Шовон, Франсуа
.... - ....
Назад
Chauvon, François
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франсуа Шовон был французским композитором. Он был учеником Франсуа Куперена Второго, которому посвятил свои "Тибиады" (1717), и занимал должности ординарного музыканта короля и, согласно "Меркюр де Франс", объявившему о вышеупомянутом произведении, пристава палаты его королевского высочества монсеньора Регента. Как и в некоторых произведениях его учителя, Шовон пытался привнести итальянский стиль сонаты в традиционные французские танцевальные формы, подход, все еще достаточно новый для того, чтобы он описывал "Тибиады" как "новый жанр пьес для флейты, гобоя, с несколькими сонатами для скрипки". Любопытно, что он не указал инструментовку в отдельных произведениях.
Было естественно, что Шовон также обратился к форме, в которой сочетались французский и итальянский стили, — французской кантате; его два произведения в этом жанре, "Влюбленный философ" и "Нежный отшельник", были опубликованы в 1717 году. "Очарования гармонии" и "Сельские прелести" представляли собой расширение формы кантаты в сторону дивертисмента. Первое из них, с подзаголовком "концерт для голосов и инструментов, разделенный на инструментальные и вокальные арии", появилось в 1723 году, второе — в 1736 году, когда оно было исполнено в Сен-Клу в присутствии короля. Три тома вокальных пьес под названием "Тысяча и одна ария" (1712–1715) состояли из серии "диалогов". Их загадочные тексты, быстрые изменения настроения и размера отражают причудливость, характерную для большей части музыки этого композитора.
Франсуа Шовон представляет интерес как последователь и популяризатор стиля своего знаменитого учителя, Франсуа Куперена. Его творчество развивалось в русле характерного для французской музыки начала XVIII века синтеза национальных традиций с новыми итальянскими веяниями. Шовон экспериментировал с объединением итальянской сонатной формы и французской танцевальной сюиты, что он сам обозначал как "новый жанр". Его вклад в жанр французской кантаты и особенно его обращение к форме дивертисмента, а также вокальные "диалоги" с их причудливой, изменчивой атмосферой, демонстрируют стремление к обновлению музыкального языка и поиску новых выразительных средств в рамках галантного стиля.
Вокальные сочинения
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Франсуа Шовона на сайте библиотеки IMSLP