Шовон, Франсуа
.... - ....

Назад

Chauvon, François

  • Дата рождения: неизвестна
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: неизвестна
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Франсуа Шовон был французским композитором. Он был учеником Франсуа Куперена Второго, которому посвятил свои "Тибиады" (1717), и занимал должности ординарного музыканта короля и, согласно "Меркюр де Франс", объявившему о вышеупомянутом произведении, пристава палаты его королевского высочества монсеньора Регента. Как и в некоторых произведениях его учителя, Шовон пытался привнести итальянский стиль сонаты в традиционные французские танцевальные формы, подход, все еще достаточно новый для того, чтобы он описывал "Тибиады" как "новый жанр пьес для флейты, гобоя, с несколькими сонатами для скрипки". Любопытно, что он не указал инструментовку в отдельных произведениях.

Было естественно, что Шовон также обратился к форме, в которой сочетались французский и итальянский стили, — французской кантате; его два произведения в этом жанре, "Влюбленный философ" и "Нежный отшельник", были опубликованы в 1717 году. "Очарования гармонии" и "Сельские прелести" представляли собой расширение формы кантаты в сторону дивертисмента. Первое из них, с подзаголовком "концерт для голосов и инструментов, разделенный на инструментальные и вокальные арии", появилось в 1723 году, второе — в 1736 году, когда оно было исполнено в Сен-Клу в присутствии короля. Три тома вокальных пьес под названием "Тысяча и одна ария" (1712–1715) состояли из серии "диалогов". Их загадочные тексты, быстрые изменения настроения и размера отражают причудливость, характерную для большей части музыки этого композитора.

Творчество

Франсуа Шовон представляет интерес как последователь и популяризатор стиля своего знаменитого учителя, Франсуа Куперена. Его творчество развивалось в русле характерного для французской музыки начала XVIII века синтеза национальных традиций с новыми итальянскими веяниями. Шовон экспериментировал с объединением итальянской сонатной формы и французской танцевальной сюиты, что он сам обозначал как "новый жанр". Его вклад в жанр французской кантаты и особенно его обращение к форме дивертисмента, а также вокальные "диалоги" с их причудливой, изменчивой атмосферой, демонстрируют стремление к обновлению музыкального языка и поиску новых выразительных средств в рамках галантного стиля.

Произведения

Вокальные сочинения

  • "Тысяча и одна ария" ("Les mille-et-un-air"), для 4 голосов без сопровождения (1712, 1713, 1715)
  • "Вакхическая гамма" ("La gamme bachique"), для 1 голоса, иногда с бассо континуо (1715)
  • Кантата "Влюбленный философ" ("Le philosophe amoureux") (1717)
  • Кантата "Нежный отшельник" ("Le tendre solitaire") (1717)
  • Шесть арий в "Сборниках" Баллара (1717–1719)
  • "Очарования гармонии" ("Les charmes de l'harmonie"), для хора и ансамбля (1723)
  • "Сельские прелести" ("Les agréments champêtres"), пастораль для хора и ансамбля (1736)

Инструментальная музыка

  • "Пьесы для флейты и бассо континуо" ("Pieces for fl, bc") (1713)
  • "Тибиады" ("Tibiades"), для флейты, гобоя, скрипки и бассо континуо (1717)

Ноты сочинений Франсуа Шовона на сайте библиотеки IMSLP