Чампи, Винченцо (Легренцио)
1719 - 1762)
Назад
Винченцо (Легренцио) Чампи (Vincenzo (Legrenzio) Ciampi) - Итальянский композитор
Родился в 1719 году, Пьяченца - умер 30 марта 1762 года, Венеция.
Место и дата его рождения, Фетис, могут быть неверными; в либретто его часто называют неаполитанцем. Он учился в Неаполе у Лео и Дуранте (возможно, в консерватории Святого Онофрио), и там были поставлены его первые шесть комических опер (1737-45). Он провел в Палермо половину оперного сезона 1746-1747 годов, сочиняя свою первую оперную серию и выступая в качестве маэстро аль Чембало в течение следующего. С 1747 года он работал в Оспедале дельи Инкурабили в Венеции, сначала ассистентом Дж.Б. Ранчер, маэстро ди коро, затем сам маэстро ди Коро (впервые он использует этот титул в либретто своей следующей оперы "Адриано", "Карнавал 1748"). За этот период он сочинил по меньшей мере 15 песнопений для неизлечимых, а его оратория "Христос во гробе", вероятно, была написана там в 1748 году. Его комическая опера "Бертольдо, Бертольдино и Какасенно" (вероятно, поставленная в Венеции 26 декабря 1748 года) имела большой успех в Париже в 1753 году, где она сыграла решающую роль в "Битве буффонов", повлияв через пародию Фавара "Нинетта а-ля кур" (1755) на развитие комической оперы. Говорят, что Фридрих Великий был в восторге от оперы, а также от примадонн Марии и Карло Паганини, сыгравших важную роль в распространении венецианской комической оперы. Чампи был одним из первых музыкальных директоров "Инкурабили", которому был предоставлен отпуск сроком на несколько лет, и к осени 1748 года он уже находился в Лондоне (в Венеции его сменил Джоаккино Кокки). В Лондоне Чампи стал композитором и музыкальным руководителем труппы под руководством Г.Ф. Кросса, которая впервые в Лондоне представила итальянские комические оперы в Королевском театре. В их число входил "Gli tre cicisbei ridicoli", в котором любимая песня "Tre giorni son che Nina" иногда приписывалась Чампи, но, по словам Уокера, на очень сомнительных основаниях. Летом 1749 года труппа посетила Брюссель, но неизвестно, был ли Чампи с ними. Осенью 1749 года он посетил Венецию, где написал комическую оперу "Неглиже". Вернувшись в Лондон на сезон 1749/1750, Чампи перешел с труппой Кросса в Маленький театр на Хеймаркет после спора между Кросса и Ваннески, импресарио Королевского театра. С 21 ноября по 16 декабря они дали восемь постановок "Неглиже", а в январе 1750 года вернулись в Королевский театр, представив комические оперы и две серии опер Чампи. Сезон был прерван в апреле из-за банкротства импресарио, после чего труппа вернулась в Малый театр на четыре представления. В течение следующих трех сезонов в Лондоне не было итальянской оперы, но Чампи остался там; около 1751 года он начал публиковать инструментальные произведения. Его опера "Дидона" была поставлена девять раз в Королевском театре в сезоне 1753/1754 годов, но версия "Бертольдо", поставленная в декабре 1754 года в Ковент-Гардене, похоже, не повторила своего успеха на континенте, ставясь всего три раза. Степень участия Чампи в итальянских оперных сезонах в Лондоне в этот период неизвестна. К концу 1756 года он, по-видимому, вернулся в Венецию, возобновив там свою оперную карьеру. На Страстной неделе 1760 года он снова стал маэстро ди коро в Инкурабили, и занимал этот пост до самой своей смерти. Возможно, он также сочинял для Оспедале делла Пьета. Музыка Чампи, как и музыка многих композиторов его эпохи, сочетает в себе то, что сейчас считается старомодным (барокко), с современными (галантными) элементами. Даже используя материал в стиле барокко, он часто использовал правильные, отрывистые фразы в стиле галант, хотя иногда - как, например, в арии "В ресторане на Лидо" в "Дидоне" (которую Берни считал лучшей в своей лондонской оперной серии) – ему удавалось добиться эффекта величия и широты ритмичный взмах. Он был приятным и мелодичным, если не сказать выдающимся, композитором, и мнение Берни о его вокальных произведениях остается в силе до сих пор: "Они не лишены достоинств; у него были огонь и способности, но во всех его композициях, кажется, чего-то не хватает или избыточно; я никогда не видел ни одного, который был бы полностью удовлетворен". я, и все же во многих из них есть хорошие отрывки. ...Комические песни Il negligente бесконечно лучше, чем его серьезные, и убеждают меня в том, что его жанр был буффонадным’. Инструментальные произведения Чампи были опубликованы в Лондоне примерно между 1751 и 1757 годами Джоном Джонсоном и Джоном Уолшем, каждый из которых использовал независимую серию номеров опусов (на гравюрах Уолша они указаны лишь изредка). Это привело к значительной библиографической путанице, которую до сих пор можно найти в последних изданиях. Примерно в 1751 году каждое издательство выпустило два комплекта из шести сонат–трио - таким образом, 24 разных произведения, все, кроме одного, в трех частях. Еще в 1751 году Уолш издал шесть клавесинных сонат в двух частях, которые, вероятно, следует считать соч.3 (12 сонат-трио, только вторая часть которых имеет номер опуса, указаны на обложке как ранее опубликованные). На этих сонатах также имеется надпись: "В ближайшее время будут опубликованы 12 соло для скрипки и клавесина’. Неизвестно ничего, что можно было бы отнести к op.4, но шесть скрипичных соло составляют op.5, так что, возможно, еще один набор из шести, op.4, утерян. Однако на обложке единственного известного экземпляра соч.5 указано, что шесть концертов для клавесина или органа были опубликованы только что. Единственным известным собранием таких концертов является соч.7, впервые опубликованное в январе 1756 года. Возможно, сохранившийся экземпляр соч.5 был переиздан в 1756 году; Смит и Хамфрис предположительно датируют его 1753 годом, но следует отметить, что в сборнике из шести концертов, соч.6, опубликованном в 1754 году, на обложке указаны 12 сонат-трио и шесть клавесинных партий. соло, но не под скрипичные соло. Чампи также опубликовал три сборника концертных арий, в основном на тексты Метастазио.
Ноты сочинений Винченцо (Легренцио) Чампи на сайте библиотеки IMSLP