Шампьон, Жак, сьер де Ла Шапель
1555 - 1642
Назад
Champion, Jacques, Sieur de La Chapelle
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жак Шампьон, известный под именем Ла Шапель, был французским клавишником и композитором, отцом знаменитого клавесиниста Жака Шампьона де Шамбоньера. Свидетельством его даты рождения является упоминание Мерсенна о нем как о "восьмидесятилетнем" около 1635 года, подкрепленное более поздними заявлениями самого Шампьона, в которых он упоминает свою старость. Десятого марта 1564 года он был уже достаточно взрослым, чтобы быть крестным отцом, и женился незадолго до двадцать седьмого мая 1580 года. Сообщение этой даты предоставляет первое свидетельство его трудоустройства — в качестве органиста и камер-служителя у короля Генриха Третьего, должность, которую он, возможно, унаследовал от своего отца, Тома Шампьона. Позже он описывается как "игрок на спинете", но его интерес к органу, очевидно, продолжался, поскольку он был членом комитета, который в 1610 году принимал вновь увеличенный орган в соборе Парижской Богоматери. Нет записей о смерти его первой жены, и детей у них не было, по крайней мере, никто не дожил до семнадцатого века. Но тридцать первого января 1601 года он взял в жены Анну, дочь Робера Шастрио, "оруженосца, сьера де Шамбоньер". Шамбоньер было небольшим поместьем в коммуне Ле-Плесси-Фё-Оссу, около пятидесяти пяти километров к востоку от Парижа, и в пятнадцати километрах от Шом-ан-Бри, родины семьи Куперен. Брачный договор идентифицирует жениха как "Жака Шампьона, оруженосца, сьера де Ла Шапель, ординарного камер-служителя короля, проживающего в Париже, на улице де ла Шанверри, прихода Сен-Эсташ", показывая, что в какой-то момент после 1580 года он приобрел титул младшего дворянства, Ла Шапель, под которым был известен в определенных документах и, возможно, как композитор.
Первым из его троих детей был Жак Шампьон де Шамбоньер. Многие годы его отец считал, что он будет единственным, и осыпал его всеми благами, которые были в его власти, включая право наследования его королевской должности. Когда родились дочь и еще один сын, почти ничего не осталось, и тот факт, что Шампьон счел необходимым обратиться к закону, чтобы обеспечить хотя бы частичное исправление дисбаланса, говорит о его понимании характера старшего сына. В декларации от десятого апреля 1631 года, которая является источником многих биографических подробностей для всей семьи, он приказал, чтобы сразу после его смерти Шамбоньер выплатил в общей сложности три тысячи ливров своей матери, брату и сестре в обмен на должность и другие benefits, предоставленные ему отцом. По сути, Шамбоньеру приказывали выкупить должность у своей семьи, и если бы он отказался из "неповиновения и неблагодарности", его отец умолял короля не принимать его на службу. Он поступил так решительно, чтобы сохранить гармонию между его тремя детьми, но он мог не беспокоиться. В 1639 году его дочь Луиза вышла замуж за пьемонтского дворянина, а его младший сын, Никола, или Жан-Никола, который унаследовал титул "сьер де Ла Шапель", стал капитаном в полку графа д'Аркура, танцевал в придворном балете и в 1656 году получил право наследования должности своего брата и покойного отца — других записей о его музыкальной деятельности нет, хотя королевский акт выражает удовлетворение его способностями, — но он не смог занять ее, по-видимому, из-за своей преждевременной смерти.
Завещание Жака Шампьона датировано четвертым июня 1632 года и называет его "рыцарем ордена Святого Михаила". Он фигурирует в платежных ведомостях в последний раз в январе 1638 года, и его сын, который к тому времени, должно быть, взял на себя его функции, появляется рядом с ним как наследник должности. Жалованье составляло шестьсот ливров в год, с примерно такой же суммой добавок на содержание, восемьдесят ливров на содержание лошади и сто пятьдесят ливров на перемещение клавесина. Дата его смерти приведена в пометке на полях в личном экземпляре "Всеобщей гармонии" Мерсенна.
В предисловии к тому же труду Мерсенн говорил о "глубоких знаниях и прекрасном туше Шампьона на клавесине". В 1621 году Джон Булл посвятил ему "Het joweel voor capelle" ("Сокровище для капеллы"), и источник этой композиции содержит три пьесы, которые Дарт приписал ему: "Фантазия де Шаппель", "Павана-симфония де Шаппель" и "Гальярда де Шапель"; четвертой пьесой может быть "Аллеманда де Шапель", на которую Свелинк, возможно, написал две вариации. Эта музыка, если она действительно принадлежит Шампьону, — Апель не соглашался, — является thoroughly ретроспективной по стилю и позволяет предположить, что хотя Шамбоньер, возможно, получил свою солидную контрапунктическую основу от отца, он не унаследовал от него свободной мелодической широты и богатых клавирных фактур. По словам Дарта, пять танцевальных пьес "де шапель", одна датированная 1619 годом, находились в утраченной рукописи Кларка.