Чирилло, Франческо
1623 - 1667

Назад

Франческо Чирилло (Francesco Cirillo) - Итальянский композитор и певец

Родился 4 февраля 1623 года, Грумо-Невано, Неаполь - умер после 1667 года. 

Он был родом с "Земли Лаворо", где традиционно зарождались комические произведения Кампании. В возрасте 12 лет его отправили в Рим. Согласно его брачному контракту от 5 июня 1654 года, он пробыл в Неаполе около трех лет; должно быть, он работал там с Febiarmonici, группой певцов из северной Италии, которые поставили первые оперы в Неаполе. В контракте, подписанном в июне 1655 года, он упоминается в числе членов "Академии музыки", "Академии изящных искусств". Возможно, в эту группу входили некоторые из более ранних участников труппы, хотя теперь (с апреля 1654 года) они выступали в первом публичном оперном театре Неаполя, театре Бартоломео, а не в королевском дворце, где вице-король, граф д'Оньяте, спонсировал первые неаполитанские оперные постановки. Среди первых опер, поставленных в театре Бартоломео, были "Оронтеа Реджина д'Эгитто" в 1654 году, "Арриччита новой музыки Франческо Чериллы Наполитано" ("Аллаччи") и "Танец Елены" (на либретто Дженнаро Паолеллы) в январе 1655 года, одна из первых, первоначально написанных для Неаполя, также на музыку Дж. Чирилло. Последняя в значительной степени основана на венецианских образцах (тема сопоставима с либретто Джулио Строцци "Ла финта пацца"), но с чрезмерным количеством арий и канцонетт. Предположительно, Чирилло продолжал работать в Неаполитанской опере в течение нескольких лет, вероятно, скорее как музыкальный руководитель и аранжировщик опер, привезенных из Венеции, чем как композитор. Он исполнил баритональные партии Дарио и Никарко в "Статире" (1666) и партию тенора или комического фальцета в "Вечче Чеффеа" в "Сципионе" (1667) Кавалли. Неаполитанская “Оронтеа” не имеет музыкального отношения к пьесе Антонио Кести, которая, как долгое время предполагалось, была создана и исполнена в Венеции в 1649 году. Теперь кажется очевидным, что "Оронтеа" Чести была поставлена в Инсбруке в 1656 году, тогда как оригинальная венецианская постановка, ныне утраченная, могла быть написана Лучио, композитором другой оперы, поставленной в Неаполе в 1654 году, “Гли Амори д'Алессандро Магно”. Таким образом, невозможно установить, содержит ли неаполитанская "Оронтеа" какую-либо музыку из венецианской "Оронтеа" или она была полностью перезаписана Чирилло. Значение Чирилло как ‘первого оперного певца Наполеона" основывается прежде всего на определенных формах театральной постановки и его роли в подборе репертуара. Его музыкальный стиль довольно поверхностен и рудиментарен по сравнению с тем, что распространено в Венеции, если судить по нескольким сценам из "Оронтеи", которые, поскольку они соответствуют изменениям в венецианском тексте, несомненно, принадлежат ему.