Чима, Джованни Паоло
1570 - 1630

Назад

Cima, Giovanni Paolo

  • Дата рождения: около 1570 года
  • Место рождения: Милан, Италия
  • Дата смерти: 1630 год
  • Место смерти: Милан, Италия

Биография

Джованни Паоло Чима сменил Оттавио Барриолу на посту органиста церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Чельсо в Милане в 1595 году и оставался на этой должности до своей смерти во время чумы 1630 года. С 1607 по 1611 год и с 1614 года до своей смерти он также исполнял обязанности маэстро ди капеллы там, хотя эта должность так и не была официально за ним закреплена. Он занимал важное положение как ведущий композитор миланской инструментальной школы в начале XVII века.

Творчество

Джованни Паоло Чима был ключевой фигурой в музыкальной жизни Милана на рубеже XVI-XVII веков. Его творчество отражает переход от строгого полифонического стиля эпохи Возрождения к новым гомофонным и концертирующим формам раннего барокко. Мотеты 1599 года демонстрируют, как после периода стагнации, вызванной отчасти идеями Карло Борромео о духовной музыке, контрапунктический "строгий стиль" был восстановлен. Мотеты Чимы, отмеченные Ангерией в 1622 году, показывают пристрастие к имитационному контрапункту и широким, несиллабическим мелодиям; широко используются орнаментальные фигуры из четвертных нот, а также некоторые элементы инструментального ричеркара. Церковная музыка в его сборнике 1610 года в целом консервативна, хотя полифоническое письмо уступает место некоторым мотетам для сольного голоса и бассо континуо в псевдомонодическом стиле, сходном со стилем Виаданы. Использование орнаментики также напоминает позднеренессансные инструментальные традиции, а не новые тенденции в вокальной музыке. Пьесы для нескольких голосов интересны использованием структур эха или диалога, например, восьмиголосная "Вознесена Мария". Есть также четырехголосная месса, в которой чередуются общесиллабический стиль с частыми отсылками к инструментальной канцоне и более традиционная полифоническая процедура. Однако очевидно, что Чима был более заинтересован в органной и инструментальной музыке. Его компиляция 1606 года указывает на различие между имитационным, мотетообразным ричеркаром и более гомофонной канцоной с ее французскими ритмами и танцевальными настроениями; в конце Чима добавил некоторые инструкции по перенастройке клавикорда, чтобы можно было играть в любой тональности за один раз. Его вклад в "Правила контрапункта" Ангерии (1622) показывает, что он также занимался контрапунктической теорией; но его важность заключается, пожалуй, прежде всего в его очень раннем использовании жанра трио-сонаты в "Сонате для трех" для скрипки, корнета и бассо континуо в "Концертах" 1610 года, сквозном сочинении с тематической целостностью и значительной виртуозностью стиля.

Произведения

Духовная музыка

  • "Первая книга мотетов" ("Il primo libro delli motetti") на 4 голоса (Милан, 1599)
  • "Церковные концерты" ("Concerti ecclesiastici") на 1–5, 8 голосов, Месса, 2 Песни Пресвятой Богородицы и фальшивые бордонные псалмы на 4 голоса, 6 сонат на 2–4 голоса с бассо континуо (Милан, 1610)
  • "Вечерня Пресвятой Богородицы" ("Vesperae de communi BVM") на 5 голосов

Инструментальная музыка

  • "Вариации ричеркаров, французских песен" ("Partito di ricercari, canzoni alla francese") (Милан, 1606)
  • "Ричеркары и каноны" ("Ricercare et canoni") на 2–4 голоса, в труде К. Ангерии "Правила контрапункта и музыкальной композиции" (Милан, 1622)

Отдельные сочинения

  • Три двухголосных пьесы (1598)
  • Шесть мотетов (1608)
  • Два мотета (1610)
  • Два мотета (1612)
  • Одна каприччо (1617)
  • Один мотет (1619)
  • Один мотет (1620)
  • Два мотета, одна канцона (1626)
  • "Песни, консеквенции и двойные контрапункты" ("Canzoni, consequenze e contrapunti doppi") на 2–4 голоса (Милан, 1609), утрачены

Ноты сочинений Джованни Паоло Чимы на сайте библиотеки IMSLP