Чима, Джованни Паоло
1570 - 1630
Назад
Cima, Giovanni Paolo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Паоло Чима сменил Оттавио Барриолу на посту органиста церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Чельсо в Милане в 1595 году и оставался на этой должности до своей смерти во время чумы 1630 года. С 1607 по 1611 год и с 1614 года до своей смерти он также исполнял обязанности маэстро ди капеллы там, хотя эта должность так и не была официально за ним закреплена. Он занимал важное положение как ведущий композитор миланской инструментальной школы в начале XVII века.
Джованни Паоло Чима был ключевой фигурой в музыкальной жизни Милана на рубеже XVI-XVII веков. Его творчество отражает переход от строгого полифонического стиля эпохи Возрождения к новым гомофонным и концертирующим формам раннего барокко. Мотеты 1599 года демонстрируют, как после периода стагнации, вызванной отчасти идеями Карло Борромео о духовной музыке, контрапунктический "строгий стиль" был восстановлен. Мотеты Чимы, отмеченные Ангерией в 1622 году, показывают пристрастие к имитационному контрапункту и широким, несиллабическим мелодиям; широко используются орнаментальные фигуры из четвертных нот, а также некоторые элементы инструментального ричеркара. Церковная музыка в его сборнике 1610 года в целом консервативна, хотя полифоническое письмо уступает место некоторым мотетам для сольного голоса и бассо континуо в псевдомонодическом стиле, сходном со стилем Виаданы. Использование орнаментики также напоминает позднеренессансные инструментальные традиции, а не новые тенденции в вокальной музыке. Пьесы для нескольких голосов интересны использованием структур эха или диалога, например, восьмиголосная "Вознесена Мария". Есть также четырехголосная месса, в которой чередуются общесиллабический стиль с частыми отсылками к инструментальной канцоне и более традиционная полифоническая процедура. Однако очевидно, что Чима был более заинтересован в органной и инструментальной музыке. Его компиляция 1606 года указывает на различие между имитационным, мотетообразным ричеркаром и более гомофонной канцоной с ее французскими ритмами и танцевальными настроениями; в конце Чима добавил некоторые инструкции по перенастройке клавикорда, чтобы можно было играть в любой тональности за один раз. Его вклад в "Правила контрапункта" Ангерии (1622) показывает, что он также занимался контрапунктической теорией; но его важность заключается, пожалуй, прежде всего в его очень раннем использовании жанра трио-сонаты в "Сонате для трех" для скрипки, корнета и бассо континуо в "Концертах" 1610 года, сквозном сочинении с тематической целостностью и значительной виртуозностью стиля.
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Отдельные сочинения
Ноты сочинений Джованни Паоло Чимы на сайте библиотеки IMSLP