Шедвиль, Николя
1705 - 1782

Назад

Chedeville, Nicolas

  • Дата рождения: 20 февраля 1705 года
  • Место рождения: Серез, департамент Эр, Франция
  • Дата смерти: 6 августа 1782 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Николя Шедвиль был французским композитором, аранжировщиком, изготовителем мюзетов, исполнителем и учителем, братом Пьера и Эспри Филиппа Шедвилей. Его двоюродный дед Луи Оттетр был одним из его крестных отцов и, возможно, обучал его музыке и искусству изготовления инструментов. В начале 1720-х годов он поступил в оперный оркестр в качестве гобоиста и исполнителя на мюзете, а 1 ноября 1725 года он принял от Эспри Филиппа право наследования должности Жана Оттетра в "Больших гобоях". После смерти Жана в 1732 году он получил официальное право на эту должность.

2 декабря 1729 года он получил свою первую привилегию на публикацию собственных сочинений. Сначала он называл себя "Шедвиль Младший" на титульных страницах этих произведений; начиная с опуса 3, он указывал себя как "Шедвиль Младший". Посвящения многих его произведений показывают, что его как учителя мюзета очень sought после представителями самых высокопоставленных семей Франции. Он преподавал принцессе Виктуар примерно с 1750 года, что привело к его назначению учителем мюзета дам Франции. В своем ремесле изготовителя мюзетов он, по-видимому, расширил нижний диапазон инструмента, создавая мюзеты, доходящие до до первой октавы (согласно "Меркюр де Франс", ноябрь 1733 года). "Меркюр" также сообщал, что он переставил клавиши на малой игровой трубке, облегчив игру.

1 июля 1748 года он ушел из оперы, хотя, согласно Ла Борду, согласился возвращаться для игры на мюзете, когда это будет необходимо. Хотя он сохранил свою должность в "Больших гобоях" до самой смерти, он, должно быть, исчез из виду к 1780 году, потому что в том году Ла Борд, который утверждал, что он был самым знаменитым исполнителем на мюзете, которого когда-либо имела Франция, сказал, что он мертв; на самом деле он прожил еще два года.

Творчество

Николя Шедвиль был ключевой фигурой в популяризации мюзета во Франции XVIII века. Его деятельность как композитора, аранжировщика, изготовителя инструментов и педагога способствовала необычайной моде на этот инструмент в аристократических кругах. Он усовершенствовал конструкцию мюзета, расширив его диапазон и улучшив эргономику. Как композитор, он создал многочисленные произведения, специально предназначенные для мюзета и вёрджинела (колесной лиры), часто аранжируя популярные мелодии своего времени. Его педагогическая деятельность при королевском дворе, особенно обучение принцессы Виктуар, подчеркивает социальный престиж, который приобрел мюзет как инструмент для аристократии. Его творческое наследие отражает переход от барокко к более легкому галантному стилю.

Первые два сборника пьес Николя для мюзета или вёрджинела, озаглавленные "Деревенские забавы" (опусы 1 и 2), схожи с ранними "Симфониями" его старшего брата; его произведения под тем же названием, опус 3, являются более содержательными и технически сложными. Его опус 6, вдохновленный кампанией, в которой он сопровождал принца Конти, содержит части с названиями битв, некоторые из которых выражают "воинственные образы", на которые он ссылался в своем посвящении.

В 1737 году он заключил тайное соглашение с Жан-Ноэлем Маршаном, согласно которому последний получил привилегию на гравировку, печать и продажу произведения в качестве "Верный пастух" Вивальди, опус 13, но в нотариальном акте от 17 сентября 1749 года Маршан заявил, что автором является Шедвиль, также раскрыв, что Шедвиль предоставил деньги на публикацию и получал доходы. Не совсем ясно, почему Шедвиль выбрал приписать свою собственную работу Вивальди и выпустить ее под привилегией Маршана, но, возможно, как предположил Леска, он пытался придать мюзету, своему любимому инструменту, одобрение великого композитора, которого ему не хватало до тех пор.

Его интерес к итальянской музыке был силен в это время. Седьмого августа 1739 года ему была предоставлена привилегия на печать, гравировку и выпуск для публики его собственных аранжировок концертов и сонат итальянских композиторов для мюзета, вёрджинела или флейты. В привилегии упоминаются имена десяти итальянских композиторов, а также Кванца и Мао. "Весна, или Забавные времена года" (1739) содержит аранжировки "Весны" Вивальди, опус 8 номер 1, вместе с другими частями концертов Вивальди.

Его опус 7 — его единственный сборник, предназначенный specifically для поперечной флейты, гобоя или скрипки. Пьесы имеют итальянские обозначения темпа, большее разнообразие тональностей по сравнению с произведениями для мюзета и более выраженные черты итальянского стиля. В своем опусе 9, посвященном "illustrious виртуозам", как дамам, так и господам, которые были его учениками, он вновь обратился к рустическому, псевдодеревенскому стилю, столь модному в то время. Не сгруппированные в сонаты или сюиты, пьесы, по-видимому, отражают мастерство ученика, которому каждая посвящена; некоторые довольно просты, в то время как другие, такие как "Виртуоз", используют множество "двойных нот" и содержат быстрые, сложные пассажи. Опус 14, посвященный принцессе Виктуар, включает вариации, в том числе 12 на тему "Фолий Испании".

Хотя произведения Николя в целом более содержательны и блестящи, чем произведения Эспри Филиппа, оба они basically предназначались для одной и той же цели — развлечения состоятельных любителей, игравших для собственного удовольствия, — и оба хорошо служили этой цели.

Произведения

Оригинальные сочинения

  • "Деревенские забавы" ("Amusements champêtres"), опус 1
  • "Деревенские забавы" ("Amusements champêtres"), опус 2
  • "Деревенские забавы" ("Amusements champêtres"), опус 3
  • Сборник, опус 6 (военные пьесы)
  • Сборник для флейты, гобоя или скрипки, опус 7
  • Сборник пьес для учеников, опус 9
  • Сборник, посвященный принцессе Виктуар, опус 14 (с вариациями, включая "Фолии Испании")

Аранжировки и сочинения, приписываемые другим авторам

  • "Верный пастух" ("Il pastor fido"), изданный как сочинение А. Вивальди, опус 13 (на самом деле сочинение Шедвиля)
  • "Весна, или Забавные времена года" ("Le printems, ou Les saisons amusantes") (1739) — аранжировки концертов Вивальди
  • Аранжировки концертов и сонат итальянских композиторов для мюзета, вёрджинела или флейты (согласно привилегии 1739 года)

Ноты сочинений Николя Шедвиля на сайте библиотеки IMSLP