Шарпантье, Марк-Антуан
1643 - 1704

Назад

Charpentier, Marc-Antoine

  • Дата рождения: 1643 год
  • Место рождения: Париж или окрестности, Франция
  • Дата смерти: 24 февраля 1704 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Марк-Антуан Шарпантье был французским композитором. Хотя он никогда не занимал должности при дворе Людовика XIV, его способности, надежность и продуктивность принесли ему важные посты в Париже и considerableную известность. Затменный при жизни своим более стратегически расположенным современником Люлли и вскоре забытый, только в XX веке он стал признаваться как один из самых одаренных и разносторонних французских композиторов.

Год рождения Шарпантье, долгое время остававшийся неопределенным, был убедительно установлен Патрицией Ранум в 1987 году, хотя и без явных документальных свидетельств. Его отец был парижским мастером-переписчиком, происходившим из семьи нотариусов и торговцев в Мо. Факты о юности и образовании Шарпантье остаются неизвестными, но есть косвенные свидетельства, что он обучался у иезуитов. Не существует документации для часто повторяющихся утверждений, что он происходил из семьи художников и первоначально отправился в Рим изучать живопись. По-видимому, он прибыл туда между маем 1666 и декабрем 1667 годов, и, согласно "Галантному Меркурию" за февраль 1681 года, он три года учился у Кариссими. Исследования вызвали сомнения в том, что Кариссими действительно преподавал ему, но нет сомнений в глубоком усвоении молодым композитором музыки середины века Италии. Среди его сохранившихся автографов — копии "Иеффая" Кариссими и неопубликованной "Месса мирабилес элатионес марис" для четырех хоров Франческо Берретты; среди других римских композиторов, музыку которых он, должно быть, знал, — Доменико Маззокки, Страделла, Бонифацио Грациани, Франческо Фодджа и Пасквини. Себастьен де Броссар, надежный источник, в 1724 году отметил его "потрясающую" музыкальную память и упомянул, что он привез обратно в Париж копии различных итальянских мотетов и нескольких ораторий Кариссими.

Согласно Титону дю Тийе, Шарпантье по возвращении в Париж из Рима (к Великому посту 1670 года) получил апартаменты в обширном Отеле де Гиз от Марии де Лоррен, известной как "Мадемуазель де Гиз". Эта набожная аристократка содержала одно из крупнейших частных музыкальных учреждений Франции, особенно после наследования семейного состояния в 1675 году. Шарпантье, по-видимому, служил у нее в качестве композитора при резиденции и певца ( haute-contre ) вплоть до самой ее смерти в 1688 году; в марте того же года "Галантный Меркурий" отметил, что он "долгое время жил в Отеле де Гиз". Для ее музыкантов Шарпантье написал несколько драматических мотетов ("оратории"), две пасторали на сюжет Рождества, другие мотеты и обработки псалмов, а также "Идиллию на выздоровление короля", прославляющую выздоровление Людовика XIV от анального свища в начале 1687 года. Также для ее ансамбля, который в конечном итоге включал семь певиц и семь певцов, а также инструменталистов, он сочинил шесть светских театральных произведений, включая переработку оригинального пролога к "Мнимому больному" под названием "Венок из цветов". Эти миниатюрные оперы (как их иногда называют), однако, могли быть заказаны мадам де Гиз, менее набожной невесткой мадемуазель де Гиз и женой герцога де Гиза, для исполнения в ее роскошной резиденции в Люксембургском дворце.

Возможно, благодаря своим связям с семьей Гиз, Шарпантье начал в 1672 году длительное сотрудничество с труппой Мольера — "Королевской труппой", переименованной в 1680 году в "Комеди-Франсез". Плодотворное сотрудничество между Мольером и Люлли распалось, когда Люлли начал свою карьеру оперного композитора, обладая монопольными королевскими привилегиями. Когда "Графиня д'Эскарбаньяс", впервые представленная при дворе 2 декабря 1671 года, была сыграна перед парижской публикой 8 июля 1672 года, она имела увертюру Шарпантье и, вместо того чтобы предварять "Балет балетов" с музыкой Люлли (как это было в прошлом декабре), она предваряла возобновление постановки "Брак по принуждению" с новыми интермедиями между актами, написанными Шарпантье. Полностью положены на музыку им были пространный пасторальный пролог, интермедии и другие сцены в последней пьесе Мольера "Мнимый больной", впервые исполненной 10 февраля 1673 года. После смерти Мольера (в тот же день) Шарпантье продолжал писать для труппы около двух десятилетий. Он заменял более раннюю музыку (в основном Люлли) для пьес Мольера и других авторов новым материалом, который соответствовал ограничительным условиям нескольких ужесточающихся указов, полученных Люлли от Людовика XIV и ограничивающих использование музыкантов труппой. Он также сочинил оригинальную музыку для первых постановок семи других сценических произведений.

Уже к концу 1670-х годов Шарпантье был востребован и другими заказчиками. "Галантный Меркурий" за сентябрь 1679 года сообщал, что он предоставил музыку на праздник Святого Людовика для торжественной мессы, спонсируемой придворным художником Шарлем Лебреном; в апреле 1680 года он рассказывал, как во время Страстной недели толпы людей приходили в цистерцианский монастырь Аббе-о-Буа, чтобы послушать его композиции "Заутрени". Он также писал мотеты для высоких голосов для монахинь других монастырей, включая Парижский Пор-Рояль, для которого он также сочинил мессу, включающую не только обычные части ординария, но и проприи, относящиеся к почитаемым в этом монастыре святым — Франциску и Маргарите.

В 1679–1680 годах, а затем снова в 1682–1683 годах и позже, Шарпантье привлекали для создания духовной музыки для капеллы молодого дофина, которая была отделена от королевской капеллы Людовика XIV; по сообщениям "Галантного Меркурия" за март 1681 и май 1682 годов, его мотеты, как говорили, нравились королю. Вероятно, также для музыкантов дофина были предназначены грандиозный драматический мотет, написанный на смерть королевы Марии-Терезии в 1683 году — "In obitum augustissimae nec non piissimae gallorum reginae lamentum" ("Плач на кончину преславнейшей и благочестивейшей королевы французов"), и его столь же монументальная компаньон-пьеса — "De profundis" ("Из глубины"). По-видимому, для тех же музыкантов Шарпантье сочинил две театральные пьесы на придворные сюжеты — "Удовольствия Версаля" и "Праздник в Рёйе", последняя — по просьбе Армана-Жана дю Плесси де Виньеро, герцога де Ришельё, к столетию со дня смерти его двоюродного деда, кардинала и государственного деятеля.

В 1683 году Людовик XIV, реорганизуя королевскую капеллу, провел конкурс среди композиторов для назначения на вновь созданные квартальные должности суб-маэстра (директора музыки и композитора). Шарпантье был одним из 16 конкурсантов, прошедших первый тур из 35 участников, но ему пришлось выбыть из второго тура из-за болезни (согласно "Галантному Меркурию" за апрель). Два месяца спустя король назначил ему пенсию, возможно, в благодарность за его службу дофину. Это было максимально близко к королевскому покровительству, чего достиг Шарпантье, хотя примерно десятилетие спустя, в 1692-1693 годах, он вновь оказался на периферии придворного круга в качестве учителя музыки Филиппа Орлеанского, герцога Шартрского, племянника короля и будущего регента Франции. Для герцога, согласно Броссару, Шарпантье написал краткие "Правила композиции" и приложенное "резюме" принципов аккомпанемента по генерал-басу. Согласно ранним источникам, двое мужчин collaborated над оперой "Филомела", которая была исполнена трижды в апартаментах герцога в Пале-Рояль, но он пожелал, чтобы она не публиковалась, и она не сохранилась.

К тому времени Шарпантье уже около десяти лет был связан с иезуитами, сначала, согласно Титону дю Тийе, в качестве руководителя капеллы в их Коллеже де Клермон (переименованном в 1683 году в Коллеж Людовика Великого), а затем в качестве музыкального руководителя главной иезуитской церкви Парижа, Сен-Луи (позже названной Сен-Поль-Сен-Луи). Броссар отзывался о последней должности как об "одной из самых блестящих" во французской музыкальной жизни; Ле Серф де ла Виевиль называл Сен-Луи "церковью оперы" (и действительно, некоторые рукописи духовной музыки Шарпантье того периода называют певцов, связанных с Опера – Королевской академией музыки, – таких как бас-баритон Жан Дюн).

Помимо сочинения многих религиозных произведений для Сен-Луи, по крайней мере до середины 1690-х годов, Шарпантье также contributed к священным драмам Иезуитского коллежа д'Аркур и Коллежа Людовика Великого. Для последнего он сочинил "Мученика Кельса" в 1687 году (сохранилось только опубликованное либретто) и в 1688 году "Давида и Ионафана", музыка которого сохранилась в полной партитуре 1690 года, переписанной королевским библиотекарем музыки Андре Даниканом Филидором Старшим. Оба произведения были крупномасштабными лиллиевскими "музыкальными трагедиями" в пяти актах с прологом.

Еще до 1687-88 годов иезуиты стали достаточно могущественными, чтобы подобные полностью оркестрованные крупномасштабные драматические произведения не подпадали под ограничения на использование музыки в театрах вне контролируемой Люлли Королевской академии музыки. Со смертью Люлли в 1687 году открылся путь для появления "лирических трагедий" других композиторов даже в Опера. Одно такое произведение Шарпантье было там услышано: "Медея", на либретто Тома Корнеля, младшего брата Пьера, поэта, с которым Шарпантье сотрудничал в более ранних драматических работах ("Цирцея", 1675; "Незнакомец", 1675; "Философский камень", 1681). Премьера "Медеи" состоялась 4 декабря 1693 года. Хотя король принял ее посвящение, и несмотря на то, что декорации были созданы Жаном Бераном (преемником Карло Вигарани, многолетнего художника Опера), а заглавную партию пела великая Марта Ле Рошуа (создательница нескольких героинь Люлли, в частности Армиды), опера не имела большого успеха. Броссар, писавший в 1724 году, приписывал ее холодный прием "кабалам завистливых и невежественных", несомненно имея в виду люллистов, ревностно относившихся к угрозе, которую "итальянизированный" Шарпантье представлял для их покойного кумира. Но, говорил Броссар, "без исключения, именно из этой оперы, более чем из любой другой, можно познать основы хорошей композиции"; она также была "без сомнения, самой искусной и утонченной из всех, что были напечатаны, по крайней мере, со смерти Люлли".

28 мая 1698 года должность музыкального руководителя Святой капеллы — изысканной готической часовни в Дворце правосудия — стала вакантной после смерти Франсуа Шаперона. Броссар надеялся быть назначенным на этот пост, второй по значимости во французской духовной музыке после королевской капеллы в Версале; однако, согласно его словам, Шарпантье добился того, что герцог Шартрский успешно вступился за него, и 28 июня он был назван преемником Шаперона. Шарпантье занимал эту должность до своей смерти. Его обязанности заключались в руководстве музыкой на всех службах и церемониях, сочинении музыки для них и обучении хористов сольфеджио, григорианскому пению, контрапункту и вокальной технике. Судя по немногим сохранившимся партитурам, Шарпантье создал некоторые из своих самых богатых и впечатляющих произведений для Святой капеллы. Среди них — "Мотет для длинного оффертория" (1698-1699) и драматический мотет "Суд Соломона" (1702), оба написанные для ежегодной "Красной мессы" Парламента (названной так по алым мантиям судей); масштабные обработки для Страстной недели 1699 года Псалмов 70, 26 и 16; и шедевр среди его месс — "Вознесена Мария".

Согласно Титону дю Тийе, Шарпантье был похоронен в Святой капелле, но место захоронения неизвестно. Потомкам он оставил загадочную и пронзительную "Эпитафию Карпентария" — странную, полу-сакральную драматическую кантату на латинский текст неизвестной даты, в которой "тень Шарпантье" обращается к двум странникам в загробном мире. Она включает эту исполненную сожаления оценку: "Я был музыкантом, считавшимся хорошим среди хороших, презренным невеждой среди невежд. И поскольку тех, кто презирал меня, было гораздо больше, чем тех, кто восхвалял, музыка стала для меня малой честью и тяжким бременем. И подобно тому, как при рождении я не принес ничего в этот мир, так и при смерти я не унес из него ничего".

Очень мало музыки Шарпантье было опубликовано при его жизни: некоторые арии из "Цирцеи" (Париж, 1676), несколько "серьезных и застольных" арий и (издателем, пользовавшимся королевской монополией, Кристофом Балларом) полная партитура "Медеи" (Париж, 1694); Баллар также опубликовал некоторые небольшие вокальные произведения в выпусках своего периодического издания "Смеси". К счастью, Шарпантье был meticulousым хранителем своих рукописей, которые были тщательно написаны чернилами и собраны в пронумерованные тетради, и он завещал их своему племяннику, Жаку Эдуарду, который был печатником и книготорговцем. Эдуард опубликовал в 1709 году собрание из 12 "малых мотетов"; затем, попытавшись, но не сумев заинтересовать частных покупателей всеми рукописями своего дяди, продал их, уже не в полной сохранности, в королевскую библиотеку в 1727 году. Эти "автографные смеси", как их стали называть, были переплетены в 28 больших томов; их факсимильное издание началось в 1990 году.

Творчество

Марк-Антуан Шарпантье представляет собой уникальное явление во французской музыке эпохи барокко. Будучи одним из немногих композиторов своего времени, кто получил непосредственное образование в Италии (возможно, у Джакомо Кариссими), он сумел органично соединить французские традиции с итальянскими новациями. Его стиль характеризуется глубокой экспрессией, богатой гармонической палитрой и виртуозным владением контрапунктом, что особенно заметно в сравнении с более сдержанной эстетикой его великого современника Жана-Батиста Люлли.

Не занимая официальных постов при королевском дворе, Шарпантье, тем не менее, создал огромное количество произведений в различных жанрах:

  • Духовная музыка стала центральной в его творчестве, особенно в периоды работы для мадемуазель де Гиз и в Святой капелле. Его мессы, мотеты и оратории отличаются монументальностью и драматизмом.
  • Оперы и музыка для театра, включая его magnum opus — оперу "Медея", демонстрируют его умение создавать сложные музыкальные драмы, хотя они и не всегда находили признание у публики, воспитанной на творчестве Люлли.
  • Камерная музыка и светские произведения, созданные для аристократических салонов, отражают изящную, галантную сторону его таланта.

Несмотря на отсутствие признания при жизни, историческое значение Шарпантье огромно. Его творчество служит мостом между итальянской и французской традициями, а его рукописное наследие, одно из самых полных среди композиторов его эпохи, позволяет глубоко изучать музыкальную практику того времени.

Произведения

Оперы и музыка для театра

  • "Медея" ("Médée") (лирическая трагедия, Т. Корнель), 1693
  • "Давид и Ионафан" ("David et Jonathas") (лирическая трагедия, Павийон), 1688
  • "Мнимый больной" ("Le malade imaginaire") (комедия-балет с прологом и интермедиями, Мольер), 1673
  • "Брак по принуждению" ("Le mariage forcé") (комедия-балет с интермедиями, Мольер), 1672
  • "Графиня д'Эскарбаньяс" ("La comtesse d'Escarbagnas") (комедия с интермедиями, Мольер), 1672
  • "Удовольствия Версаля" ("Les plaisirs de Versailles") (дивертисмент), 1682
  • "Венок из цветов" ("La couronne de fleurs") (пастораль), 1685

Духовная музыка

  • Месса "Вознесена Мария" ("Assumpta est Maria")
  • "Суд Соломона" ("Judicium Salomonis") (драматический мотет), 1702
  • "Мотет для длинного оффертория" ("Motet pour une longue offrande"), 1698-99
  • "Плач на кончину королевы" ("In obitum augustissimae nec non piissimae gallorum reginae lamentum"), 1683
  • "De profundis" (мотет)
  • Оратории и духовные кантаты (более 35)

Прочие сочинения

  • "Эпитафия Карпентария" ("Epitaphium Carpentarij") (драматическая кантата)
  • "Идиллия на выздоровление короля" ("Idyle sur le retour de la santé du roi"), 1687
  • "Правила композиции" ("Règles de composition") (теоретический трактат)
  • Несколько сборников "малых мотетов", "серьезных" и "застольных" арий

Ноты сочинений Марка-Антуана Шарпантье на сайте библиотеки IMSLP