Шарпантье, Марк-Антуан
1643 - 1704
Назад
Марк-Антуан Шарпантье (Marc-Antoine Charpentier) - Французский композитор
Родился в 1643 году, Париж - умер 24 февраля 1704 года, Париж.
Хотя он никогда не занимал должности при дворе Людовика XIV, его способности, надежность и продуктивность принесли ему важные посты в Париже и значительную известность. При жизни он был затмеваем своим современником, занимавшим более стратегически важное положение, Люлли, и вскоре забыт, но только в XX веке его признали одним из самых одаренных и разносторонних французских композиторов.
Год рождения Шарпантье, который долгое время оставался неизвестным, был убедительно определен, хотя и без явных документов, Патрицией Ранум (1987). Его отец был парижским мастером-переписчиком, происходившим из семьи нотариусов и торговцев из Мо. Факты о юности и образовании Шарпантье остаются неизвестными, но есть косвенные свидетельства того, что он обучался у иезуитов. Не существует никаких документов, подтверждающих часто повторяемые утверждения о том, что он происходил из семьи художников и первоначально отправился в Рим изучать живопись. Судя по всему, он прибыл туда в период с мая 1666 по декабрь 1667 года и, согласно "Меркюр Галант" от февраля 1681 года, в течение трех лет учился у Кариссими. Исследования вызвали сомнения в том, что Кариссими действительно учил его, но нет никаких сомнений в том, что молодой композитор досконально изучил итальянскую музыку середины века. Среди его сохранившихся автографов - копии "Иеффая" Кариссими и неопубликованной "Миссии чудес Мари" для четырех хоров Франческо Беретты. Среди других римских композиторов, чью музыку он, должно быть, знал, - Доменико Маццокки (в "Священные концерты" 1664 года которого вошли латинские диалоги, предшествующие Шарпантье), Страделла, Бонифацио Грациани, Франческо Фоджа и Пасквини. Себастьен де Броссар, надежный источник, в 1724 году отмечал его "потрясающую" музыкальную память и упоминал, что он привез в Париж копии различных итальянских мотетов и нескольких ораторий Кариссими.
Согласно Титону дю Тийе, Шарпантье, по возвращении в Париж из Рима (к великому посту 1670 года), Мария де Лоррен, известная как "мадемуазель де Гиз", предоставила ему апартаменты в огромном отеле де Гиз. Эта благочестивая аристократка могла похвастаться одним из крупнейших частных музыкальных заведений во Франции, особенно после того, как унаследовала семейное состояние в 1675 году. Шарпантье, по-видимому, был ее резидентом в качестве композитора и певца незадолго до ее смерти в 1688 году. В марте того же года Mercure galant отметил, что он "долгое время жил в отеле де Гиз". Для своих музыкантов Шарпантье написал несколько драматических песнопений ("ораторий"), две пасторали на рождественские сюжеты, другие песнопения и псалмы, а также "Идиллию возвращения святого короля", посвященную излечению Людовика XIV от анального свища в начале 1687 года. Также для ее ансамбля, в который в итоге вошли семь певцов-женщин и семь мужчин, а также музыканты-инструменталисты, он написал шесть светских театральных произведений, в том числе переработанный оригинальный пролог "Мнимой болезни" под названием "Цветочная королева". Однако эти миниатюрные оперы (как их еще называют), возможно, были написаны по заказу мадам де Гиз, менее целеустремленной невестки мадемуазель де Гиз и жены герцога де Гиза, для исполнения в ее роскошной резиденции в Люксембургском дворце.
Возможно, именно благодаря своим связям с семьей Гиз Шарпантье в 1672 году начал долгое сотрудничество с труппой Мольера – "Королевской труппой", переименованной в 1680 году во Французскую Комеди Франсез. Плодотворное сотрудничество Мольера и Люлли прекратилось, когда Люлли, обладая монопольными королевскими привилегиями, начал свою карьеру оперного композитора. Когда, впервые представленная при дворе 2 декабря 1671 года "Графиня д'Эскарбанья", была показана парижской публике 8 июля 1672 года с увертюрой Шарпантье, и вместо Люлли (как это было в декабре прошлого года), и с новыми антрактами Шарпантье. Им были полностью положены на музыку длинный пасторальный пролог, интермедии и другие сцены из последней пьесы Мольера "Воображаемая болезнь", впервые поставленной 10 февраля 1673 года. После смерти Мольера (в тот самый день) Шарпантье продолжал писать для труппы около двух десятилетий. Он заменил более раннюю музыку (в основном Люлли) к пьесам Мольера и других авторов новым материалом, который соответствовал ограничительным условиям нескольких все более драконовских постановлений, полученных Люлли от Людовика XIV, что ограничивало использование труппой музыкантов. Он также написал оригинальную музыку для первых серий семи других сценических работ.
Уже к концу 1670-х годов Шарпантье пользовался спросом у других. Газета " Меркюр галант" в сентябре 1679 г. сообщила, что он поставил музыку на праздник Святого Людовика для торжественной мессы, организованной придворным художником Шарлем Ле Бруном; в апреле 1680 г. в ней рассказывалось, как на Страстной неделе толпы людей ходили в цистерцианский монастырь аббатства о-Буа, чтобы послушать Тенебрэ. сочинения, написанные придворным художником Шарлем Ле Бруном. его. Он написал песнопения с высокими частотами для монахинь других монастырей, в том числе Порт-Рояля де Пари, для которых он также написал мессу, включающую не только обычные предметы первой необходимости, но и предметы, имеющие отношение к любимым святым этого монастыря, Франциску и Маргарите. В 1679-80 и снова в 1682-3 и позже Шарпантье вызывали для исполнения духовной музыки для капеллы молодого дофина, которая была отделена от Королевской капеллы Людовика XIV; по словам "Меркюр Галант", его песнопения должны были понравиться королю в марте 1681 и мае 1682 годов. Вероятно, также для музыкантов Дофина была написана огромная драматическая пьеса " Смерть в 1683 году королевы Марии-Терезы" в " Obitum augustissimae non piissimae gallorum reginae" и ее столь же масштабная сопутствующая пьеса "a De profundis" (№ 189). По-видимому, для тех же музыкантов Шарпантье написал две театральные пьесы на придворные темы "Версальские площади" и "Праздник де Рюэй", последняя по просьбе Армана-Жана дю Плесси де Виньеро, герцога Ришелье, в честь столетия его двоюродного дедушки, кардинала и государственного деятеля.
В 1683 году Людовик XIV, реорганизуя Королевскую капеллу, провел конкурс среди композиторов на назначение на вновь созданные ежеквартальные должности су-мэтра (музыкального руководителя и композитора). Шарпантье был одним из 16, кто пережил первый раунд из 35 участников, но ему пришлось отказаться от участия во втором из-за болезни (согласно данным Mercure galant за апрель). Два месяца спустя король назначил ему пенсию, возможно, в благодарность за его заслуги перед дофином. Это было так близко, что Шарпантье попал под королевское покровительство, хотя примерно десять лет спустя, в 1692-3 годах, он снова был на периферии придворного круга в качестве учителя музыки у Филиппа Орлеанского, герцога Шартрского, племянника короля и будущего регента Франции. Для герцога, по словам Броссара, Шарпантье написал краткие правила композиции и прилагаемое "краткое изложение" принципов аккомпанемента фигурного баса (№ 551). Согласно ранним источникам, эти двое мужчин сотрудничали в опере " Филомела", которую трижды играли в апартаментах герцога в Пале-Рояле, но он не хотел, чтобы она была опубликована, и она не сохранилась.
К тому времени Шарпантье уже около десяти лет был связан с иезуитами, сначала, согласно Титону дю Тийе, в качестве мэтра часовни в их Коллеж де Клермон (переименованный в 1683 году в Коллеж де Луи-ле-Гран), а затем в качестве мэтра музыки главной иезуитской церкви в Париже, Св. Луи (позже названный Сент-Поль-Сент-Луис). Броссар назвал последний пост ‘одним из самых блестящих’ во французской музыкальной жизни; Ле Серф де ла Вьевиль назвал Сент-Луис "школой оперы" (и фактически некоторые из рукописей Шарпантье по духовной музыке этого периода называют певцов, связанных с Оперой - Королевской музыкальной академией, - таких как бас-баритон Жан Дан).
Помимо написания многих религиозных произведений для Сент-Луиса по крайней мере до середины 1690-х годов, Шарпантье также участвовал в священных драмах иезуитского коллежа д'Харкур (№ 498) и Коллеж де Луи-ле-Гран. Для последнего он написал " Мученика Цельса" в 1687 году (сохранилось только опубликованное либретто) и " Давида и Ионафана" в 1688 году, его музыка сохранилась в полной партитуре 1690 года, скопированной музыкальным библиотекарем короля Андре Даниканом Филидором л'айне. Оба произведения были полнометражными трагедиями Луллиана в музыке, в пяти действиях с прологом.
Еще до 1687-8 иезуиты стали достаточно могущественными, чтобы на такие масштабные драматические произведения, полностью написанные, не распространялись ограничения на музыку в театрах за пределами Королевской академии музыки, контролируемой Люлли. Со смертью Люлли в 1687 году был открыт путь для того, чтобы другие исполнители исполняли лирические трагедии даже в Опере. Там прозвучала пьеса Шарпантье " Медея" с либретто Томаса Корнеля, младшего брата Пьера и поэта, с которым Шарпантье сотрудничал в более ранних драматических произведениях (Цирке, 1675; Л'инконню, 1675; Ла Пьер Философале, 1681). Премьера "Медеи" состоялась 4 декабря 1693 года. Хотя король принял его посвящение, и хотя декорации были написаны Жаном Бераном (преемником Карло Вигарани, давним дизайнером Оперы), а главную роль исполнила великая Марта Ле Рошуа (создатель нескольких героинь Люлли, в частности, Армиды), это было не так уж и важно. не большой успех. В 1724 году Броссар приписал плохой прием этому "клике завистников и невежественных", несомненно имея в виду убаюкивающих ревнивцев к угрозе, которую "итальянизированный" Шарпантье представляет для их покойного героя. Но, сказал Броссар, "все без исключения именно из этой оперы, больше, чем из любой другой, можно почерпнуть основы хорошего сочинения"; она также была "без сомнения, самой искусной и изысканной из всех, которые были напечатаны, по крайней мере, со времени смерти Люлли".
20 мая 1698 года должность мэтра музыки в Сент-Шапель, изысканной готической часовне во Дворце правосудия, стала вакантной после смерти Франсуа Шаперона. Броссар надеялся, что его назначат на этот пост, второй во французской духовной музыке только после Королевской капеллы в Версале; однако, по его словам, Шарпантье убедил герцога Шартрского успешно ходатайствовать от его имени, и 28 июня он был назван преемником Шаперона. Шарпантье занимал эту должность до своей смерти. В его обязанности входило руководить музыкой на всех службах и церемониях, сочинять для них музыку и обучать хористов сольфеджио, простой песне, контрапункту и вокальной технике. Шарпантье написал некоторые из своих самых богатых и впечатляющих работ для Сент-Шапель, судя по немногим сохранившимся его партитурам к ней. Среди них " Мотет для долгих странствий" (1698-9) и драматический " Мотет правосудия Соломониса" (1702), оба написаны для ежегодной "Красной мессы" парламента (названной в честь " Алых одежд судей") и др.
По словам Титона дю Тийе, Шарпантье был похоронен в Сент-Шапель, но местонахождение могилы неизвестно. Потомкам он оставил загадочную и острую эпитафию " Карпентарий" (№ 474), странную, полусвященную драматическую кантату на латинский текст, дата которой неизвестна, в которой "тень Шарпантье" обращается к двум странникам в подземном мире. В нем содержится такая печальная оценка: "Я был музыкантом, которого хорошие считали хорошим, невежественные презирали как невежественного. И поскольку тех, кто презирал меня, было гораздо больше, чем тех, кто восхвалял меня, музыка стала для меня маленькой честью и тяжелым бременем. И точно так же, как при своем рождении Я ничего не принес в этот мир, Я ничего не взял из него после своей смерти ".
Очень мало музыки Шарпантье было опубликовано при его жизни: несколько арий из Цирке (Париж, 1676), несколько арий Серье и буар и (издателем музыки, пользовавшимся королевской монополией, Кристофом Баллардом) полная партитура " Медеи" (Париж, 1694); Баллард также опубликовал несколько арий из Цирке (Париж, 1676), несколько арий Серье и буар и (музыкальным издателем, пользовавшимся королевской монополией, Кристофом Баллардом) полная партитура "Медеи" (Париж, 1694); Баллард также опубликовал несколько арий из Цирке (Париж, 1676). небольшие вокальные произведения в выпусках его периодического издания "Месланги". К счастью, Шарпантье тщательно следил за своими рукописями, которые были тщательно написаны чернилами и собраны в пронумерованные пачки, и он завещал их племяннику Жаку Эдуарду, который был типографом и продавцом книг. Эдуард опубликовал в 1709 году сборник из 12 маленьких песнопений; затем, стремясь заинтересовать частных покупателей всеми рукописями своего дяди, но не сумев, продал их, уже не полностью сохранившиеся, Королевской библиотеке в 1727 году. Эти "автографы Месланжа", как они стали известны, были переплетены в 28 больших томах; публикация в факсимильном издании началась в 1990 году.
Ноты сочинений Марка-Антуана Шарпантье на сайте библиотеки IMSLP