Чифра, Антонио
1584 - 1629

Назад

Cifra, Antonio

  • Дата рождения: 1584 год
  • Место рождения: близ Террачины, Италия
  • Дата смерти: 2 октября 1629 года
  • Место смерти: Лорето, Италия

Биография

Антонио Чифра был итальянским композитором. С июня 1594 года по август 1596 года он был певчим в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме и был учеником Джованни Бернардино Нанино. Он руководил музыкой в Римской семинарии с 1605 по 1607 год и в Германской коллегии примерно двенадцать месяцев, начиная с лета 1608 года; он был уволен с последней должности за «его дурные привычки с женщинами» и за пренебрежение своими обязанностями по отношению к хористам. 28 октября 1609 года он стал маэстро ди капеллой Святого Дома в Лорето, должность, которую он занимал до конца своей жизни, за исключением периода с 1 марта 1622 года по 22 июня 1626 года; в последние три года этого четырехлетнего периода он был маэстро собора Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме. В этот период он снова был связан с музыкой в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, руководя одним из трех хоров на празднествах в честь дня ее святого покровителя в августе 1625 года. В январе 1626 года он выступал в соборе Святого Петра на торжественной вечерне по случаю перенесения тела Святого Иоанна Златоуста вместе с музыкантами из многих римских церквей: он руководил вторым хором, в то время как маэстро капеллы Джулии, Винченцо Уголини, руководил первым, который сопровождался игрой Джироламо Фрескобальди.

Творчество

Антонио Чифра был одним из самых плодовитых и разносторонних композиторов своего поколения, чья карьера была тесно связана с главными музыкальными центрами Италии — Римом и Лорето. Его обширное творческое наследие включает более 450 мотетов, множество месс, псалмов, литаний, магнификатов и других духовных сочинений. Несмотря на его основное назначение в Лорето и объем светского творчества, Чифра был, по сути, членом римской школы церковных композиторов, вместе с такими деятелями, как Грегорио Аллегри, Паоло Агостини и Орацио Беневоли. (Лорето, как центр паломничества, имел тесные связи с Римом, и музыкальный руководитель там обычно был римлянином.) Он был безусловно самым плодовитым композитором этой школы в начале XVII века. Его духовная музыка представлена в основном восемью книгами концертантных мотетов для двух-четырех голосов и органа, некоторые из которых были достаточно популярны, чтобы выдержать несколько изданий, но она также включает два тома месс, а также ряд мотетов, псалмов и литаний для двух или трех хоров. Количество его мотетов, опубликованных в то время в немецких антологиях, делает его самым важным послом римского стиля в Германии. Его светское творчество почти поровну разделено между пятиголосными мадригалами и шерцами для меньшего состава и бассо континуо.

Существенным элементом римской манеры начала XVII века является традиционализм, измененный осторожным признанием современного вкуса, представленного концертирующим стилем, широко распространенным в Северной Италии к 1610 году. Традиционный элемент в музыке Чифры наиболее ярко выражен в его мессах, которые следуют предписаниям стиля Палестрины и включают множество канонических частей, а также в его более ранних полихоральных псалмах и литаниях, большинство из которых просты по структуре и гомофонны по фактуре. Его более поздняя полихоральная музыка, что показательно, была опубликована не в Риме, а в Венеции, и является более современной по своему подходу, хотя все еще консервативной для 1629 года: некоторые из обработок псалмов представлены в секционной форме, в которой отдельные стихи поручены небольшим группам солистов, в то время как мотет "Ангел к пастухам" содержит элементы диалога, в которых сольные голоса и хоровые группы отвечают друг другу. В целом концертантные мотеты также консервативны. Они написаны в компетентной, но невдохновенной идиоме, следующей за Виаданой, не используют возможностей среды и лишены изящной орнаментики, хотя их ритмы достаточно оживленны. Чифра, кажется, был гораздо более изобретателен, когда сочинял на итальянские тексты "Священных шерцов", которые по стилю схожи с его светскими шерцами: монодии среди них, по сути, являются духовными сольными мадригалами, которые довольно мелодичны и декламационны, когда их не отягощают пассажи из шестнадцатых нот. Многие из этих пьес связаны с религиозными праздниками или символами: та, что посвящена «благовещению», обработка текста, который является толкованием библейского повествования, похожа на небольшую кантату, включающую диалог и заканчивающуюся хором. Один дуэт построен на басу романески. В своих светских шерцах Чифра использовал этот и подобные басы чаще, чем любой другой композитор его времени, в основном для дуэтных обработок октав. Они довольно механистичны и невыразительны, критика, которую можно отнести и к большинству других содержаний этих томов, где Чифра не использовал возможности среды так же, как и в своих концертантных мотетах. Пятиголосные мадригалы демонстрируют довольно искусное ритмическое и контрапунктическое взаимодействие, хотя по фактуре они в основном традиционны: например, он не добавлял партию бассо континуо до предпоследней книги (1621). Его несколько сухая, академическая сторона видна в первой книге ричеркаров и канцон, которая полностью контрапунктична; вторая книга, в которой канцоны основаны на предшествующих ричеркарах, более оживленна.

Музыка Чифры, таким образом, представляет собой сложный сплав традиции и новаторства. Оставаясь верным римской полифонической школе в своих мессах и крупных духовных сочинениях, он в то же время экспериментировал с концертирующим стилем, диалогическими формами и монодией, особенно в малых формах. Его сочинения являются ценным свидетельством эволюции музыкального языка в критический период перехода от Ренессанса к Барокко, демонстрируя, как строгие контрапунктические традиции адаптировались к новым эстетическим запросам эпохи.

Произведения

Духовная музыка

  • "Первая книга псалмов для вечерни" ("Il primo libro di salmi per li vesperi") на 4 голоса (1601)
  • "Мотеты" ("Motecta") на 2-4 голоса с бассо континуо (орган), книга I (Венеция, 1609)
  • "Третья книга псалмов для вечерни" ("Il terzo libro di salmi per li vesperi") на 4 голоса (1609)
  • "Мотеты" ("Motecta") на 2-4 голоса с бассо континуо (орган), книга II (1609)
  • "Мотеты" ("Motecta") на 2-4 голоса с бассо континуо (орган), книга III (1609)
  • "Семь псалмов, которые поются на вечерне для разнообразия звучания" ("Psalmi septem, qui in vesperis ad concentus varietatem interponuntur") на 4 голоса с бассо континуо (орган), соч. 7 (1609)
  • "Мотеты" ("Motecta") на 2-4 голоса, книга IV, соч. 8 (1609)
  • "Вечерня и мотеты" ("Vesperae, et motecta") на 8 голосов с бассо континуо (орган), соч. 9 (1610)
  • "Семь псалмов, которые поются на вечерне для разнообразия звучания" ("Salmi septem, qui in vesperis ad concentus varietatem interponuntur") на 4 голоса с бассо континуо (орган), соч. 10 (1611)
  • "Мотеты" ("Motecta") на 2-4 голоса с бассо континуо (орган), книга V, соч. 11 (1612)
  • "Мотеты" ("Motecta") на 2-4 голоса с бассо континуо (орган), книга VI, соч. 13 (1613)
  • "Литании Пресвятой Деве Богородице" ("Litaniae Deiparae virginis") на 8, 12 голосов с бассо континуо (орган), соч. 15 (1613)
  • "Мотеты" ("Motecta") на 2-4 голоса с бассо континуо (орган), книга VII, соч. 16 (1614)
  • "Мотеты" ("Motecta") на 2-4 голоса с бассо континуо (орган), книга VIII, соч. 17 (1615)
  • "Священные шерцы" ("Scherzi sacri") на 1-4 голоса, книга I, соч. 22 (1616)
  • "Священные шерцы" ("Scherzi sacri") на 1-4 голоса, книга II, соч. 25 (1618)
  • "Мессы" ("Missarum") на 4-6 голосов, книга I (1619)
  • "Мотеты из священных песен" ("Motecta ex sacris cantionibus") на 2-4 голоса с бассо континуо (орган) (1619)
  • "Псалмы и священные концерты" ("Psalmi sacrique concentus") на 8 голосов с органом (Ассизи, 1620)
  • "Мотеты" ("Motecta") на 4 голоса с бассо континуо (орган) (1620)
  • "Мотеты" ("Motetti") на 4-6, 8 голосов (1620)
  • "Мессы" ("Missarum"), книга II (1621)
  • "Псалмы и священные концерты" ("Psalmorum, sacrorumque concentuum") на 8 голосов с органом, книга II (Ассизи, 1621)
  • "Третья книга месс" ("Il terzo libro di messe") (1623)
  • "Пятая книга месс" ("Il quinto libro di messe") (1625)
  • "Антифоны и мотеты на весь год" ("Antifone e motetti per tutto l'anno") на 2-5 голосов (1625)
  • "Мотеты и псалмы" ("Motecta, et psalmi") на 12 голосов с бассо континуо (орган) (Венеция, 1629)
  • "Мотеты и псалмы" ("Motecta, et psalmi") на 8 голосов (Венеция, 1629)
  • "Мотеты" ("Motecta") на 2-4, 6, 8 голосов с бассо континуо (орган) (Венеция, 1629)
  • "Священные песни" ("Sacrae cantiones") на 2-4, 6, 8 голосов (1638)
  • Многочисленные отдельные мотеты в сборниках 1616, 1622, 1623, 1626, 1627, 1630, 1638 годов.

Светская музыка

  • "Первая книга мадригалов" ("Il primo libro de madrigali") на 5 голосов (1605)
  • "Вторая книга мадригалов" ("Il secondo libro de madrigali") на 5 голосов (Венеция, 1608)
  • "Различные шерцы" ("Li diversi scherzi") на 1-3 голоса, книга I, соч. 12 (1613)
  • "Различные шерцы" ("Li diversi scherzi") на 1-3 голоса, книга II, соч. 14 (1613)
  • "Шерцы и арии" ("Scherzi et arie") на 1-4 голоса с бассо континуо (клавесин/китара/другие инструменты) (Венеция, 1614)
  • "Мадригалы" ("Madrigali") на 5 голосов, книга III (Венеция, 1615)
  • "Различные шерцы" ("Li diversi scherzi") на 1, 2, 4 голоса, книга IV, соч. 20 (1615)
  • "Мадригалы" ("Madrigali") на 5 голосов, книга IV (1617)
  • "Различные шерцы" ("Li diversi scherzi") на 1-4 голоса, книга V, соч. 23 (1617)
  • "Концертантные мадригалы" ("Madrigali concertati") на 5 голосов с бассо континуо, книга V (1621)
  • "Мадригалы" ("Madrigali") на 5 голосов с бассо континуо, книга VI (1623)

Инструментальная музыка

  • "Ричеркары и французские канцоны" ("Ricercari e canzoni franzese"), книга I (1619)
  • "Ричеркары и французские канцоны" ("Ricercari e canzoni francese"), книга II (1619)

Ноты сочинений Антонио Чифра на сайте библиотеки IMSLP