Шедвиль, Филипп Эспри
1696 - 1762

Назад

Chédeville, Esprit Philippe

  • Дата рождения: 2 сентября 1696 года
  • Место рождения: Улен, Франция
  • Дата смерти: 9 марта 1762 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Эспри Филипп Шедвиль был французским композитором, изготовителем мюзетов и исполнителем на мюзете, братом Пьера Шедвиля. Его карьера в молодости была схожа с карьерой Пьера, и ему было всего 13 лет, когда он начал играть в оперном оркестре. В 1723 году он приобрел право наследования места Жана Оттетра в "Больших гобоях", но когда Пьер умер в 1725 году, он занял место своего брата, а право наследования места Жана перешло к младшему брату, Николя Шедвилю. До смерти Пьера Эспри Филиппа иногда называли "Шедвиль Младший"; после этого он называл себя "Шедвиль Старший". 31 марта 1730 года Эспри Филипп получил свою первую привилегию на публикацию инструментальных сочинений, и вскоре появилось первое из серии произведений, предназначенных в первую очередь для мюзета или колесной лиры, двух самых модных "деревенских инструментов" того времени, на титульной странице которых он описывался как "гобоист королевской камеры" и "музетст Парижской оперы". 1 января 1736 года он ушел из оперы, но продолжал играть в "Больших гобоях", а 18 января 1738 года был принят в "Гобои и мюзеты Пуату". Официально он оставался в обеих организациях до своей смерти, хотя его здоровье, должно быть, пошатнулось к 1760 году, поскольку в течение того года обе должности были заняты другими музыкантами.

Творчество

Сочинения Эспри Филиппа, наряду с сочинениями его брата Николя, значительно расширили репертуар мюзета и способствовали необычайной моде на этот инструмент в первой половине XVIII века во Франции. Предназначенные в первую очередь для музыкантов-любителей, они включают сюиты, сонаты и концерты, а также сборники менуэтов, контрдансов, водевилей и других простых арий и танцев. Сюиты, встречающиеся в сборниках "Симфонии" (опусы 1 и 2), "Галантные дуэты" (опусы 5 и 7) и "Пасторальные празднества" (опус 9), состоят в основном из коротких, простых танцевальных частей, некоторые из которых снабжены названиями или характерными заголовками. Концерты опуса 3, небольшие камерные концерты всего для двух мелодических инструментов и бассо континуо, содержат больше беглых пассажей, чем сюиты. Сонаты и сонатины (опусы 4, 6 и 10) содержат самую изощренную работу Эспри Филиппа. Их части, как правило, несколько длиннее и более развиты, а некоторые содержат виртуозные пассажи. Иногда они требуют "двойных нот", при которых обе игровые трубки мюзета должны звучать одновременно. Эти композиции живы и демонстрируют хорошее мастерство, хотя они сильно опираются на стандартные формулы своего времени. Все они написаны в до мажоре и соль мажоре или миноре, большинство сосредоточено на до, из-за строя бурдонов на большинстве мюзетов того времени. Обширные модуляции не могут быть выдержаны, что приводит к определенной мелодической и гармонической монотонности.

Не менее важными, чем его музыкальные сочинения, были мюзеты, которые изготавливал Эспри Филипп. Многие инструменты работы "Шедвиля Старшего" рекламировались в газете "Афиши, объявления и различные извещения" в период с 1757 по 1783 год, и некоторые из них были весьма элегантными, как, например, мюзет из слоновой кости с мехами, вышитыми серебром и золотом, объявленный 27 апреля 1782 года. Единственный существующий мюзет, изготовленный одним из Шедвилей, известный сегодня, помечен только "ШЕДВИЛЬ"; таким образом, невозможно определить, был ли его изготовителем Эспри Филипп или Николя. Этот инструмент, хранящийся сейчас в Брюссельском музее музыкальных инструментов, оснащен большей и малой игровыми трубками из палисандра, каждая с шестью серебряными клапанами и украшениями из слоновой кости.

Произведения

Оркестровые сочинения

  • "Симфонии", книга 1, опус 1 (1730)
  • "Симфонии", книга 2, опус 2 (к 1731)

Концерты

  • "Деревенские концерты", опус 3 (к 1734)

Камерная музыка

  • Сонаты, опус 4 (к 1737)
  • "Галантные дуэты", опус 5 (к 1742)
  • "Галантные сонатины", опус 6 (к 1742)
  • "Вторая книга галантных дуэтов", опус 7 (к 1742)
  • "Пасторальные празднества", опус 9 (без даты)
  • Сонаты, опус 10 (без даты)

Танцевальная музыка и сборники

  • Первый-Восьмой сборник водевилей, менуэтов, контрдансов и других избранных арий (1732–1737)
  • Первый-Третий сборник менуэтов (к 1737 и 1751)
  • Девятый сборник избранных пьес (к 1742)
  • Первый-Третий сборник контрдансов (к 1742 и 1751)
  • Новый сборник рождественских песнопений (к 1751)
  • Новый Десятый-Одиннадцатый сборник водевилей и других избранных арий (без даты)

Утерянные произведения

  • Сборник рождественских песнопений в дуэте (к 1742)
  • "Триолеты в четырех частях", опус 8 (к 1751)
  • Сборник водевилей в дуэте с тамбурином
  • "Модные арии"

Ноты сочинений Филиппа Эспри Шедвиля на сайте библиотеки IMSLP