Чиаула, Мауро
ок.1544 - ок.1603
Назад
Ciaula, Mauro
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мауро Чиаула был итальянским композитором, бенедиктинским монахом конгрегации Монте-Кассино. Он принял постриг в аббатстве Сан-Мартино-делле-Скала близ Монреале 28 августа 1561 года (согласно Монжиторе) или 28 августа 1562 года, либо 6 ноября 1578 года (согласно Бальсано). В 1581 году сенат Палермо решил организовать новую постановку в церкви Санта-Мария-делла-Пинта произведения Теофило Фоленго «Акты сотворения мира и воплощения Слова» (эта священная представление было впервые исполнено там в 1538 году, откуда и произошло его народное название «Акт Пинты»); вице-король Марк-Антонио Колонна поручил Чиауле сочинить музыку. В 1588 году из Венеции он посвятил свои мессы на пять голосов аббату Сан-Бенедетто-По близ Мантуи; мотеты 1590 года он посвятил из Сан-Бенедетто, а к 1597 году вернулся в Сан-Мартино-делле-Скала, где оставался до своей смерти.
«Акты сотворения мира» Фоленго представляют собой компиляцию библейских отрывков, в основном на латыни, объединенных в сцены со сценическими указаниями и перемежающихся латинскими и итальянскими стихотворениями; Чиаула положил библейские тексты в основу полихоральных мотетов, а стихотворения — в основу монодических речитативов. Начальное «Санктус», исполнявшееся хором ангелов в сопровождении различных инструментов, продолжало звучать в церквях Палермо вплоть до первых десятилетий XIX века. Из четырех месс Чиаулы одна написана на кантус фирму «Фа соль ля ре»; остальные являются пародийными мессами на темы «Сюзанна один день» и «Вкусите и узрите» Орландо ди Лассо, а также «Золотой венец» Джованни Пьерлуиджи да Палестрины. В двух мессах он экспериментировал с конфликтующими пропорциями: во втором «Осанна» из «Мессы на "Сюзанна один день"» и во втором «Агнец Божий» из «Мессы на "Золотой венец"» каждому из пяти голосов назначен свой мензуральный знак. Посвящение его «Священных песнопений» адресовано кардиналу Монтальто, племяннику папы Сикста V и щедрому покровителю музыкантов. На титульном листе указано, что инструменты могут использоваться для дублирования или замены голосов. Вся его светская музыка, включая книгу мадригалов и один мадригал в сборнике «Неверные светочи», утрачена.
Из-за своих альтернативных имен Мауро Чиаула иногда смешивался с Бартоломео Лието Палермитано, с Никколо Палермитано, аббатом Монте-Кассино, с Фра Мауро (I) и с Мауро Матти.
Духовная музыка (все опубликованы в Венеции):
Светская музыка (утрачена):