Чимароза, Доменико
1749 - 1801

Назад

Доменико Чимароза (Domenico Cimarosa) - Итальянский композитор

Родился 17 декабря 1749 года, Аверса - умер 11 января 1801 года, Венеция. 

Он был центральной фигурой в опере, особенно в комической опере, конца XVIII века.

Чимароза (в свидетельстве о крещении его имя написано как Чиммароза) был увезен родителями через несколько дней после его рождения из Аверсы в Неаполь. Его отец, Дженнаро Чиммароза, работал каменщиком на строительстве Королевского дворца Каподимонте; во время работы он разбился насмерть при падении. Семья жила недалеко от церкви Святого Севера, и мать Чимарозы смогла устроиться прачкой в монастырь, в то время как Доменико отдали в школу. Вскоре Чимароза привлек внимание монастырского органиста отца Полькано, который давал ему уроки музыки. Он быстро делал успехи и в 1761 году был принят в консерваторию Святой Марии Лорето. Он оставался там 11 лет. Его учителями были Манна, Саккини, Фенароли и Карсе, маэстро скрипачей. Чимароза стал способным скрипачом и клавишником, а также одаренным певцом; после окончания консерватории он брал уроки пения у кастрата Джузеппе Априле. Однако в основном как композитор он зарекомендовал себя еще будучи студентом, и к 1770 году он, Зингарелли и Джузеппе Джордани были старшими учениками в классе маэстро ди капелла, классе для композиторов. Возможно, он брал дополнительные уроки композиции у Пиччинни в 1771 году, когда тот покинул консерваторию.

В студенческие годы Чимароза сочинил несколько духовных песнопений и месс, но после премьеры в 1772 году его первой музыкальной комедии "Страваганце дель Конте", поставленной в неаполитанском театре Фиорентини с фарсеттой "Магия Мерлины и Зороастра", его слава как композитора начала распространяться. Находясь под влиянием традиций комедии дель Арте, "фарсетта", составлявшая третье действие и включавшая таких персонажей, как доктор Баланцони и Пульчинелла, стала первой из множества подобных интермеццо и фарсеток, которые он написал за свою карьеру. Его произведения вскоре стали популярны в Риме, где его комические интермеццо исполнялись пятью певцами-мужчинами в театре Валле. В период с 1778 по 1781 год там были поставлены "Ритуал дона Каландрино", "Италия в Лондре", "Дон Ривали" и "Питторе Париджино". Гете был совершенно очарован "Импресарио в Англии", которую он услышал во время своего визита в Рим в 1787 году. В своем "Итальянском путешествии" Гете прокомментировал юмор в финале первого акта, в котором поэт (в центре сцены) подвергается критике со стороны импресарио и примадонны с одной стороны сцены, а композитор и вторая донна - с другой. Премьеры серьезных опер, в том числе "Кайо Марио" (1780) и "Алессандро Неллинди" (1781), также состоялись в Риме, в театре Дам и Аргентинском театре. 10 июля 1780 года в миланском театре Ла Скала была поставлена первая из опер Чимарозы "Италия в Лондре", положившая начало традиции исполнения его произведений, которая продолжалась вплоть до XIX века.

29 ноября 1779 года Чимароза был назначен внештатным органистом (без оплаты) неаполитанской королевской капеллы. 28 марта 1785 года он был назначен на должность второго органиста с ежемесячным окладом в восемь дукатов (который продолжал выплачиваться ему даже во время его отсутствия в Неаполе). С начала 1780-х годов он также занимал должность маэстро консерватории Оспедалетто в Венеции; точно неизвестно, когда он был назначен, хотя вероятной датой является 1782 год, поскольку в том году для этого учебного заведения была написана его оратория "Авессалом". Несколько его оперных либретто, написанных в последующие годы (в первую очередь "Эроэ Чинезе" и "Любовная балерина", которые были поставлены в Неаполе в 1782 году), указывают на его связь с Оспедалетто, и, похоже, он сохранил свой венецианский пост, даже когда отсутствовал.

В 1787 году Чимароза получил должность маэстро капеллы при Санкт-Петербургском дворе Екатерины II, приглашение, вероятно, было сделано по рекомендации герцога Серра Каприолы, посла Королевства Обеих Сицилий в России. По пути в Санкт-Петербург Чимароза и его супруга посетили Ливорно в качестве гостей великого герцога Тосканского Леопольда, который позже, став императором (1790-1792), сыграл определенную роль в успешном пребывании Чимарозы в Вене. В Парме он нанес визит герцогине Марии Амалии (дочери Марии Терезии и жене Фердинанда Бурбонского), а в конце августа и сентябре провел 24 дня в Вене, где был представлен Иосифу II. В этот период император неоднократно приглашал Чимарозу петь и играть для него. Все эти контакты укрепили его связи с венским двором. Из Вены Чимароза посетил Варшаву и, наконец, прибыл в Санкт-Петербург 3 декабря 1787 года.

При дворе Екатерины II Чимароза стал преемником ряда итальянских композиторов, среди которых были Манфредини, Галуппи, Траэтта и Сарти. Его оперы ставились в Эрмитаже и театре в Гатчине, роскошных дворцах императрицы. Его серьезная опера "Клеопатра" и две ранее написанные комические оперы "Дон Ривали" и "Я - барони ди Рокка Адзурра" были адаптированы для русских исполнителей. Однако вскоре после приезда Чимарозы императрица наняла Мартина-и-Солера в качестве своего второго капельмейстера. Его оперы, по-видимому, пользовались большим успехом при русском дворе, чем оперы Чимарозы. Великолепие екатерининского двора начало угасать к 1791 году, когда экономический кризис вынудил императрицу уволить большинство итальянских певцов. Чимароза, который не мог вынести суровости русских зим, покинул двор в июне 1791 года. Проведя три месяца в Варшаве, он прибыл в Вену вскоре после смерти Иосифа II.

Уже некоторое время было известно, что контракт Чимарозы в России подходит к концу и что он планирует вернуться в Неаполь из-за плохого самочувствия. Иосиф II намеревался нанять его, как только прибудет в Вену, и в 1789 году ряд произведений Чимарозы были представлены в Бургтеатре в рамках подготовки к его возвращению. В период с мая по сентябрь "Due supposti conti" был возрожден с новым составом, а также был представлен "I due baroni di Rocca Azzurra", для которого Моцарт сочинил арию "Alma grande e nobil core" (k578). По прибытии в Вену Леопольд II назначил Чимарозу капельмейстером, и ему было поручено написать оперу "Брак по-особому" на текст Джованни Бертати по мотивам "Тайного брака" Колмана и Гаррика. Опера, поставленная в Бургтеатре 7 февраля 1792 года, имела такой успех, что Леопольд II приказал повторить ее в тот же вечер в своих личных покоях. Чимароза, которого Джозеф Вайгль описывал как веселого и дружелюбного человека, пользовался большой популярностью в венском обществе и часто развлекал своих хозяев игрой на клавишных. За два года, проведенных в Вене, он написал еще две оперы ("Каламита деи куори", которая провалилась, и "Любовь к сказке") и переработал "Питторе париджино".

Предположительно, Чимароза вернулся в Неаполь весной 1793 года, в период между постановкой "Любовной сказки" в Вене в начале апреля и постановкой "Я трачи аманти" в Неаполе в середине июня. 8 ноября 1796 года он был назначен первым органистом королевской капеллы с ежемесячным окладом в десять дукатов. Помимо написания новых опер, он переработал "Италию в Лондоне" и "Я, герцог Барони", добавив фрагменты на неаполитанском диалекте. Самыми важными произведениями, написанными на этом последнем этапе его карьеры, были "Женственная леди" (1794) и две серьезные оперы "Пенелопа" (1794) и "Гли Орази и Куриази" (1796), последняя из которых была поставлена для венецианского театра Ла Фениче. В 1790-х годах Италия переживала отголоски французских революционных войн, потрясших Европу. В 1796 году французы захватили Венецию. Три года спустя либеральные лидеры под эгидой французов основали "Партенопейскую республику" после того, как король Бурбонов был вынужден бежать из Неаполя. Чимароза, сочувствуя их делу, сочинил патриотический гимн на текст Луиджи Росси, который был исполнен 19 мая во время торжественного сожжения королевского флага. Однако в конце июня Партенопейская республика пала, и войска Бурбонов вновь вошли в город. Чимароза оказался в опасном положении из-за своих республиканских симпатий; он попытался загладить свою вину, отдав дань уважения Бурбонам, сочинив (по предложению священника Дженнаро Танфано) кантату, восхваляющую Фердинанда IV, которая была исполнена 23 сентября. Он сочинил и другие произведения, пытаясь умилостивить короля, но, похоже, они лишь еще больше разозлили Фердинанда, и 9 декабря 1799 года он был арестован. Он провел в тюрьме четыре месяца и был избавлен от смертного приговора только благодаря вмешательству влиятельных друзей (среди них кардинал Консальви, кардинал Руффо и леди Гамильтон). После освобождения из тюрьмы Чимароза вернулся в Венецию, где его пригласили написать новую оперу "Артемизия". Он не дожил до ее завершения, так как его здоровье быстро ухудшалось, и он умер 11 января 1801 года. Ходили слухи, что он был отравлен по наущению королевы Марии Каролины, и давление общественного мнения вынудило правительство опубликовать медицинское заключение (от 5 апреля 1801 года), в котором говорилось, что он умер от внутреннего недуга. Чимароза был дважды женат: в 1777 году на Констанце Саффи, которая умерла в следующем году, а позже на Гаэтане Палланте, которая умерла в 1796 году.

Репутация Чимарозы в последние годы его жизни и в начале XIX века не имела аналогов в итальянской опере вплоть до Россини. Его талант в написании музыки привел к созданию почти 60 сценических произведений, большинство из которых были комическими. Его оперы ставились на всех крупнейших европейских сценах, включая Прагу, Копенгаген, Стокгольм, Санкт-Петербург, Гамбург, Лондон и Берлин. Его произведения были особенно популярны в Вене и Эстергазе. В Вене, например, в 1787 году "Обманчивый трамвай" был повторен 16 раз, а "Питторе париджино" - 27 раз в пересмотренной версии Чимарозы 1792 года. В Эстергазе в период с 1783 по 1790 год Гайдн дирижировал постановками 13 опер Чимарозы, и многие из них были поставлены по нескольку раз. За пять лет "Италия в Лондре" прозвучала там по меньшей мере 14 раз. Хотя Чимароза переработал некоторые из своих ранних композиций в соответствии со вкусами неаполитанцев, его музыка имела широкую международную популярность. Некоторые из его опер все еще исполнялись в Неаполе вплоть до 1811 года, а его "Гли Орази и Куриази" и "Брак по-особому" ставились в Венеции в начале XIX века.

Многие комментаторы XIX века также восхищались творчеством Чимарозы. Эжен Делакруа предпочитал музыку Чимарозы музыке Моцарта, а Стендаль писал, что скорее согласился бы быть повешенным, чем быть вынужденным говорить, какую из двух песен он предпочитает. Ханслик высоко оценил замечательное мастерство Cimarosa, виртуозные композиционные приемы и хороший вкус. Гете, впервые услышавший музыку Чимарозы в Риме, в 1788 году написал Шиллеру из Неаполя, высоко оценив одну из опер Чимарозы (вероятно, "Марито дисперато", поставленную там в постановке "Гелозия пунита"). По возвращении в Веймар Гете поставил спектакли "Обманутый трамвай" и "Брак по-особому". Он также создал пародию на "Театральный вечер" (1791) из оперы Чимарозы "Импресарио в Англии", в которую вошли фрагменты из оперы Моцарта "Дирижер" (1797).

Самая ранняя из сохранившихся партитур Чимарозы - это набор инструментальных партитур 1762 года. В студенческие годы он писал в основном духовные произведения. Однако он впервые проявил себя как композитор комической оперы, и все его ранние оперы написаны в этом жанре. Его оперы основаны на либретто разных авторов, что объясняет неодинаковое качество текстов. Джузеппе Паломба и Джузеппе Мария Диодати набрали наибольшее количество голосов - 13 и семь соответственно. Оба либреттиста создали персонажей, говорящих на неаполитанском диалекте, и в текстах Паломбы также присутствуют ломаные испанские и французские слова, а также лацци ("трюки") из комедии дель Арте. В его сюжетах много переодеваний, причудливых интриг и усложнений. Опера Чимарозы "Обман зрения", поставленная на текст Диодати, стала одной из самых успешных его опер. Язык "Пенелопы" выдержан в достойном стиле Метастазио, хотя, избегая помпезности и включая ансамбли, Диодати обозначил новые стилистические тенденции. Лоренци, Антонио Сографи, Джузеппе Петроселлини, Анджело Анелли и Джованни Бертати были среди других либреттистов Чимарозы. В "Супружеской жизни сегрето" Бертати предоставил отличный сюжет, лишенный маскировки и излишних сложностей.

Несмотря на порой посредственное качество текстов, Чимарозе всегда удавалось писать музыку, наполненную легкостью, элегантностью и утонченностью. Оркестровка его ранних работ состояла в основном из струнных, гобоев, валторн и труб и лишь изредка - из фаготов и флейт. Оркестр выполнял функции вокального аккомпанемента, а струнные играли в основном на нем. Во время своего пребывания в России он начал использовать кларнеты, и его оркестровка в целом приобрела более полную и насыщенную звучность. Это видно на примере "Брака по-особому", где большой оркестр создает колорит и демонстрирует независимый мотивационный и ритмический материал, который служит комментарием к действию. Чимароза редко писал стилизованные арии для капо. Его арии состоят из частей, с контрастными темпами, размером и тональностью, что позволяет учитывать изменения настроения и ситуации в тексте. Эта свобода от структурных рамок создает эффект спонтанности и гибкости. Последняя часть арии часто исполняется в быстром темпе, в стиле кабалетты. Также часто встречаются каватины.

Одной из сильных сторон Cimarosa было умение создавать остроумные и живые ансамбли. "Женитьба по-особому", ансамблевая опера в стиле "Свадьбы Фигаро" Моцарта, состоит из восьми арий, четырех дуэтов, трех трио, квартета, квинтета и двух финалов с участием всех шести персонажей. Часто его оперы начинаются с трио или квартета, и он преуспел в создании масштабных цепных финалов. Хотя персонажи Чимарозы не отличаются сложностью, присущей Моцарту, он был способен изобразить человеческие эмоции трогательно, но без излишней сентиментальности, как в первом дуэте "Cara non dubitar" из "Il matrimonio segreto".

Гармонический словарь Чимарозы диатоничен и прост; сила его музыки заключается в богатстве его мелодических изобретений, блеске и энергии его ритмических и мелодических мотивов и его постоянно живом сопровождении. Он расширил рамки оперы-буффа, создав жанр, пронизанный чувством, простотой, элегантностью и утонченностью. Свежесть и сила его музыки не имели себе равных среди его итальянских современников.

Инструментальные произведения Чимарозы включают концерты, близкие по общему стилю к творчеству Моцарта. Средняя часть концерта для клавесина си, состоящая из "речитатива" и "арии", представляет собой попытку представить в чисто инструментальных терминах драматическую ситуацию, связанную с концепцией сольного голоса. Есть веские основания полагать, что многие клавишные сонаты Чимарозы, обычно известные в форме одной части, изначально были задуманы как произведения в двух или трех частях. Одна рукопись (GB-Lcm 142) содержит "Сонату для фортепиано" из трех частей, а особенности другой (I-Fc) показывают, что некоторые части должны были следовать за другими без перерыва; к ним относятся части, заканчивающиеся в доминирующей тональности, такие указания, как "переходное анданте" и ряд ключевых взаимосвязей, которые предполагают многоплановые структуры. Эти части представлены в различных формах, включая бинарные, и некоторые из них содержат отрывки, мало чем отличающиеся от тех, что можно найти в музыке Доменико Скарлатти; клавишный диапазон находится в пределах пяти октав, текстура обычно состоит из двух частей, а мелодический интерес, как правило, сосредоточен на верхней строке.

Ноты сочинений Доменико Чимарозы на сайте библиотеки IMSLP