Шабанон, Мишель-Поль-Ги де
1729 - 1792

Назад

Chabanon, Michel-Paul-Guy de

  • Дата рождения: 1729/1730 год
  • Место рождения: Санто-Доминго, Вест-Индия
  • Дата смерти: 10 июля 1792 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Мишель-Поль-Ги де Шабанон был французским писателем о музыке, скрипачом и композитором. Его раннее строгое иезуитское образование было дополнено уроками игры на скрипке. Он играл в камерных и оркестровых коллективах и сочинял произведения, включая сонаты для клавесина с сопровождающей скрипкой. Шабанон был принят в Академию надписей и изящной словесности в 1759 году. Он активно участвовал в современных ему оперных полемиках и продолжал играть на скрипке: в 1769 году он вступил в "Концерт любителей" ("Concert des Amateurs"), которым первоначально руководил Госсек. Этот разнообразный опыт отличал его от других французских литераторов, у которых был небольшой непосредственный опыт знакомства с инструментальной музыкой, и он побудил его выступать за более тесные связи между авторами и профессиональными музыкантами. Его ранними наставниками были Рамо, с которым он поддерживал тесную дружбу, и Вольтер, с которым он обменивался сведениями о написании пьес и оперных либретто. Вольтер высоко оценил его "Похвалу Рамо" ("Eloge de Rameau"), в которой Шабанон приветствовал важность как теоретической системы Рамо, так и его оперной инструментальной музыки.

Творчество

В своих ранних трудах Шабанон утверждал, что музыка, будь то инструментальная или вокальная, должна трогать сердце, являясь «самостоятельным языком, отдельным от других». Он был прогрессивен в своем стремлении подчеркнуть независимость музыки как от вербального языка, так и от других искусств, которые во французской критической традиции восхвалялись за их подражание природе. В своем сочинении "Наблюдения о музыке" ("Observations sur la musique", Париж, 1779) он описал значимость использования мотива для формирования основы музыкального характера, будь то в инструментальной или вокальной музыке. Он также объяснил различия во внутренней выразительности своей теорией четырех фундаментальных музыкальных характеров (нежный, грациозный, веселый, живой). После своего избрания во Французскую академию в 1780 году Шабанон поместил "Наблюдения" в качестве первой части расширенного и переработанного крупного труда по музыкальной эстетике "О музыке, рассматриваемой в себе самой и в ее связях с речью, языками, поэзией и театром" ("De la musique considérée en elle-même et dans ses rapports avec la parole, les langues, la poésie, et le théâtre", Париж, 1785). Объясняя, что первая обязанность музыки — не изображать, а петь, Шабанон расширил значение пения, включив в него как инструментальную, так и вокальную музыку. Он признавал традиционный суверенитет мелодии, но, будучи сторонником Рамо, решительно защищал важнейшую роль гармонии. Его признание обобщенной выразительности в чисто инструментальной музыке было новаторским для Франции того времени.

В своих трудах о поэзии и театре, как и в своей знаменитой "Записке" 1773 года и эстетических трактатах, Шабанон проявлял относительно гибкий подход к традиционным правилам. Он подчеркивал, что когда музыка и слово сочетаются в опере, контраст и разнообразие возникают благодаря приоритету собственно музыкальных процедур: так, в оперных ариях музыкальные процессы управляют положением текста и определяют крупномасштабные структуры. В своей ранней апологии опер Глюка, как и в полемике с идеями, высказанными Руссо и Шастелю, среди прочих, Шабанон последовательно утверждал приоритет независимых и специфически музыкальных прерогатив.

Произведения

Письменные труды

  • "Похвала господину Рамо" (Париж, 1764)
  • "Предположения о введении аккордов в музыку древних", опубликовано в "Мемуарах Академии надписей", 1770 год
  • "Наблюдение о музыке по поводу Кастора", опубликовано в "Меркюр де Франс", апрель 1772 года
  • "Письмо господина де Шабанона о музыкальных свойствах французского языка", опубликовано в "Меркюр де Франс", январь 1773 года
  • "Ответ на критику оперы Кастор и Наблюдения о музыке", около 1773 года
  • "Наблюдения о музыке и в особенности о метафизике этого искусства" (Париж, 1779)
  • "Первый – Третий мемуары о проблемах Аристотеля, касающихся музыки", прочитаны в Академии надписей в 1779-1780 годах
  • "Скрипка", написано в 1782 для "Методической энциклопедии", не опубликовано
  • "О музыке, рассматриваемой в себе самой и в ее связях с речью, языками, поэзией и театром" (Париж, 1785)
  • "Опыт о лирическом театре", опубликовано в "Театральные сочинения и другие поэзии" (Париж, 1788)

Либретто

  • "Сабин" (лирическая трагедия, 5 актов), музыка Ф. Ж. Госсека, 1773
  • "Золотое руно" (лирическая трагедия, 4 акта), опубликовано в "Театральные сочинения и другие поэзии" (Париж, 1788)

Ноты сочинений Мишеля-Поля-Ги де Шабанона на сайте библиотеки IMSLP