Шамбоньер, Жак Шампион де
1601 - 1672
Назад
Chambonnieres, Jacques Champion de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жак Шампион, сьер де Шамбоньер был французским композитором и клавесинистом. Он является основателем и одним из самых выдающихся представителей французской классической школы клавесинной игры и композиции.
Его фамилия была Шампион, а его отец носил титул сьер де Ла Шапель, однако в истории он известен под титулом своего деда по материнской линии, названным в честь небольшого поместья примерно в 55 км к востоку от Парижа. Хотя никаких записей не сохранилось, маловероятно, что он родился намного меньше чем через год после брака своих родителей, договор о котором был составлен 31 января 1601 года, и, если верить двум другим документам, он едва ли мог родиться намного позже. Во-первых, 20 июня 1608 года некий "Жак де ла Шапель, сын господина де ла Шапель, музыканта короля" был крестным отцом маленькой девочки. Крестной матерью была "Анн Шамбоньер, жена упомянутого Ла Шапеля", так что нет сомнений, о чьей семье идет речь. Если крестным отцом был Шамбоньер, ему не могло быть намного больше шести лет — юный возраст, но не невозможный для исполнения канонической обязанности держать младенца. Оригинал документа был утрачен при разрушении парижской Ратуши в 1871 году, поэтому приходится полагаться на приведенную сокращенную выдержку Лаборда с упоминанием отца и сына по фамилии Ла Шапель; но если не предполагать, что отцом был Тома Шампион, давно умерший и никогда не известный под этим именем, то сыном и крестным отцом должен был быть ребенок Шамбоньер, которого Мерсенн, когда впервые упомянул его, действительно назвал "младшим Капеллой". Второй документ — декларация 1631 года — утверждает, что Шамбоньер получил право наследования должности своего отца при дворе в сентябре 1611 года, и к тому времени он должен был быть достаточно взрослым, чтобы проявить достаточный талант, оправдывающий это.
Сохранились лишь косвенные упоминания о первых 20 годах жизни Шамбоньера. Должно быть, примерно в двадцатилетнем возрасте он впервые женился; о его жене, кроме имени Мари Леклерк, ничего не известно. Когда Жак Шампион-второй говорил в декларации о "поддержке и продвижении", которые его старший сын получил "как до своего замужества, так и после", — преимуществах, которые "в старости" он не смог обеспечить своим двум младшим детям, — он подразумевал, что свадьба состоялась до поздних и, очевидно, неожиданных рождений тех детей. Преимущества были немалыми: "суммы денег, серебряная посуда и золотые монеты" на сумму 4500 ливров. То, как Шамбоньер получил титул своего деда, неизвестно, но название, если не ранг — сеньория, барония или маркизат, согласно желанию, — похоже, никогда не оспаривалось и используется в юридических документах, включая королевский ордер. Тем не менее, хотя он, очевидно, временами занимал поместье, есть некоторые сомнения, принадлежало ли оно ему.
В завещании его отца от 4 июня 1632 года Шамбоньера называют "ординарным камер-джентльменом Короля". Размер жалования, связанного с этой должностью, и дата ее получения неизвестны; его обязанности, предположительно, были теми, которые его отец уже не мог исполнять. Будь то при мрачном дворе Людовика XIII или в новых процветающих салонах и частных концертах, Шамбоньер демонстрировал свои таланты клавесиниста, создавая репутацию, которая, судя по двум упоминаниям Мерсенна,, похоже, совершенно внезапно расцвела в начале 1630-х годов. Мерсенн, после ссылки на него как на "младшего Шапеля", продолжал: "обычно называемый Барон де Шамбоньер, который почти не имеет равных во всем мире". Таким образом, Шамбоньер уже утвердился как исполнитель и начал свое восхождение по социальной лестнице. Немного позже Мерсенн хвалил его еще более высоко:
"Прослушав игру сьера де Шамбоньера на клавесине… я могу выразить свое чувство лишь сказав, что после этого не следует слушать ничего другого, будь то желание услышать прекрасные мелодии и изящные сопровождающие партии, смешанные вместе, красоту ритма, тонкое туше или легкость и быстроту руки… можно сказать, что этот инструмент встретил своего окончательного мастера".
В 1637 году Шамбоньер получал такое же жалованье, как и его отец; с 1640 по 1643 год в учетных записях упоминаются оба, но указано только одно жалованье, тогда как в 1644 году Шамбоньер фигурирует один в качестве "игрока на спинете". Таким образом, его отец, по-видимому, постепенно отказывался от своих обязанностей в течение по крайней мере десяти лет, вплоть до своей смерти в 1642 году.
Шамбоньер вызывал аплодисменты не только как клавесинист, но и благодаря тому, что он старательно овладел аристократическим искусством танца. Он впервые появился в "Балете Флота", танцеванном перед их величествами в Арсенале 25 февраля 1635 года; позже, бок о бок с юным Людовиком XIV и Люлли, он танцевал в "Королевском балете Ночи" (23 февраля 1653 года) и в балете, вставленном в оперу Карло Капроли "Свадьба Пелея и Фетиды" (14 апреля 1654 года).
Первый из нескольких нотариальных актов, фиксирующих создание Шамбоньером того, что, возможно, было первой платной концертной серией, датирован 17 октября 1641 года; "Собрание достойных любителей", которое посещал Христиан Гюйгенс осенью 1655 года, возможно, было его продолжением. Согласно этим актам, десять музыкантов были наняты для выступлений каждую среду и субботу в полдень в течение года с жалованьем 150 ливров каждый, "все вместе с другими лицами, которые соберутся для исполнения музыкального концерта". Другой акт, от 13 декабря, фиксирует аренду Жаном Деленом, одним из нанятых музыкантов Шамбоньера, зала на улице Моконсей (в нескольких сотнях метров к северу от церкви Сент-Эсташ) на те же дни по цене десять ливров за раз. Эти собрания здесь называются "концертами музыки в соответствии с академией, учрежденной королем", что указывает на королевскую поддержку, и имя Шамбоньера не упоминается; возможно, он делегировал Делена в качестве управляющего. Тот факт, что зал использовался для свадеб и был оборудован скамьями, которые должны были оставаться на месте для музыкальных собраний, предполагает нечто похожее на концерты в современном смысле; конечно, нереально предполагать, что Шамбоньер планировал тратить около 2500 ливров в год — почти вдвое больше, чем совокупное жалованье и вознаграждение его отца при дворе, — без перспективы какой-либо отдачи, помимо острых ощущений от роли важного сеньора с частным музыкальным учреждением. О музыке, которая исполнялась, можно сказать лишь то, что она была как вокальной, так и инструментальной, поскольку по крайней мере двое, возможно, трое из музыкантов были певцами. За исключением виолиста и самого Шамбоньера, инструменты, на которых играли, не указаны.
В 1643 году, через год после смерти отца Шамбоньера, умер Людовик XIII, и Анна Австрийская стала регентом. У нее был свой клавесинист, Шарль Анри Шабансо де Ла Барр, так что у Шамбоньера, несомненно, было много времени для его собраний и преподавания. Однако именно ему, а не Ла Барру, королева поручила купить клавесин для своего сына, семилетнего Людовика XIV: 17 сентября 1645 года Шамбоньер подтвердил возмещение своих расходов в размере 600 ливров.
Годы около 1650-го стали пиком его карьеры. В Нидерландах Константейн Гюйгенс усердно распространял его славу среди всех, кто был готов слушать, и, по-видимому, через него около 1649 года Фробергер получил некоторые пьесы Шамбоньера. Не позднее 1651 года, и вероятно годом ранее, три брата Куперена — Луи, Шарль и старший Франсуа — приехали из nearby Шома к Шамбоньеру, чтобы серенадой почтить владельца поместья в день его именин, приведя его в такое восхищение и радость, что он помог всем троим начать карьеру в парижском музыкальном мире. В какой-то момент в этот период его жена, должно быть, умерла, поскольку 16 декабря 1652 года он женился на Маргерит Ферре, дочери судебного пристава, назначив ей приданое в 3000 ливров. В том же году армии Фронды опустошали регион Бри, что, возможно, нанесло ущерб финансовому положению Шамбоньера. Возможно, с идеей возместить такие потери он предложил свои услуги королеве Швеции Кристине для временного контракта. Константейн Гюйгенс (единственный источник этой истории) писал другу при шведском дворе 28 мая 1655 года, что был бы в восторге, если бы королева могла отправить Шамбоньера в тур по Брабанту. Хотя прием, который он оказал Христиану Гюйгенсу в Париже следующей осенью — включая карету с лошадьми, ужины и посещение «Собрания достойных любителей», — едва ли создает впечатление бедности, его единственное сохранившееся письмо, написанное Христиану 8 января 1656 года после возвращения последнего в Гаагу, подтверждает его интерес к поездке на север. В июне того же года король выдал документы, предоставляющие право наследования его должности его брату Николя и разрешающие последнему замещать его во время отсутствия, но к осени сама Кристина была в Париже, и запланированная поездка была отменена.
В 1657 году удача резко отвернулась от Шамбоньера. Актом от 14 февраля король нанес удар по его самолюбию, наняв Этьена Ришара королевским учителем клавесина. Весной состоялся дорогостоящий судебный процесс, касающийся земли в "Малом Плесси", который завершился 30 мая ее продажей за скромную сумму в 2840 ливров. В акте Шамбоньер не упоминается, только его мать, брат и сестра; неясно, было ли включено поместье Шамбоньер, и действительно ли он когда-либо им владел. 13 июня, по невыясненным причинам, Маргерит добилась постановления о раздельном проживании и праве на "свой отказ". Месяц спустя она не замедлила усугубить его положение, добившись продажи части его имущества для возврата своей доли. Однако они продолжали жить вместе до его смерти: весьма вероятно, что они не могли позволить себе иного. Более того, положение Шамбоньера при дворе пошатнулось: Титон дю Тийе сообщал о заговоре с целью поставить Луи Куперена на его место, но Куперен отказался из-за верности своему благодетелю, и король, уважив его чувства, создал для него новую должность.
В ноябре 1660 года контакты с Гюйгенсами возобновились, и около конца следующего года, теперь называя себя маркизом, Шамбоньер наконец встретился с Константейном. Однако титул был слабым утешением: в письме от 13 августа 1662 года, рекомендуя его на должность при курфюрстском дворе в Бранденбурге, Константейн Гюйгенс упомянул о возмущении Шамбоньера, вызванном отменой "пенсии размером около 1000 экю в год" со стороны "низкой и злобной клики, правящей при этом дворе", таким образом характеризуя ситуацию, которая едва ли не связана с назначением Люлли на пост Суперинтенданта музыки королевской камеры годом ранее. Даже тон писем Христиана изменился: 20 декабря 1660 года он написал, что слышал, как Шамбоньер играл и пел арию, которая "показалась мне лишь посредственной"; а 14 сентября 1662 года он написал следующее: "Положение маркиза де Шамбоньера было бы жалким, если бы он в прошлом не задавался таким важным видом. В последний раз, когда я видел его, он снова пытался заставить меня поверить, что больше не играет на клавесине — теперь он и вправду был бы несчастен, если бы не владел этим ремеслом".
Наконец, 23 октября 1662 года, его брат Николя, по-видимому, умер, и Шамбоньер продал право наследования своей должности д'Ангельберу за 2000 ливров на условиях, согласно которым д'Ангельбер должен был немедленно приступить ко всем обязанностям, но не получать никаких вознаграждений. Затем последовало сложное судебное разбирательство по вопросу о выплате на перемещение клавесина, которое, кажется, было разрешено полюбовно, несмотря на казалось бы неравноправный договор. Причину отставки Шамбоньера, о которой часто строили догадки, раскрыл Лезюр в замечании виолиста Жана Руссо: "Кто не знает, что господин де Шамбоньер не умел аккомпанировать по генерал-басу и что именно из-за этого он был вынужден уйти с придворной должности и договориться с господином д'Ангельбером? ... С господином Луи Купереном дело обстояло иначе". Однако можно легко понять отказ стареющего виртуоза осваивать новый навык, который, будучи с трудом приобретенным, лишил бы его последних следов сеньориальной иллюзии, маскировавшей его статус наемного профессионала, низведя его до уровня винтика в оркестровой машине Люлли.
Хотя сохранилась лишь одна запись о концерте Шамбоньера — 1 ноября 1665 года в салоне герцогини Орлеанской — он, несомненно, продолжал играть, хотя бы для того, чтобы жить. В 1670 году он наконец выпустил две гравированные книги своих пьес, по 30 в каждой, первая из которых была посвящена герцогине Энгиенской. Посмертная опись его имущества была составлена 4 мая 1672 года, что позволяет предположить, что он, вероятно, умер в течение предыдущего месяца. Его состояние было состоянием обедневшего дворянина: две кареты и пара старых лошадей, немного серебряной посуды, мебель, картины, гобелены и так далее; многое из этого находилось в состоянии, которое опись определяет как "такое, какое есть". Было четыре инструмента: спинет, регаль и два клавесина, один из которых, возможно, был двухмануальным инструментом работы Куше, о котором Константейн Гюйгенс упоминал в письме от 6 апреля 1655 года. Его вдова была обеспечена по условиям продажи его должности д'Ангельберу: она должна была получать 600 ливров в год. Она вышла замуж повторно в 1675 году, и ее пенсия выплачивалась до 1689 года.
Личность Шамбоньера проступает с редкой ясностью из разрозненных записей его жизни. Его годы становления, проведенные в качестве талантливого единственного ребенка у стареющего отца, стремившегося обеспечить ему все профессиональные и материальные преимущества, не могли способствовать формированию характера, отличающегося скромностью и щедростью. По мере его взросления его отец, должно быть, осознал это, поскольку счел необходимым прибегнуть к закону, чтобы защитить благополучие женщины, которая, как он знал, вскоре станет его вдовой, и второго сына и дочери, рожденных так поздно в их союзе. Позже, в зрелые годы, Шамбоньер стал мишенью для насмешек из-за своих претензий. Ходили две истории о его каретах: одна утверждала, что он отправлял своих лошадей пастись у городских стен из-за нехватки корма, другая — что он экономил на прислуге, водружая на заднюю часть кареты чучело пажа. Один за другим отчеты фиксируют усилия окружавших Шамбоньера людей предотвратить уничтожение им их средств к существованию. В конце концов он разрушил свою собственную карьеру, притворяясь дилетантом.
Тем не менее, Шамбоньер хорошо относился к своим ученикам. Три брата Куперен, Ардель, один из Готье, д'Ангельбер, Лебег, Камбер и Нивер: даже если не все те, чьи имена в разное время связывали с ним, действительно у него учились, их музыка говорит в его пользу, а верный отказ Луи Куперена занять его место и благородное "Надгробие господину де Шамбоньеру" д'Ангельбера могли проистекать только из личного уважения. Ле Галлуа встал на его сторону в том, что представлялось дружеским художественным соперничеством с последователями Луи Куперена; он назвал двух мастеров "главами сект", и его небольшая книга многое раскрывает. Учеником, наиболее близко подошедшим к стилю Шамбоньера, был Ардель. Собственная игра Шамбоньера отличалась изысканностью и тонкостью прикосновения, быстротой без показной виртуозности и изобретательным украшением: "каждый раз, когда он играл пьесу, он примешивал новые красоты — подтяжки голоса, пассажи и различные украшения, с двойными каденциями". Но он не одобрял чрезмерного украшательства и особенно броских пассажей, проносящихся через октаву. Ле Галлуа сравнивал его "естественные, нежные и изящно сделанные напевы" с "учеными изысканиями" Луи Куперена и заявлял, что один "трогал сердце, другой трогал слух". И в самом деле, после того как привыкнешь к Шамбоньеру, можно на мгновение счесть Куперена сложным и вычурным, пока его интеллектуальная мощь и глубина чувств не начнут раскрываться.
Общая характеристика:
Приблизительно 85% из примерно 150 сохранившихся пьес Шамбоньера — это аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Половину всего наследия составляют куранты, четверть — сарабанды, а остальное поровну разделено между аллемандами и жигами. Также присутствуют четыре паваны, три или четыре шаконы и небольшое количество пьес других типов, большинство из которых — танцы.
Отсутствующие жанры:
Примечательно отсутствие прелюдий. Шамбоньер является единственным крупным французским композитором-клавесинистом того периода, у которого нет ни одной подобной пьесы.
Основные источники:
Особое значение рукописи Олдхэма:
13 пьес в этой рукописи написаны почерком, который эксперты признают почерком самого композитора. По крайней мере, одна пьеса, "Ле Мутье аллеманд", по-видимому, была сочинена непосредственно в эту рукопись.
Прочие важные источники:
Богатый исходный материал музыки Шамбоньера предоставляет обильные свидетельства, подтверждающие сообщение Ле Галлуа о том, что композитор каждый раз подходил к своим пьесам по-новому, когда играл их. Хотя некоторые варианты, несомненно, являются результатом искаженной передачи, другие таковыми не являются, например, различия между автографными версиями некоторых пьес в рукописи Олдхэма и теми, что были опубликованы в 1670 году. Сарабанда "Юные зефиры" ("Jeunes zéphirs") встречается в 11 источниках, и ни одна версия не идентична другой, а некоторые различаются strikingly. Существует мнение, что не может быть единственно верного прочтения пьесы Шамбоньера и что привилегия, и даже обязанность исполнителя — постоянно принимать все новые вольности по отношению к тексту.
Печатные издания
"Пьесы для клавесина… Книга первая" (Париж, 1670)
"Пьесы для клавесина… Книга вторая" (Париж, 1670)
Рукописи (основные источники)
Рукопись Бауэна
Прочие рукописи (отдельные пьесы)
Ноты сочинений Жака Шампиона де Шамбоньера на сайте библиотеки IMSLP