Шедевиль, Николя
1705 - 1782
Назад
Николя Шедевиль (Nicolas Chedeville) - Композитор, аранжировщик, мастер создания мюзеттов, музыкант и педагог
Родился 20 февраля 1705 года, Сере, Эр - умер 6 августа 1782 года, Париж.
Брат Пьера и Эспри Филиппа Шедевиллей. Его двоюродный дед Луи Оттетер был одним из его крестных отцов и, возможно, научил его музыке и искусству обращения с музыкальными инструментами. В начале 1720-х годов он поступил в оркестр оперы в качестве гобоиста и музыканта на мюзетте, а 1 ноября 1725 года занял место Жана Оттетера в Большом оперном театре, сменив Эспри Филиппа. После смерти Жана в 1732 году он получил право занимать этот пост.
2 декабря 1729 года он впервые получил право на публикацию своих собственных сочинений. Сначала на титульных листах этих произведений он называл себя "Шед-виль ле-юнг"; начиная с соч.3, он называет себя “Шед-виль ле-кадет”. Посвящения многих его работ показывают, что он был очень востребован как преподаватель мюзетта у самых высокопоставленных семей Франции. Он обучал принцессу Виктуар примерно с 1750 года, что привело к его назначению мюзетт-руководителем Франции. При изготовлении мюзетта он, по-видимому, увеличил ширину нижней части инструмента, построив мюзетты, идущие вниз до "с" (согласно "Меркюр де Франс", ноябрь 1733 года). The Mercure также сообщил, что он переставил клавиши, чтобы было удобнее играть.
1 июля 1748 года он ушел из оперы, хотя, по словам Ла Борда, согласился вернуться и играть там на мюзетте всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Хотя он сохранял свой пост в Большом оперном театре до самой своей смерти, к 1780 году он, должно быть, исчез из поля зрения, потому что в том году Ла Борд, который утверждал, что он был самым знаменитым исполнителем на мюзетте во Франции, сказал, что он умер; на самом деле он прожил еще два года.
Первые два сборника пьес Николя для мюзетта и шарманки, озаглавленные "Шампанские забавы" (соч.1 и 2), похожи на ранние симфонии его старшего брата; его сочинения с таким же названием, соч.3, более содержательны и технически сложны. Его сочинение №6, вдохновленное походом, в котором он сопровождал принца Конти, содержит фрагменты с названиями сражений, некоторые из которых отражают "военные образы", о которых он упоминал в своем посвящении. В 1737 году он заключил тайное соглашение с Жан-Ноэлем Маршаном, по которому последний получил привилегию гравировать, печатать и продавать произведение Вивальди "Пастор фидо", соч.13, но в нотариальном акте от 17 сентября 1749 года Маршан заявил, что композитором является Шед-виль, а также указал, что Шед-Виль был автором оперы Вивальди "Пастор Фидо". выделил деньги на публикацию и получал соответствующее вознаграждение. Неясно, почему Шед-Виль предпочел, чтобы его собственное произведение было приписано Вивальди и издано под патронажем Маршана, но, возможно, как предположил Леско, он пытался придать мюзетту, своему любимому инструменту, одобрение великого композитора, которого ему не хватало до тех пор.
В это время его интерес к итальянской музыке был особенно силен. 7 августа 1739 года ему была предоставлена привилегия печатать, гравировать и представлять публике свои собственные переложения концертов и сонат итальянских композиторов для мюзетта, шарманки или флейты. В этой привилегии упоминаются имена десяти итальянских композиторов, а также имена Кванца и Махо. В "Письмах о веселых временах" (1739) представлены переложения концерта Вивальди "Ла Примавера", соч.8, №1, а также другие части концертов Вивальди.
Его сочинение op.7 - единственная коллекция, созданная специально для поперечной флейты, гобоя или скрипки. В пьесах присутствует итальянская темповая разметка, большее разнообразие тональностей, чем в произведениях для мюзетта, и более выраженные черты итальянского стиля. В своем сочинении №9, посвященном "прославленным виртуозам", как дамам, так и джентльменам, которые были его учениками, он снова обратился к деревенскому, псевдотуристическому стилю, столь модному в то время. Не разделенные на сонаты или сюиты, эти произведения, по-видимому, отражают мастерство ученика, которому каждое из них посвящено; некоторые из них довольно просты, в то время как в других, таких как "Виртуоз", используется много "двойных стопов" и есть быстрые и сложные пассажи. Соч.14, посвященное принцессе Виктуар, содержит вариации, в том числе 12 по мотивам “Лирики Испании”.
Хотя работы Николя в целом более содержательны и блестящи, чем работы Эспри Филиппа, обе они были в основном предназначены для одной и той же цели – развлечь богатых любителей, которые играли для собственного удовольствия, – и обе хорошо служили этой цели.
Ноты сочинений Николя Шедевиля на сайте библиотеки IMSLP