Келлери, Фортунато
1688 - 1757
Назад
Chelleri, Fortunato
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Фортунато Келлери был итальянским композитором немецкого происхождения. Он был певчим в капелле церкви Мадонна-делла-Стекката в Парме (1700–1703), но после смерти его немецкого отца, когда Фортунато было 12 лет, и смерти его матери три года спустя, о нем заботился его дядя по материнской линии Франческо Мария Баццани, священник и руководитель капеллы собора Пьяченцы, который обучал его пению и игре на клавишных инструментах. Опера "Гризельда" (1707/1708, Пьяченца), обычно приписываемая Келлери, на самом деле была возобновлением постановки оперы Альбинони для Флоренции (1703); однако Келлери, возможно, contributed шесть новых арий. Это и другие ошибочные атрибуции происходят из длинной статьи Гербера, основанной на предположительно автобиографическом рассказе самого Келлери. Столь же сомнительно авторство оперы "Алессандро иль Гранде" (1708, Кремона). По-видимому, первой оперой Келлери была "Зенобия в Пальмире", сочиненная в 1709 году для Барселоны, которая во время войны за Испанское наследство вновь обрела статус королевской резиденции и организовала оперный сезон с группой итальянцев во главе с Кальдарой, Асторгой и Порсиле.
Перемещения Келлери после его возвращения из Испании в 1710 году остаются недокументированными вплоть до 1715 года, когда, в крайнем случае, он был нанят капельмейстером камерной капеллы курфюрста Пфальца Иоганна Вильгельма и, после его смерти в 1716 году, его братом Карлом III Филиппом. Неизвестно, присутствовал ли Келлери при курфюрстском дворе в его различных резиденциях в Германии; его частые engagements в Италии предполагают обратное. После 1718 года он, возможно, служил вдовствующей курфюрстине Анне Марии Луизе де Медичи во Флоренции, куда она удалилась после смерти мужа. Возможно, две его оперы, впоследствии поставленные в Падуе и Венеции, имели свою премьеру во Флоренции: "Темистокле" и "Невинность защищенная". Его основная оперная деятельность пришлась на 1715–1722 годы и привела его в несколько северо-итальянских центров. В Венеции Вивальди, ответственный за театр Сант-Анджело в 1716–1717 годах, поручил ему вторую оперу сезона, "Целомудренная Пенелопа", но неудачный исход спровоцировал покушение на Келлери и сатиру в 48 стихов на злополучную постановку. В остальном его карьера в Венеции была умеренно успешной; он сочинил семь опер за восемь лет, и хотя он не получал заказов от крупных театров, он был безусловно самым молодым композитором, работавшим в городе.
В 1722 году Келлери присоединился к группе музыкантов из Венето (среди них был Джованни Бенедетто Платти), поступивших на службу к Иоганну Филиппу Францу фон Шёнборну, князю-архиепископу Вюрцбургскому. Он был нанят в качестве придворного капельмейстера и повышен до звания придворного советника в 1723 году, в год его женитьбы на Аполлонии Терезии Папиус, от брака с которой у него было три сына. Он писал в основном оратории, как того требовал архиепископ и его брат, граф Рудольф Франц Эрвайн, который часто переводил тексты ораторий Келлери на немецкий язык и нанимал его в свой частный оркестр в замке Визентхайд. Однако новая должность была недолгой, так как в 1725 году, вскоре после смерти Иоганна Филиппа, Келлери стал капельмейстером ландграфа Карла Гессен-Кассельского, сменив Руджеро Федели, и переехал в Кассель, где провел большую часть своей дальнейшей жизни.
В октябре 1726 года, после ознакомительной поездки летом 1725 года в Ганновер, где проживал английский король Георг I, Келлери отправился в Лондон, где работали многие его итальянские коллеги, notably Пьетро Сандони и его жена (по сообщениям, бывшая ученица Келлери), Франческа Куццони. Его надежды на заказ от Королевской музыкальной академии так и не materialized, но за время его десятимесячного пребывания он ненадолго стал подписчиком Академии старинной музыки (ноябрь 1726 года) и опубликовал сборник арий и кантат, прежде чем вернуться домой в Кассель. Когда ландграф Карл умер в 1730 году, его старший сын и преемник, Фридрих, король Швеции с 1720 года, распустил капеллу, и Келлери была назначена пенсия до тех пор, пока он не найдет новую должность в другом месте. В 1732 году он присоединился ко двору Фридриха в Стокгольме на два года, но, не в силах вынести северный климат, вернулся в Кассель в 1734 году со званием придворного советника, чтобы руководить музыкой для брата Фридриха Вильгельма, администратора ландграфства.
Композиторское творчество Келлери в значительной степени следовало географической схеме его профессиональной жизни: после опер для Италии и ораторий для Вюрцбурга его переезд в Кассель и последующее пребывание в Швеции ознаменовали начало его плодотворной карьеры в области инструментальной музыки, которая стала основой его репутации в XVIII веке. Его сохранившиеся произведения показывают разнообразие вариантов, доступных композитору его времени в отношении количества, порядка и характера частей, а также, с учетом этого выбора, формального расположения его материала. К форме рондо, вариациям, простой двухчастной и закругленной двухчастной формам он добавил другие, в которых более резкое разграничение тонической и доминантовой областей в первой части предвосхищает процедуры сонатной формы. Его два сборника музыки для клавесина конца 1720-х годов написаны в выразительной манере с французскими, итальянскими и немецкими чертами и знаменуют собой ранние появления таких приемов, как альбертиевы басы и оригинальное использование техники чередования рук. Не документированный украшение, состоящее из трех диагональных штрихов, по-видимому, обозначает мордент переменной длины. У Келлери был способ вставлять в середину изложения короткую, запоминающуюся фразу в миноре, которая кажется столь же естественной, сколь и неожиданной, в то время как его музыкальное изобретение и понимание клавиатуры часто сочетаются в сильных жестах, которые остаются в памяти.
Оперы
Светская вокальная музыка
Оратории
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Фортунато Келлери на сайте библиотеки IMSLP