Чиампи, Винченцо (Легренцио)
1719 - 1762
Назад
Ciampi, Vincenzo (Legrenzio)
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Винченцо Чиампи был итальянским композитором. Его место и дата рождения, указанные Фети, могут быть неверными; в либретто его часто называли неаполитанцем. Он учился в Неаполе у Лео и Дуранте (возможно, в консерватории Сант-Онофрио), и его первые шесть комических опер были поставлены там в период с 1737 по 1745 год. В течение половины оперного сезона 1746–1747 годов он работал в Палермо, сочинив свою первую оперу-сериа и выступая в качестве маэстро аль чембало для другой постановки. С 1747 года он работал в венецианском Оспедале дельи Инкурабили, сначала помощником маэстро ди хора Дж.Б. Рункера, а затем самим маэстро ди хора (это звание впервые появляется в либретто его следующей оперы "Адриано" в карнавал 1748 года). В этот период он сочинил как минимум 15 мотетов для Инкурабили, и его оратория "Христос от смерти", вероятно, была исполнена там же в 1748 году. Его комическая опера "Бертольдо, Бертольдино и Какасенно" (вероятно, поставлена в Венеции 26 декабря 1748 года) имела большой успех в Париже в 1753 году, где сыграла решающую роль в "Войне буффонов", повлияв через пародию Фавара "Нинетта при дворе" (1755) на развитие французской комической оперы. Говорили, что Фридрих Великий был весьма развлечен этой оперой и первыми буффо Марией и Карло Паганини, которые сыграли важную роль в распространении венецианской комической оперы.
Чиампи был одним из первых музыкальных руководителей Инкурабили, которому предоставили отпуск на несколько лет, и к осени 1748 года он был в Лондоне (его заменил в Венеции Джоаккино Кокки). В Лондоне Чиампи стал композитором и музыкальным руководителем труппы под руководством Дж.Ф. Крозы, которая провела первый в Лондоне сезон итальянских комических опер в театре Кингс. Среди них были "Трое смешных щёголей", в которой любимая песня "Три дня как Нина" иногда приписывалась Чиампи, но, по мнению Уокера, на очень сомнительных основаниях. Летом 1749 года труппа посетила Брюссель, но неизвестно, был ли с ними Чиампи. Осенью 1749 года он посетил Венецию, сочинив комическую оперу "Небрежный".
Вернувшись в Лондон на сезон 1749–1750 годов, Чиампи перешел с труппой Крозы в Малый театр на Хеймаркете после спора между Крозой и Ваннески, импресарио театра Кингс. С 21 ноября по 16 декабря они дали восемь представлений оперы "Небрежный", а в январе 1750 года вернулись в театр Кингс, исполняя комические оперы и две оперы-сериа Чиампи. Сезон был прерван в апреле из-за банкротства импресарио, после чего труппа вернулась в Малый театр на четыре представления.
В следующие три сезона итальянской оперы в Лондоне не было, но Чиампи остался там; он начал публиковать инструментальные сочинения около 1751 года. Его опера "Дидона" была дана девять раз в театре Кингс в сезоне 1753–1754 годов, но версия "Бертольдо", поставленная в декабре 1754 года в театре Ковент-Гарден, похоже, не повторила свой успех на континенте и шла всего три раза. Степень участия Чиампи в сезонах итальянской оперы в Лондоне в этот период неизвестна. К концу 1756 года он, по-видимому, вернулся в Венецию, где возобновил свою оперную карьеру. К Страстной неделе 1760 года он снова был маэстро ди хора в Инкурабили, должность, которую он занимал до своей смерти. Возможно, он также сочинял для Оспедале делла Пьета.
Музыка Чиампи типична для многих композиторов его эпохи, сочетая то, что сейчас считается старомодными (барочными) элементами, с современными (галантными). Даже используя барочный материал, он часто облекал его в регулярные, короткие фразы галантного стиля, хотя иногда — как в арии «Если останусь на берегу» в «Дидоне» (которую Берни считал лучшей из его лондонских опер-сериа) — он достигал эффекта величия и широкого ритмического размаха. Он был приятным и мелодичным, хотя и не выдающимся композитором, и суждение Берни о его вокальных произведениях все еще справедливо: «они не лишены достоинств; у него был огонь и способности, но во всех его сочинениях чего-то не хватает или есть что-то лишнее; я никогда не видел ни одного, которое бы меня полностью удовлетворило, и все же во многих из них есть хорошие места. … Комические песни из «Небрежного» бесконечно лучше его серьезных и убеждают меня, что его жанром был буфф».
Инструментальные произведения Чиампи были опубликованы в Лондоне между 1751 и 1757 годами Джоном Джонсоном и Джоном Уолшем, каждый из которых использовал независимую нумерацию опусов. Это привело к значительной библиографической путанице. Около 1751 года каждый издатель выпустил два набора по шесть трио-сонат — всего 24 различные пьесы, все, кроме одной, в трех частях. Все еще в 1751 году Уолш выпустил шесть двухчастных сонат для клавесина, которые, вероятно, следует считать сочинением 3. Эти сонаты также содержали уведомление «Скоро будут опубликованы 12 сольных пьес для скрипки и клавесина». Ничего, что можно было бы считать сочинением 4, неизвестно, но шесть скрипичных соло составляют сочинение 5, так что, возможно, другой набор из шести, сочинение 4, утрачен. Однако единственная известная копия сочинения 5 ссылается на своей обложке на только что опубликованные шесть концертов для клавесина или органа. Единственный известный набор таких концертов — это сочинение 7, впервые анонсированное в январе 1756 года. Возможно, сохранившаяся копия сочинения 5 является переизданием 1756 года. Чиампи также опубликовал три сборника концертных арий, в основном на тексты Метастазио.
Оперы
Прочие светские вокальные сочинения
Оратории
Духовная музыка
Инструментальная музыка
(все опубликованы в Лондоне)
Ноты сочинений Винченцо (Легренцио) Чиампи на сайте библиотеки IMSLP