Шедвиль, Филипп Эспри
1696 - 1762
Назад
Chédeville, Esprit Philippe
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Эспри Филипп Шедвиль был французским композитором, изготовителем мюзетов и исполнителем на мюзете, братом Пьера Шедвиля. Его карьера в молодости была схожа с карьерой Пьера, и ему было всего 13 лет, когда он начал играть в оперном оркестре. В 1723 году он приобрел право наследования места Жана Оттетра в "Больших гобоях", но когда Пьер умер в 1725 году, он занял место своего брата, а право наследования места Жана перешло к младшему брату, Николя Шедвилю. До смерти Пьера Эспри Филиппа иногда называли "Шедвиль Младший"; после этого он называл себя "Шедвиль Старший". 31 марта 1730 года Эспри Филипп получил свою первую привилегию на публикацию инструментальных сочинений, и вскоре появилось первое из серии произведений, предназначенных в первую очередь для мюзета или колесной лиры, двух самых модных "деревенских инструментов" того времени, на титульной странице которых он описывался как "гобоист королевской камеры" и "музетст Парижской оперы". 1 января 1736 года он ушел из оперы, но продолжал играть в "Больших гобоях", а 18 января 1738 года был принят в "Гобои и мюзеты Пуату". Официально он оставался в обеих организациях до своей смерти, хотя его здоровье, должно быть, пошатнулось к 1760 году, поскольку в течение того года обе должности были заняты другими музыкантами.
Сочинения Эспри Филиппа, наряду с сочинениями его брата Николя, значительно расширили репертуар мюзета и способствовали необычайной моде на этот инструмент в первой половине XVIII века во Франции. Предназначенные в первую очередь для музыкантов-любителей, они включают сюиты, сонаты и концерты, а также сборники менуэтов, контрдансов, водевилей и других простых арий и танцев. Сюиты, встречающиеся в сборниках "Симфонии" (опусы 1 и 2), "Галантные дуэты" (опусы 5 и 7) и "Пасторальные празднества" (опус 9), состоят в основном из коротких, простых танцевальных частей, некоторые из которых снабжены названиями или характерными заголовками. Концерты опуса 3, небольшие камерные концерты всего для двух мелодических инструментов и бассо континуо, содержат больше беглых пассажей, чем сюиты. Сонаты и сонатины (опусы 4, 6 и 10) содержат самую изощренную работу Эспри Филиппа. Их части, как правило, несколько длиннее и более развиты, а некоторые содержат виртуозные пассажи. Иногда они требуют "двойных нот", при которых обе игровые трубки мюзета должны звучать одновременно. Эти композиции живы и демонстрируют хорошее мастерство, хотя они сильно опираются на стандартные формулы своего времени. Все они написаны в до мажоре и соль мажоре или миноре, большинство сосредоточено на до, из-за строя бурдонов на большинстве мюзетов того времени. Обширные модуляции не могут быть выдержаны, что приводит к определенной мелодической и гармонической монотонности.
Не менее важными, чем его музыкальные сочинения, были мюзеты, которые изготавливал Эспри Филипп. Многие инструменты работы "Шедвиля Старшего" рекламировались в газете "Афиши, объявления и различные извещения" в период с 1757 по 1783 год, и некоторые из них были весьма элегантными, как, например, мюзет из слоновой кости с мехами, вышитыми серебром и золотом, объявленный 27 апреля 1782 года. Единственный существующий мюзет, изготовленный одним из Шедвилей, известный сегодня, помечен только "ШЕДВИЛЬ"; таким образом, невозможно определить, был ли его изготовителем Эспри Филипп или Николя. Этот инструмент, хранящийся сейчас в Брюссельском музее музыкальных инструментов, оснащен большей и малой игровыми трубками из палисандра, каждая с шестью серебряными клапанами и украшениями из слоновой кости.
Оркестровые сочинения
Концерты
Камерная музыка
Танцевальная музыка и сборники
Утерянные произведения
Ноты сочинений Филиппа Эспри Шедвиля на сайте библиотеки IMSLP