Шамбоньер, Жак Шампион де
ок.1602 - 1672

Назад

Жак Шампион де Шамбоньер (Jacques Champion de Chambonnieres) - Французский композитор, клавесинист, педагог

Родился около 1602 года - умер в 1672 году.

Фамилия Шамбоньеров была Шампион, а его отец носил титул сьера де ла Шапель, но потомки всегда знали его под титулом деда по материнской линии, владельца небольшого поместья примерно в 55 км к востоку от Парижа. Хотя никаких записей не сохранилось, он вряд ли родился намного раньше, чем через год после свадьбы его родителей, контракт на которую был составлен 31 января 1601 года, и, если верить двум другим документам, он вряд ли мог родиться намного позже. Во-первых, 20 июня 1608 года некий "Жак де ла Шапель, сын месье де ла Шапеля, музыкант из Леруа" стал крестным отцом маленькой девочки. Крестной матерью была "Анна Шамбоньер, женщина-Ля Шапель", так что не может быть никаких сомнений в том, чья это семья. И все же, если крестным отцом был Шамбоньер, ему было не намного больше шести лет, но не так уж и мало, чтобы исполнить каноническую обязанность держать младенца на руках. Поскольку оригинал документа погиб при разрушении парижского Ратуши в 1871 году, следует полагаться на приведенную выше сокращенную расшифровку Лаборда, в которой говорится об отце и сыне по фамилии Ла Шапель; но если только не предположить, что отцом был Томас Чампион, давно умерший и никому не известный к тому времени. имя, сын и крестный отец, должно быть, были младшими Шамбоньерами, которых Мерсенн, когда впервые упомянул о нем, действительно назвал "младшими капеллами’. Во втором документе – заявлении от 1631 года – говорится, что Шамбоньер получил отказ от придворной должности своего отца в сентябре 1611 года, и к этому времени он, должно быть, был уже достаточно взрослым, чтобы проявить достаточный талант, чтобы оправдать это.

Есть лишь косвенные упоминания о первых 20 годах жизни Шамбоньера. Ему, должно быть, было около 20 лет, когда он впервые женился; о его жене ничего не известно, кроме ее имени - Мари Леклерк. Когда Жак Шампьон (второй) говорил в своем заявлении о "поддержке и продвижении по службе", которые его старший сын получал "как до женитьбы, так и после", о преимуществах, которые "в старости" он не смог предоставить своим двум младшим детям, он подразумевал, что свадьба состоялась до того, как покойный и, очевидно, неожиданное рождение этих детей. Преимущества были немаловажными: "соммес отрицателей", "драгоценности" и "золотые пироги" на сумму 4500 ливров. Каким образом Шамбоньер унаследовал титул своего деда, неизвестно, но имя, если не звание – сеньория, баронство или маркизат, в зависимости от прихоти, – похоже, никогда не оспаривалось, и оно используется в юридических документах, включая королевский ордер. Тем не менее, хотя он, очевидно, время от времени занимал это поместье, есть некоторые сомнения в том, принадлежало ли оно ему (см. ниже).

В завещании его отца от 4 июня 1632 года Шамбоньер назван "дворянином королевской палаты’. Зарплата, положенная за эту должность, и дата, когда он ее получил, неизвестны; предположительно, его обязанности были теми, которые его отец больше не мог выполнять. Будь то при мрачном дворе Людовика XIII или в недавно расцветших салонах и на частных концертах, Шамбоньер демонстрировал свои таланты клавесиниста, завоевав репутацию, которая, судя по двум упоминаниям Мерсенна, возникла совершенно неожиданно в начале 1630-х годов. Мерсенн ("МерсеннеХУ", "общее предисловие"), назвав его "младшим Шапелем" (стр. 141), продолжил: "обычно его называют бароном де Шанбоньер, которому почти нет равных во всем мире" (хотя он отметил мнение старшего Ла Шапеля о том, что дедушка Томас превзошел их оба). Таким образом, Шамбоньер уже зарекомендовал себя как игрок и начал свое восхождение по социальной лестнице. Чуть позже Мерсенн похвалил его еще более высоко (хотя и понизил в звании).:

Послушав игру на клавесине сьера де Шамбоньера … Я могу только выразить свои чувства, сказав, что после этого человек ничего не должен слышать, независимо от того, желает ли он, чтобы прекрасные мелодии и прекрасные аккомпанементы сочетались друг с другом, красоту ритма, изящество прикосновения или легкость и быстроту рук... можно сказать, что этот инструмент встретил своего непревзойденного мастера.

В 1637 году Шамбоньер получал то же жалованье, что и его отец; с 1640 по 1643 год в отчетах упоминаются оба, но указывается только одно жалованье, в то время как в 1644 году Шамбоньер числится только в качестве помощника шерифа (Ледбеттер, 6). Таким образом, его отец, по-видимому, постепенно отказывался от своих обязанностей по меньшей мере в течение десяти лет, вплоть до своей смерти в 1642 году.

Аплодисменты Шамбоньер вызывал не только как клавесинист, поскольку он также тщательно стремился овладеть аристократическим искусством танца. Впервые он появился в "Морском балете", танцевал перед их величествами в Арсенале 25 февраля 1635 года; позже, бок о бок с юным Людовиком XIV и Люлли, он танцевал в "Королевском ночном балете" (23 февраля 1653 года) и в балете, поставленном Карло Капроли.Опера "Свадьба Пелео и Тети" (14 апреля 1654).

Первый из нескольких нотариальных актов, подтверждающих организацию Шамбоньерами серии концертов, которые, возможно, стали первыми платными, датирован 17 октября 1641 года; "Собрание почетных гостей", которое Кристиан Гюйгенс часто посещал осенью 1655 года, возможно, было его продолжением. В соответствии с этими актами десять музыкантов были наняты выступать каждую среду и субботу в полдень в течение года с зарплатой в 150 ливров каждый "для участия в музыкальном концерте’. В следующем номере от 13 декабря сообщается, что Жан Делен, один из нанятых Шамбоньером музыкантов, арендовал зал на улице Моконсей (в нескольких сотнях метров к северу от Сент-Эсташа) на те же дни по десять ливров за раз. Собрания здесь называются "консулы музыки в королевском академическом институте", что указывает на королевскую поддержку, а имя Шамбоньера не упоминается; возможно, он назначил Делина управляющим. Тот факт, что зал использовался для проведения свадеб и был оборудован скамейками, которые должны были оставаться на своих местах для музыкальных собраний, наводит на мысль о чем–то, напоминающем концерты в современном понимании этого слова; конечно, нереалистично представить, что Шамбоньер планировал выкладывать около 2500 ливров в год - почти вдвое больше придворного жалованья своего отца и вознаграждение, вместе взятое, – без перспективы какой-либо отдачи, кроме острых ощущений от роли великого сеньора в частном музыкальном заведении. О музыке, которая исполнялась, можно сказать только, что она была как вокальной, так и инструментальной, поскольку по крайней мере двое, а возможно, и трое музыкантов были певцами. За исключением виолончелиста и самого Шамбоньера, на каких инструментах они играли, не указано.

В 1643 году, через год после смерти отца Шамбоньера, умер Людовик XIII, и регентшей стала Анна Австрийская. У нее был свой собственный клавесинист Шарль Анри Шабансо де ла Барр, так что у Шамбоньера, несомненно, было достаточно времени для своих собраний и преподавания. Однако именно ему, а не Ла Барру, королева поручила купить клавесин для своего сына, семилетнего Людовика XIV: 17 сентября 1645 года Шамбоньер возместил его расходы в размере 600 ливров.

Примерно в 1650 году он достиг пика своей карьеры. В Нидерландах Константин Гюйгенс усердно распространял свою славу среди всех, кто был готов слушать, и, по-видимому, именно благодаря ему примерно в 1649 году Фробергер получил несколько произведений Шамбоньера. Не позднее 1651 года, а возможно, и годом ранее, трое братьев Куперен, Луи, Шарль и старший Франсуа, приехали из близлежащего города Шом в Шамбоньер, чтобы спеть серенаду хозяину поместья в день его именин, удивив и обрадовав его до такой степени, что он спел всех троих в день рождения. Парижский музыкальный мир. В какой-то момент этого периода, должно быть, умерла его жена, поскольку 16 декабря 1652 года он женился на Маргарите Ферре, дочери судебного пристава, и назначил ей приданое в размере 3000 ливров. В том же году войска Фронды опустошили регион Бри, что, возможно, нанесло ущерб финансовому положению Шамбоньера. Возможно, именно с целью возместить такие потери он предложил королеве Швеции Кристине временную помолвку. Константин Гюйгенс (единственный источник этой истории) написал своему другу при шведском дворе 28 мая 1655 года, что был бы рад, если бы королева отправила шамбоньеров в турне по Брабанту. Хотя прием, который он оказал Христиану Гюйгенсу в Париже следующей осенью – включая карету и лошадей, ужины и участие в "Собрании знатных дам", – едва ли передает впечатление бедности, его единственное сохранившееся письмо, написанное Кристиану 8 января 1656 года (см. иллюстрацию) после возвращения последнего из Парижа, вряд ли передает его бедность. в Гаагу, подтверждает свою заинтересованность в поездке на север. В июне того же года король издал указ, в котором передавал свой пост своему брату Николасу и разрешал последнему замещать его в его отсутствие, но к осени сама Кристина оказалась в Париже, и от запланированной поездки пришлось отказаться.

В ноябре 1660 года контакты с Гюйгенсами возобновились, и примерно в конце следующего года, теперь уже называвший себя маркизом, Шамбоньер наконец встретился с Констанцием. Однако титул был слабым утешением: в письме от 13 августа 1662 года, рекомендовавшем его на должность в избирательном суде Бранденбурга, Константин Гюйгенс упомянул об отвращении Шамбоньера к тому, что "пенсия в размере около 1000 экю в год" была урезана "низкой и злобной кликой, которая правит при этом дворе’, таким образом, характеризуя ситуацию, которая вряд ли может быть не связана с назначением Люлли управляющим музыкальной палатой годом ранее. Изменился даже тон писем Кристиана: 20 декабря 1660 года он писал о том, что слышал, как Шамбоньер играет и поет мелодию, которая "показалась мне весьма посредственной", а 14 сентября 1662 года он написал так: "Положение маркиза де Шамбоньера было бы плачевным, если бы он не играл так хорошо". все это осталось в прошлом. Когда я видел его в последний раз, он снова пытался убедить меня, что больше не играет на клавесине – теперь он действительно был бы несчастлив, если бы не владел этим искусством.

Наконец, 23 октября 1662 года, когда его брат Николя, по-видимому, умер, Шамбоньер продал д'Англеберу свой пост за 2000 ливров на условиях, которые предусматривали, что д'Англебер должен немедленно принять на себя все обязанности, но не получать никакого вознаграждения. Затем последовал сложный судебный процесс по вопросу о разрешении на перемещение клавесина, который, похоже, был урегулирован мирным путем, несмотря на кажущийся однобоким контракт. Причина отставки Шамбоньера, о которой часто говорят, была раскрыта Лесюром (1960) в замечании альтиста Жана Руссо: "Кто не знает, что месье де Шамбоньерз не мог аккомпанировать [на басу] и что именно из-за этого он был вынужден оставить свою должность при дворе?" и прийти к соглашению с месье д'Англебером? … Этого не было в случае с месье (Луи) Купереном. Однако можно с готовностью посочувствовать отказу стареющего виртуоза овладеть новым мастерством, которое, если бы оно было приобретено с таким трудом, уничтожило бы последние остатки сеньориальной иллюзии, маскирующей его статус наемного профессионала, превратив его в винтик оркестровой машины Люлли.

Хотя сохранилась еще только одна запись концерта Шамбоньера – 1 ноября 1665 года в салоне герцогини Орлеанской, – он, несомненно, продолжал играть, хотя бы для того, чтобы выжить. В 1670 году он, наконец, выпустил две гравированные книги со своими произведениями, по 30 штук в каждой, первая из которых была посвящена герцогине Энгиенской. Посмертная опись его имущества была составлена 4 мая 1672 года, что позволяет предположить, что он, вероятно, умер в течение предыдущего месяца. Его имущество принадлежало престарелому джентльмену: две кареты и пара древних лошадей, немного посуды (192 унции, если быть точным), мебель, картины, гобелены и так далее; большая часть этого имущества была в состоянии, которое в описи указано как "хорошее’. Там было четыре инструмента: спинет, регал и два клавесина, один из которых, возможно, был двуручным кушетом, упомянутым Константином Гюйгенсом в письме от 6 апреля 1655 года. Его вдова была обеспечена при продаже его имущества д'Англеберу: она должна была получать 600 ливров в год. В 1675 году она снова вышла замуж, и ее пенсия продолжалась до 1689 года.

Личность Шамбоньера с редкой ясностью прослеживается в разрозненных записях о его жизни. Годы его становления как талантливого единственного ребенка в семье стареющего отца, стремившегося обеспечить его всеми возможными профессиональными и материальными преимуществами, не были такими, чтобы воспитать в нем скромность и великодушие. Когда он повзрослел, его отец, должно быть, осознал это, поскольку счел необходимым обратиться к закону, чтобы защитить благополучие женщины, которая, как он знал, вскоре должна была стать его вдовой, а также второго сына и дочери, родившихся так поздно в их союзе. Позже в жизни Шамбоньер стал объектом насмешек за свои притязания. О его экипажах ходили две истории: в одной утверждалось, что он отправлял своих лошадей пастись у городских стен из-за нехватки корма, в другой - что он экономил на слугах, прикрепив на заднее сиденье своей кареты чучело пажа. В одном репортаже за другим рассказывается об усилиях людей из окружения Шамбоньера помешать ему лишить их средств к существованию. В конце концов, он разрушил свою карьеру, выдав себя за дилетанта.

И все же Шамбоньер преуспел в обучении своих учеников. Трое братьев Куперен, Хардель, один из Готье (вероятно, Пьер Готье, д'Англебер, Лебег, Камбер и Ниверс: даже если не все из тех, чьи имена в разное время были связаны с ним, на самом деле учились у него, их музыка делает ему честь, а преданные поклонники - нет. отказ Луи Куперена сместить его и благородное надгробие господина де Шамбоньера работы д'Англебера могли быть вызваны только личным уважением. Ле Галлуа принял участие в том, что, по-видимому, было дружеским художественным соперничеством с последователями Луи Куперена; он называл этих двух мастеров "шеф-поварами", и его небольшая книга рассказывает о многом. Учеником, который ближе всего подошел к стилю Шамбоньера, был Хардель. Собственную игру Шамбоньера отличали изящество и тончайшая манера исполнения, незаметная мимолетность и творческое приукрашивание: "каждый раз, когда он играл пьесу, он привносил в нее новые красоты – портьеры, пассажи и различные орнаменты с двойными каденциями’. Но он не одобрял чрезмерного приукрашивания и особенно завитушек, поднимающихся на целую октаву. Ле Галлуа сравнил свои "естественные песнопения, нежности и любовь к турне" с "научными исследованиями" Луи Куперена и заявил, что одно "тронуло сердце, а другое - слух". И в самом деле, после акклиматизации в Шамбоньере человек вполне может на мгновение почувствовать себя раздраженным и распущенным, пока не начнут раскрываться его интеллектуальная мощь и глубина чувств.

Ноты сочинений Жака Шампиона де Шамбоньера на сайте библиотеки IMSLP