Чирилло, Франческо
1623 - 1667
Назад
Cirillo, Francesco
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Чирилло происходил из "Терра-ди-Лавора", откуда традиционно брали начало комедианты дель арте Кампании. В возрасте 12 лет он был отправлен в Рим. Согласно его брачному контракту от 5 июня 1654 года, он тогда уже находился в Неаполе около трех лет; он, должно быть, работал там с "Фебиармоници", группой певцов из Северной Италии, которые ставили первые оперы, данные в Неаполе. Контракт июня 1655 года упоминает его среди членов "Академии музыкантов, называемой Феби Армоници". Эта группа, возможно, включала некоторых участников прежней труппы, хотя теперь (с апреля 1654 года) они выступали в первом публичном оперном театре Неаполя, театре Сан-Бартоломео, а не в королевском дворце, где вице-король, граф д'Оньяте, спонсировал самые ранние неаполитанские оперные постановки.
Среди первых опер, поставленных в Сан-Бартоломео, были "Оронтея, царица Египта" в 1654 году, "обогащенная новой музыкой Франческо Черилли Неаполитанского", и "Похищение Елены" (на либретто Дженнаро Паолеллы) в январе 1655 года, одна из первых, изначально написанных для Неаполя, также с музыкой Чирилло. Последняя в значительной степени зависит от венецианских моделей (тема сравнима с темой либретто Джулио Строцци "Притворная безумица"), но с чрезмерным количеством арий и канцонетт. Чирилло, предположительно, продолжал работать для оперы в Неаполе в течение нескольких лет, вероятно, больше в качестве музыкального руководителя и аранжировщика опер, импортированных из Венеции, чем как композитор. Он пел баритоновые партии Дария и Никарко в "Статире" (1666) и теноровую или комическую фальцетную партию старухи Чеффеи в "Сципионе" (1667), обе Кавалли.
Неаполитанская "Оронтея" не имеет музыкального родства с оперой Антонио Чести, которая долгое время считалась написанной и исполненной в Венеции в 1649 году. Теперь кажется ясным, что "Оронтея" Чести возникла в Инсбруке в 1656 году, тогда как оригинальная венецианская музыка, ныне утраченная, могла принадлежать Лучио, композитору другой оперы, исполненной в Неаполе в 1654 году, "Любовные похождения Александра Македонского". Таким образом, невозможно установить, содержит ли неаполитанская "Оронтея" какую-либо музыку из венецианской "Оронтеи" или была полностью переложена Чирилло. Значение Чирилло как "первого неаполитанского оперного композитора" основывается прежде всего на определенных формах театральной постановки и его роли в подборе репертуара. Его музыкальный стиль довольно поверхностный и недоразвитый по сравнению с тем, что было принято в Венеции, если судить по немногим сценам "Оронтеи", которые, из-за соответствия изменениям в венецианском тексте, несомненно принадлежат ему.
Франческо Чирилло был ключевой фигурой в становлении неаполитанской оперной традиции в середине XVII века. Его значение как "первого неаполитанского оперного композитора" заключается прежде всего в его организаторской роли и работе по адаптации венецианского репертуара для местной сцены. Сохранившиеся фрагменты его музыки, такие как сцены из оперы "Оронтея", демонстрируют стиль, еще находящийся под сильным влиянием венецианских моделей, но, возможно, более простой и доступный. Его деятельность в театре Сан-Бартоломео и сотрудничество с труппой "Фебиармоници" заложили фундамент для последующего расцвета неаполитанской оперной школы, которая вскоре стала доминирующей силой в Италии.
Оперы