Чиампи, Винченцо (Легренцио)
1719 - 1762

Назад

Ciampi, Vincenzo (Legrenzio)

  • Дата рождения: около 1719 года (предположительно)
  • Место рождения: по разным данным, Пьяченца или Неаполь, Италия
  • Дата смерти: 30 марта 1762 года
  • Место смерти: Венеция, Италия

Биография

Винченцо Чиампи был итальянским композитором. Его место и дата рождения, указанные Фети, могут быть неверными; в либретто его часто называли неаполитанцем. Он учился в Неаполе у Лео и Дуранте (возможно, в консерватории Сант-Онофрио), и его первые шесть комических опер были поставлены там в период с 1737 по 1745 год. В течение половины оперного сезона 1746–1747 годов он работал в Палермо, сочинив свою первую оперу-сериа и выступая в качестве маэстро аль чембало для другой постановки. С 1747 года он работал в венецианском Оспедале дельи Инкурабили, сначала помощником маэстро ди хора Дж.Б. Рункера, а затем самим маэстро ди хора (это звание впервые появляется в либретто его следующей оперы "Адриано" в карнавал 1748 года). В этот период он сочинил как минимум 15 мотетов для Инкурабили, и его оратория "Христос от смерти", вероятно, была исполнена там же в 1748 году. Его комическая опера "Бертольдо, Бертольдино и Какасенно" (вероятно, поставлена в Венеции 26 декабря 1748 года) имела большой успех в Париже в 1753 году, где сыграла решающую роль в "Войне буффонов", повлияв через пародию Фавара "Нинетта при дворе" (1755) на развитие французской комической оперы. Говорили, что Фридрих Великий был весьма развлечен этой оперой и первыми буффо Марией и Карло Паганини, которые сыграли важную роль в распространении венецианской комической оперы.

Чиампи был одним из первых музыкальных руководителей Инкурабили, которому предоставили отпуск на несколько лет, и к осени 1748 года он был в Лондоне (его заменил в Венеции Джоаккино Кокки). В Лондоне Чиампи стал композитором и музыкальным руководителем труппы под руководством Дж.Ф. Крозы, которая провела первый в Лондоне сезон итальянских комических опер в театре Кингс. Среди них были "Трое смешных щёголей", в которой любимая песня "Три дня как Нина" иногда приписывалась Чиампи, но, по мнению Уокера, на очень сомнительных основаниях. Летом 1749 года труппа посетила Брюссель, но неизвестно, был ли с ними Чиампи. Осенью 1749 года он посетил Венецию, сочинив комическую оперу "Небрежный".

Вернувшись в Лондон на сезон 1749–1750 годов, Чиампи перешел с труппой Крозы в Малый театр на Хеймаркете после спора между Крозой и Ваннески, импресарио театра Кингс. С 21 ноября по 16 декабря они дали восемь представлений оперы "Небрежный", а в январе 1750 года вернулись в театр Кингс, исполняя комические оперы и две оперы-сериа Чиампи. Сезон был прерван в апреле из-за банкротства импресарио, после чего труппа вернулась в Малый театр на четыре представления.

В следующие три сезона итальянской оперы в Лондоне не было, но Чиампи остался там; он начал публиковать инструментальные сочинения около 1751 года. Его опера "Дидона" была дана девять раз в театре Кингс в сезоне 1753–1754 годов, но версия "Бертольдо", поставленная в декабре 1754 года в театре Ковент-Гарден, похоже, не повторила свой успех на континенте и шла всего три раза. Степень участия Чиампи в сезонах итальянской оперы в Лондоне в этот период неизвестна. К концу 1756 года он, по-видимому, вернулся в Венецию, где возобновил свою оперную карьеру. К Страстной неделе 1760 года он снова был маэстро ди хора в Инкурабили, должность, которую он занимал до своей смерти. Возможно, он также сочинял для Оспедале делла Пьета.

Творчество

Музыка Чиампи типична для многих композиторов его эпохи, сочетая то, что сейчас считается старомодными (барочными) элементами, с современными (галантными). Даже используя барочный материал, он часто облекал его в регулярные, короткие фразы галантного стиля, хотя иногда — как в арии «Если останусь на берегу» в «Дидоне» (которую Берни считал лучшей из его лондонских опер-сериа) — он достигал эффекта величия и широкого ритмического размаха. Он был приятным и мелодичным, хотя и не выдающимся композитором, и суждение Берни о его вокальных произведениях все еще справедливо: «они не лишены достоинств; у него был огонь и способности, но во всех его сочинениях чего-то не хватает или есть что-то лишнее; я никогда не видел ни одного, которое бы меня полностью удовлетворило, и все же во многих из них есть хорошие места. … Комические песни из «Небрежного» бесконечно лучше его серьезных и убеждают меня, что его жанром был буфф».

Инструментальные произведения Чиампи были опубликованы в Лондоне между 1751 и 1757 годами Джоном Джонсоном и Джоном Уолшем, каждый из которых использовал независимую нумерацию опусов. Это привело к значительной библиографической путанице. Около 1751 года каждый издатель выпустил два набора по шесть трио-сонат — всего 24 различные пьесы, все, кроме одной, в трех частях. Все еще в 1751 году Уолш выпустил шесть двухчастных сонат для клавесина, которые, вероятно, следует считать сочинением 3. Эти сонаты также содержали уведомление «Скоро будут опубликованы 12 сольных пьес для скрипки и клавесина». Ничего, что можно было бы считать сочинением 4, неизвестно, но шесть скрипичных соло составляют сочинение 5, так что, возможно, другой набор из шести, сочинение 4, утрачен. Однако единственная известная копия сочинения 5 ссылается на своей обложке на только что опубликованные шесть концертов для клавесина или органа. Единственный известный набор таких концертов — это сочинение 7, впервые анонсированное в январе 1756 года. Возможно, сохранившаяся копия сочинения 5 является переизданием 1756 года. Чиампи также опубликовал три сборника концертных арий, в основном на тексты Метастазио.

Произведения

Оперы

  • "Из беспорядка рождается порядок" ("Da un disordine nasce un ordine") (комическая опера), Неаполь, осень 1737
  • "Беатриче" ("La Beatrice") (комическая опера), Неаполь, карнавал 1740
  • "Леонора" ("La Lionora") (комическая опера), Неаполь, зима 1742
  • "Фламиния" ("La Flaminia") (опера-сериа), Неаполь, весна 1743
  • "Арминий" ("L’Arminio") (опера-сериа), Неаполь, осень 1744
  • "Любовь хитрая" ("L’amore ingegnoso") (комическая опера), Неаполь, осень 1745
  • "Артаксеркс" ("Artaserse") (опера-сериа), Палермо, 1747
  • "Адриан" ("L’Adriano") (опера-сериа), Венеция, карнавал 1748; перераб. как "Адриан в Сирии" ("Adriano in Siria"), Лондон, 1750
  • "Современная школа, или Учительница хорошего вкуса" ("La scuola moderna, ossia La maestra di buon gusto") (комическая опера), Венеция, осень 1748; перераб. как "Учительница" ("La maestra"), Лондон, 1749
  • "Бертольдо, Бертольдино и Какасенно" ("Bertoldo, Bertoldino e Cacasenno") (комическая опера), Венеция, 26 декабря 1748; также известна как "Бертольдо при дворе" ("Bertoldo in corte"), Париж, 1753
  • "Сказка о трех горбунах" ("La favola de’ tre gobbi") (интермедия), Венеция, карнавал 1749; перераб. как "Три горбуна-соперника" ("I tre gobbi rivali"), Потсдам, 1754
  • "Небрежный" ("Il negligente") (комическая опера), Венеция, осень 1749; перераб. как "Неосмотрительный" ("Il trascurato"), Лоди, 1751
  • "Триумф Камиллы" ("Il trionfo di Camilla") (опера-сериа), Лондон, 1750
  • "Дидона" ("Didone") (опера-сериа), Лондон, 1754
  • "Катон в Утике" ("Catone in Utica") (опера-сериа), Венеция, 1756
  • "Химик" ("Il chimico") (комическая опера), Венеция, карнавал 1756–1757
  • "Милосердие Тита" ("La clemenza di Tito") (опера-сериа), Венеция, карнавал 1756–1757
  • "Арсиноя" ("Arsinoe") (опера-сериа), Турин, карнавал 1758
  • "Джангир" ("Gianguir") (опера-сериа), Венеция, 1759
  • "Любовь в карикатуре" ("Amore in caricatura") (комическая опера), Венеция, 1761
  • "Антигона" ("Antigona") (опера-сериа), Венеция, 1762
  • "Аркадия в Бренте" ("L’Arcadia in Brenta") (комическая опера), Бонн, 1771

Прочие светские вокальные сочинения

  • Арии, дуэты и др. в сборниках и рукописях

Оратории

  • "Освобожденная Вифулия" ("Bethulia liberata"), Венеция, 1747
  • "Христос, искомый от смерти и обретенный на Голгофе" ("Christus a morte quaesitus et in Calvario inventus"), Венеция, 1748
  • "Знамя веры" ("Vexillum fidei"), Венеция, 1759
  • "Мудрые и глупые девы" ("Virgines prudentes et fatuae"), Венеция, 1760

Духовная музыка

  • "Торжественная месса" ("Missa solemnis") на 4 голоса, 1758
  • "Те Деум" ("Te Deum") на 4 голоса, 1758
  • "Славься, Царица" ("Salve regina") на 4 голоса
  • Не менее 15 мотетов

Инструментальная музыка

(все опубликованы в Лондоне)

  • 24 сонаты для 2 скрипок и бассо континуо (ок. 1751)
  • 6 сонат для клавесина (1751)
  • 6 концертов для гобоя/флейты, струнных и бассо континуо, соч. 3 (без даты)
  • 6 концертов для флейты/гобоя, струнных и бассо континуо, соч. 4 (ок. 1753)
  • 6 сольных сонат для скрипки и бассо континуо, соч. 5 (ок. 1756)
  • 6 увертюр в 9 партиях для 2 гобоев, 2 валторн, струнных и бассо континуо, соч. 5bis (ок. 1757)
  • 6 концертов в 6 партиях для 3 скрипок, альта и бассо континуо (клавесин, виолончель), соч. 6 (1754)
  • 6 концертов для органа/клавесина и струнных, соч. 7 (1756)
  • "Десятая любимая оперная увертюра" ("A 10th Favourite Opera Overture") для струнных и валторн (1764)

Ноты сочинений Винченцо (Легренцио) Чиампи на сайте библиотеки IMSLP