Чифра, Антонио
1584 - 1629
Назад
Антонио Чифра (Antonio Cifra) - Итальянский композитор
Родился в 1584 году, Террачина - умер 2 октября 1629 года, Лорето.
С июня 1594 по август 1596 года он был певчим в церкви Святого Луиджи деи Франчези в Риме и учеником Дж. Б. Нанино. Он руководил музыкой в семинарии Романо с 1605 по 1607 год и в коллегии Германико около 12 месяцев, начиная с лета 1608 года; с последнего поста он был уволен за "дурные привычки в отношении женщин" и за пренебрежение своими обязанностями по отношению к мальчикам из церковного хора. 28 октября 1609 года он стал маэстро капеллы Санта-Каса в Лорето и занимал эту должность до конца своей жизни, за исключением периода с 1 марта 1622 по 22 июня 1626 года; последние три года из этого четырехлетнего периода он был маэстро собора Святого Джованни в Латерано, Рим. В этот период он снова был связан с музыкой в Сан-Луиджи-деи-Франчези, руководя одним из трех хоров на праздновании его именин в августе 1625 года. В январе 1626 года он выступил в соборе Святого Петра на торжественной вечерне по случаю перенесения тела святого Иоанна Златоуста вместе с музыкантами из многих римских церквей: он руководил вторым хором, в то время как маэстро капеллы Джулия Винченцо Уголини руководил первым хором, которому аккомпанировал Фрескобальди. Несмотря на свое основное назначение в Лорето и масштаб светской деятельности, Чифра, по сути, принадлежал к римской школе церковных композиторов, наряду с такими людьми, как Грегорио Аллегри, Паоло Агостини и Беневоли. (Лорето, как центр паломничества, имел тесные связи с Римом, и музыкальным руководителем там обычно был римлянин.) В начале 17 века он был, безусловно, самым плодовитым композитором этой школы. В его духовной музыке преобладают восемь сборников концертных песнопений для двух-четырех голосов и органа, некоторые из которых были настолько популярны, что выдержали несколько изданий, но в него также входят два тома месс, а также ряд песнопений, псалмов и литаний для двух-трех хоров. Количество его мотетов, опубликованных в немецких антологиях того времени, делает его самым важным представителем римского стиля в Германии. Его светские произведения почти поровну делятся между мадригалами из пяти частей, скерциями для небольших групп и бассо континуо. Существенным элементом римской манеры начала XVII века был традиционализм, модифицированный осторожным признанием современного вкуса, представленного стилем концертато, широко распространенным в северной Италии к 1610 году. Традиционный элемент в музыке Цифры преобладает в его мессах, которые следуют заветам стиля Палестрины и включают в себя множество канонических движений, а также в его ранних полихоральных псалмах и литаниях, большинство из которых просты по оформлению и гомофоничны по структуре. Его более поздняя полихоральная музыка, которая, что примечательно, была опубликована не в Риме, а в Венеции, более современна по звучанию, хотя и все еще консервативна для 1629 года: некоторые переложения псалмов представлены в виде фрагментов, в которых отдельные стихи посвящены небольшим группам солистов, в то время как в мотете Angelus ad pastores есть диалоги элементы, в которых сольные голоса и хоровые коллективы перекликаются друг с другом. В целом мотеты concertato также консервативны. Они написаны грамотным, но не вдохновляющим пост-виаданским языком, не используют возможности медиума и лишены изящных украшений, хотя их ритмы достаточно живые. Чифра, похоже, был гораздо изобретательнее, когда подбирал итальянские слова из "Священных скерциев", которые по стилю похожи на его светские скерци: монодии среди них, по сути, являются духовными сольными мадригалами, которые довольно мелодичны и декламативны, когда они не отягощены полуколебаниями. Многие из этих произведений связаны с религиозными праздниками или символами: одно из них, посвященное "ангельскому приветствию", представляет собой текст, представляющий собой краткое изложение библейского повествования, и напоминает небольшую кантату, включающую диалог и заканчивающуюся хором. Один из дуэтов построен на романском басу. В своих светских скерциях Чифра использовал этот и подобные ему басы чаще, чем любой другой композитор того времени, в основном для дуэтных партий оттавы. Они довольно механичны и невыразительны, и эту критику можно высказать и в отношении большинства других материалов этих томов, где Чифра использовал возможности медиума не больше, чем в своих концертных мотетах. Мадригалы из пяти частей демонстрируют довольно искусное ритмическое и контрапунктическое взаимодействие, хотя по структуре они в основном традиционны: например, он не добавлял непрерывную часть до предпоследней книги (1621). Его несколько суховатая, академическая сторона видна в первой книге "Ричеркарес и канцонас", которая полностью контрастирует; вторая книга, в которой канцоны основаны на предыдущих рецептах, более живая.
Ноты сочинений Антонио Чифра на сайте библиотеки IMSLP