Частийон, Гийом де, Сьер де ла Тур
1550 - 1610
Назад
Chastillon, Guillaume de, Sieur de la Tour
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Гийом де Частийон был французским композитором. Он был членом Реформатской церкви и в 1576 году проживал near церкви Святого Иоанна в Кане. К 1590 году он получил привилезию от Нормандского парламента на издание трех книг "арий, песен и музыки". Первая из них была напечатана в 1592 году в Кане Жаком Манжаном, с посвящением шевалье де Ла Веронну, протестантскому военачальнику, который особенно любил "арии, которые можно было петь одним голосом"; в предисловии Частийон объясняет, что написал этот сборник для друзей, которые предпочитали, чтобы их поэзия была положена на музыку с "сладостью мелодии, а не гармонической глубиной". Из 40 положенных на музыку стихотворений 12 принадлежат Жилю Дюрану де ла Бержери и одно — Малербу. Сохранившаяся партия суперуса иллюстрирует простые, легко орнаментированные силлабические мелодии.
Вторая книга "Арий" (для четырех голосов) вышла в Кане в 1593 году с посвящением королю Генриху IV. Она открывается приветствием "Да здравствует Генрих" с рефреном на пять голосов, за которым следуют 37 "священных и христианских стихотворений", разделенных на три раздела: "Величие Бога"; "Божественная любовь и брак"; "Мирское презрение и надежда на Бога". Среди поэтов — Исаак Абер, Ла-Ну, Мезонфлёр, Деспорт и Дю Белле. Расположенные последовательно по ладам и ключам, большинство арий просты и силлабичны, с легко орнаментированной мелодией, гармонически поддерживаемой тремя нижними голосами в свободном ритме, подобно "размеренной музыке". Более мрачные пьесы изложены в более тяжелой метрической монодии.
Третья книга до сих пор не найдена, но многие другие мелодии Частийона были напечатаны в монодических "Новых ариях и танцевальных песнях" Манжана. В них Манжан утверждал, что использовал партию суперуса из неопубликованных арий Частийона. Аналогично, многие мелодии в "Собраниях самых прекрасных арий" Манжана были подписаны "T.C." (возможно, означая латинскую форму имени композитора: "Turris Castellionis"). Вскоре после смерти Частийона Манжан опубликовал 35 четырехголосных "Арий и песен… найденных в кабинете сьера де ла Тура после его кончины". Священные пародии на эти произведения были опубликованы в Лионе как "Священный Амфион". Том Манжана 1611 года также включает пять арий из "Маскарада Ариона", написанного Частийоном для въезда Генриха IV в Кан в 1603 году.
Два анаграмматических текста в "Ариях" 1593 года и соболезнующий сонет Робера Анго де л'Эспероньера в "Ариях" 1611 года упоминают лютню Частийона. Однако эти отсылки могут быть чисто фигуральными; единственные известные сохранившиеся архивные документы из Кана ссылаются на его деятельность как композитора и книготорговца.
Гийом де Частийон является характерным представителем французской песенной традиции конца XVI - начала XVII века. Его творчество развивалось в двух основных направлениях: светские арии и песни для развлечения, и духовные сочинения, отражающие его протестантское вероисповедание. Стиль его музыки соответствует эстетическим предпочтениям его круга — это простая, ясная мелодика, часто силлабическая, с легкой орнаментикой, предпочитающая "сладость" и доступность гармонической сложности. Его духовные арии, собранные во второй книге, представляют собой интересный пример протестантской вокальной музыки во Франции того периода, сочетающей простоту изложения с серьезностью религиозного содержания. Тесное сотрудничество с печатником Жаком Манжаном обеспечило сохранность и распространение его наследия.
Вокальные сборники
Отдельные произведения
Произведения, приписываемые по инициалам