Баллетти, актриса "Комеди Итальенн", известная как "Сильвия", пообещала свою дочь ему в жены. Он давал девушке уроки игры на клавесине в течение трех лет, и она любила Клемана и была готова выйти за него замуж, пока не встретила Казанову, большого друга ее матери. "Клемана уволили, и я оказался в худшем положении", — писал Казанова.

Клеман был аранжировщиком в "Комеди Итальенн", адаптируя музыку Перголези, Йоммелли и Ринальдо ди Капуа к вольным переводам их интермедий Фаваром (и, возможно, другими); однако после 1756 года никакие сценические произведения не известны. 29 мая 1755 года его собственная оркестровая аранжировка "первой сюиты пьес для клавесина" была исполнена в "Духовном концерте", и с 1758 года его основные усилия были направлены на его два "Опыта" и его "Журнал клавесина", первый в своем роде. Он все еще числился учителем в 1789 году.

Творчество

Только один набор аккомпанированных клавирных сонат и три кантатильи сохранились как свидетели способностей Клемана к оригинальной композиции. Кантатильи состоят из шести обычных маленьких арий и нескольких речитативов. Однако "Трио-сонаты", должно быть, звучали довольно свежо в 1743 году. Единственными прецедентами для такой музыки, которые Клеман мог знать, были сонаты для облигатного клавесина и мелодического инструмента Мондонвиля (около 1738–1740), Рамо (1741), а также Бомортье и Корретта (1742). По стилю они ближе всего к скучным и небрежным пьесам Корретта, но сонаты Клемана более современны, насыщеннее и тщательнее обработаны. Клавир и скрипка трактуются с щепетильной справедливостью, иногда обмениваясь материалом, попеременно аккомпанируя и беря на себя ведущую роль, и часто играя вместе с разным, но одинаково важным материалом. Однако сами идеи имеют мало индивидуальности, и постоянное движение всех голосов приводит к довольно густой и монотонной фактуре, схожей с фактурой в сонатах Гиймана двумя годами позже.

"Опыт об аккомпанементе" (1758) и "Опыт о фундаментальном басе" (1762) Клемана, взятые вместе, составляют достойный метод композиции объемом около 60 страниц, и с 1763 года они продавались как единое целое. Автор признал свою зависимость от словаря Броссара, от его "анализа" в "Журнале де Треву" и от Рамо и д'Аламбера. Он объяснил мажорный и минорный лады по Рамо, суппозицию, заимствование, правило октавы, теорию Рамо о происхождении мелодии из гармонии и то, как извлечь генерал-бас из фундаментального баса. Художественная сторона композиции получает мало внимания:

"Композитору не остается иной задачи, кроме как дать волю своему вкусу, гению и воображению, варьировать свою мелодию и делать ее приятной, фразировать ее четным количеством тактов, проводить ее через различные тональности, лады и роды в соответствии с рассматриваемым предметом: наконец, изображать страсти в звуках так, как живопись изображает их в красках".

Новое издание, переработанное и в значительной степени переписанное, появилось в 1775 году и продолжало переиздаваться до 1790 или 1792 года.

Основной деятельностью Клемана между 1762 и 1772–1773 годами была ежемесячная публикация его "Журнала клавесина". Название менялось на протяжении лет, но первое хорошо описывало серию: "Журнал пьес для клавесина, сочиненных на избранные ариетты и арии из самых успешных интермедий и комических опер… Эти пьесы также могут служить аккомпанементом к песням; их можно играть на арфе". Большинство пьес были задуманы с необязательным скрипичным сопровождением, которое либо печаталось в партитуре, либо указывалось в клавирной партии пометкой "скрип. и клав.". "Сюиты" состояли из двух-шести пьес, всегда выбранных из разных опер таких композиторов, как Дуни, Монсиньи, Филидор, Джардини, Гавиньес, Довернь и Блез, аранжированных как идиоматичная клавирная музыка, и все в одной тональности. Термин "сюита" был отброшен после 1766 года, и, по аналогии с сонатой, средние пьесы были в контрастных тональностях. Предприятие Клемана породило ряд подражаний, но в немногих из них была предпринята попытка, как это сделал Клеман, создать из аранжировок настоящую музыку для клавесина.

Произведения

Сценические произведения

(все являются аранжировками)

  • "Цыганка" ("La bohémienne") (комедия), Париж, 14 июля 1755 года, адаптация оперы Ринальдо ди Капуа "Цыганка" ("La Zingara")
  • "Цыганка" ("La bohémienne") (комедия), Париж, 28 июля 1755 года, адаптация оперы Ринальдо ди Капуа "Цыганка" ("La Zingara")
  • "Обман" ("La pipée") (комедия), Париж, 19 января 1756 года, адаптация оперы Никколо Йоммелли "Парадайо" ("Il paratajo")
  • "Награда любви" ("Le prix de l'amour") (пародия в вольном стиле), Париж, 27 сентября 1756 года
  • Другие адаптации (1755–1756), не опубликованы

Прочие сочинения

Вокальная музыка

  • Две кантатильи (на стихи аббата Клемана) для одного голоса, скрипки/флейты и бассо континуо (ок. 1748–1753): "Отправление воинов" ("Le départ des guerriers"), "Возвращение воинов" ("Le retour des guerriers")
  • Кантатилья "Безбрачие" ("Le célibat") (на стихи аббата Клемана) для сопрано, 2 скрипок и бассо континуо (1762)

Инструментальная музыка

  • "Трио-сонаты" ("Sonates en trio") для клавесина, скрипки и бассо континуо (1743)
  • "Пьесы для клавесина" ("Pièces de clavecin") (1752), утрачены
  • "Новые пьесы для клавесина" ("Nouvelles pièces de clavecin") для клавесина в сопровождении скрипки и бассо континуо, соч. 3 (1755), утрачены

Аранжировки

  • "Журнал клавесина" ("Journal de clavecin") (1762–1773), из которого многие увертюры были опубликованы отдельно
  • Аранжировки симфоний Ж.-Б. Дово для клавесина/фортепиано, скрипки и бассо континуо (1775)
  • "Собрание или выбор старых и новых арий... аранжированных в виде пьес с вариациями" ("Recueil ou choix d'airs anciens & nouveaux... arrangés en pièces avec variations") для одного голоса, клавесина/фортепиано/арфы (1777)

Теоретические труды

  • "Опыт об аккомпанементе на клавесине, чтобы легко и за короткое время научиться аккомпанировать по цифрам или без цифр" ("Essai sur l'accompagnement du clavecin pour parvenir facilement & en peu de tems à accompagner aves des chiffres ou sans chiffres") (Париж, 1758)
  • "Опыт о фундаментальном басе, чтобы служить дополнением к Опыту об аккомпанементе... и введением в практическую композицию" ("Essai sur la basse fondamentale pour servir de supplément à l'essai sur l'accompagnement... & d'introduction à la composition-pratique") (Париж, 1762)
  • "Опыт об аккомпанементе на клавесине по принципам практической композиции и фундаментального баса" ("Essai sur l'accompagnement du clavecin par les principes de la composition pratique et de la basse fondamentale") (Париж, 1775) (переработанное, расширенное издание двух предыдущих "Опытов")

Ноты сочинений Шарля-Франсуа Клемана на сайте библиотеки IMSLP