Четэм, Джон
1688 - 1746
Назад
Chetham, John
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джон Четэм был английским композитором псалмов. Приходские записи Алмондбери показывают два крещения Джона Четэма, сына Джеймса Четэма: одно 26 декабря 1687 года, другое 8 июня 1688 года; предположительно, первый младенец умер вскоре после крещения. Аксон напечатал письмо 1752 года Уильяма Четэма с подробностями об отце писателя, Джоне Четэме; однако не определенно, что это тот же Джон Четэм, композитор псалмов. Единственными достоверными фактами о Четэме являются его назначения руководителем школы клерков в Скиптоне 7 июля 1723 года и викарием Скиптона 4 февраля 1741 года с жалованьем 30 фунтов в год, а также его погребение.
Значение Четэма в музыке английской приходской церкви весьма considerably, хотя основывается на единственном труде: "Книга псалмодии", опубликованной в Шеффилде в 1718 году, но рекламировавшейся в "Ноттингемском еженедельном курьере" еще 27 февраля 1717 года. К 1787 году она достигла своего 11-го издания и стала enormously популярной на севере Англии. Ее содержимое было заимствовано для десятков других сборников. В приходской церкви Галифакса она стала такой институцией к XIX веку, что последующие органисты сохраняли название, пересматривая содержимое почти до неузнаваемости. Томас Стопфорд (органист 1766–1819) выпустил переработанное издание под названием "Духовная музыка Джона Четэма" в 1811 году. Его преемник Джон Хоулдсворт (органист 1819–1836) составил новое, greatly переработанное издание с полными органными аккомпанементами в 1832 году, которое стало известно как "Псалмодия Читема Хоулдсворта" и выдержало не менее 12 изданий. Джозеф Фробишер (органист 1838–1862) выпустил дополнение. К тому времени, когда в 1879 году вышла "Псалмодия Читема Полмана", мало что осталось, кроме названия, но содержимое сохранилось в других местах. Три его антифона, "Я услышал голос", "Возблагодарите" и "Споем весело", переписывались из одного приходского сборника в другой, но первоисточник был забыт. Два его гимнных напева появились в сборнике "Древние и современные гимны" и до сих пор используются.
Таким образом, "Книга псалмодии" является репрезентативным сборником псалмов, важным в то время, когда многие священнослужители не одобряли приходские хоры и сложную музыку. Четэм пояснял: "Цель этого труда — улучшить и усовершенствовать эту превосходную и полезную часть нашего богослужения, сохранить единообразие в наших приходских церквях и побудить их, насколько это возможно, подражать своим материнским церквям — соборам".
Для этого Четэм предоставил напевы псалмов, как простые, так и цветистые, и простые антифоны, подобные тем, что появлялись в "Божественном спутнике" Генри Плейфорда (1701) и в сборниках Джона Бишопа, Джеймса и Джона Гринов; некоторые были взяты из этих сборников без указания авторства. Антифоны все относятся к "приходской" разновидности: тенор ведет основную мелодию и образует эффектный дуэт с басом, но голосоведение в партиях сопрано и альта часто аномально. Четэм заявлял, что музыку "можно петь в три и два голоса без каких-либо возражений". Некоторые гармонии как в напевах, так и в антифонах, архаичны, даже модальны. Ритмы свободные и часто нотированы incorrectly. Четэм не утверждал, что сочинил какую-либо из этих мелодий. Около половины из них ранее не публиковались, но устная традиция, равно как и рукописная музыка, играла значительную роль в передаче приходской церковной музыки в то время. Вероятно, большая часть новой музыки originated в Западном райдинге Йоркшира.
Четэм сделал еще один шаг в "соборном" направлении, впервые введя гармонизованные псалмовые распевы для песнопений. Как и многие черты его книги, это было скопировано в более поздних сборниках, особенно на севере Англии, и есть основания полагать, что псалмы распевались во многих приходских церквях в том регионе.
Основной труд
Антифоны
Гимнные напевы
Ноты сочинений Джона Четэма на сайте библиотеки IMSLP