Челлери, Фортунато
1688 - 1757
Назад
Фортунато Челлери (Fortunato Chelleri) - Итальянский композитор немецкого происхождения
Родился в 1690 году, Парма - умер 11 декабря 1757 года, Кассель.
Он был мальчиком из церковного хора в часовне Мадонны делла Стекката в Парме (1700-1703), но после смерти его отца-немца, когда Фортунато было 12 лет, и его матери, три года спустя, о нем заботился его дядя по материнской линии Франческо Мария Баззани, священник и маэстро капеллы собора Пьяченцы, который обучал его пению и игре на клавишных. Опера "Гризельда" (1707/8, Пьяченца), которую обычно приписывают Челлери, на самом деле была возрождением постановки Альбинони во Флоренции (1703).; тем не менее, Челлери, возможно, написал шесть новых арий. Это и другие искажения происходят из большой статьи Гербера (GerberL), основанной на предположительно автобиографическом рассказе самого Челлери. Столь же сомнительным является авторство Алессандро иль Гранде (1708, Кремона). Кажется, первой оперой Челлери была "Зенобия в Пальмире", написанная в 1709 году для Барселоны, которая во время войны за испанское наследство восстановила свой статус придворной и организовала оперный сезон с группой итальянцев во главе с Кальдарой, Асторгой и Порсиле.
Передвижения Челлери после его возвращения из Испании в 1710 году остаются недокументированными вплоть до 1715 года, когда, самое позднее, он был нанят в качестве маэстро камерной капеллы палатинским курфюрстом Иоганном Вильгельмом, а после его смерти в 1716 году - его братом Карлом III Филиппом. Неясно, посещал ли Челлери избирательный суд в его различных резиденциях в Германии; его частые поездки в Италию свидетельствуют об обратном. После 1718 года он, возможно, служил вдовствующей курфюрстине Анне Марии Луизе Медичи во Флоренции, куда она удалилась после смерти своего мужа. Возможно, во Флоренции состоялись премьеры двух его опер, позже поставленных в Падуе и Венеции: "Темистокл" и "Инноченца диффеза". Его основная оперная деятельность пришлась на 1715-22 годы и привела его в несколько центров северной Италии. В Венеции Вивальди, ответственный за театр Святого Ангела в 1716-1717 годах, доверил ему вторую оперу сезона "Пенелопа каста", но неудачный исход спровоцировал покушение на Челлери и сатиру в 48 стихах на злополучную постановку. В остальном его карьера в Венеции была умеренно успешной; за восемь лет он написал семь опер, и хотя он не получил похвалы от крупных театров, он был самым молодым композитором, работавшим в городе.
В 1722 году Челлери присоединился к группе музыкантов из Венето (среди них был Джованни Бенедетто Платти), которые поступили на службу к Иоганну Филиппу Францу фон Шенборну, принцу-архиепископу Вюрцбурга. Он был назначен гофкапельмейстером и произведен в придворные советники (гофрат) в 1723 году, в год своей женитьбы на Аполлонии Терезии Папиус, от которой у него родилось трое сыновей. Он писал в основном оратории, как того требовали епископ и его брат, граф Рудольф Франц Эрвейн, который часто переводил тексты ораторий Челлери на немецкий язык и нанимал его в свой частный оркестр в замке Визентайд. Однако новая должность была недолгой, поскольку в 1725 году, вскоре после смерти Иоганна Филиппа, Челлери стал капельмейстером ландграфа Карла Гессен-Кассельского, сменив Руджеро Федели, и переехал в Кассель, где провел большую часть своей дальнейшей жизни.
В октябре 1726 года, после ознакомительной поездки летом 1725 года в Ганновер, где проживал король Англии Георг I, Челлери отправился в Лондон, где работали многие из его итальянских коллег, в частности Пьетро Сандони и его жена (по слухам, бывшая ученица Челлери) Франческа Куццони. Его надежды на поступление в Королевскую академию музыки так и не оправдались, но во время своего десятимесячного пребывания там он ненадолго стал членом Академии старинной музыки (ноябрь 1726 года) и опубликовал сборник арий и кантат, прежде чем вернуться домой в Кассель. Когда в 1730 году ландграф Карл умер, его старший сын и преемник Фридрих, король Швеции с 1720 года, распустил капеллу, и Челлери получал пособие до тех пор, пока не нашел новую должность в другом месте. В 1732 году он на два года поступил на службу ко двору Фридриха в Стокгольме, но, не выдержав северного климата, в 1734 году вернулся в Кассель со званием гофрата, чтобы руководить музыкой для брата Фридриха Вильгельма, управляющего ландграфством.
Творчество Челлери во многом соответствовало географии его профессиональной деятельности, когда после опер в Италии и ораторий в Вюрцбурге его переезд в Кассель и последующее пребывание в Швеции ознаменовали начало его плодотворной карьеры в области инструментальной музыки, ставшей основой его репутации в 18 веке. Его сохранившиеся произведения демонстрируют разнообразие возможностей, доступных композитору его времени в отношении количества, порядка и характера частей, а также, учитывая этот выбор, формального оформления его материала. К рондо, вариациям, простым бинарным и округлым бинарным формам он добавил другие, в которых более четкое разграничение между тонической и доминантной областями в первой части предвосхищает процедуры сонатной формы. Его два комплекта клавесинной музыки конца 1720-х годов написаны в выразительной манере с французскими, итальянскими и немецкими чертами и свидетельствуют о раннем появлении таких инструментов, как бас Альберти, и оригинальном использовании техники чередования рук. Недокументированный орнамент, состоящий из трех диагональных штрихов, по-видимому, обозначает протраву переменной длины. Челлери умел вставить в середине выступления короткую, запоминающуюся фразу в миноре, которая кажется столь же естественной, сколь и неожиданной, в то время как его музыкальная изобретательность и понимание игры на клавишных часто сочетаются в сильных жестах, которые остаются в памяти.
Ноты сочинений Фортунато Челлери на сайте библиотеки IMSLP