Шабанон, Мишель-Поль-Ги де
1729 - 1792
Назад
Chabanon, Michel-Paul-Guy de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мишель-Поль-Ги де Шабанон был французским писателем о музыке, скрипачом и композитором. Его раннее строгое иезуитское образование было дополнено уроками игры на скрипке. Он играл в камерных и оркестровых коллективах и сочинял произведения, включая сонаты для клавесина с сопровождающей скрипкой. Шабанон был принят в Академию надписей и изящной словесности в 1759 году. Он активно участвовал в современных ему оперных полемиках и продолжал играть на скрипке: в 1769 году он вступил в "Концерт любителей" ("Concert des Amateurs"), которым первоначально руководил Госсек. Этот разнообразный опыт отличал его от других французских литераторов, у которых был небольшой непосредственный опыт знакомства с инструментальной музыкой, и он побудил его выступать за более тесные связи между авторами и профессиональными музыкантами. Его ранними наставниками были Рамо, с которым он поддерживал тесную дружбу, и Вольтер, с которым он обменивался сведениями о написании пьес и оперных либретто. Вольтер высоко оценил его "Похвалу Рамо" ("Eloge de Rameau"), в которой Шабанон приветствовал важность как теоретической системы Рамо, так и его оперной инструментальной музыки.
В своих ранних трудах Шабанон утверждал, что музыка, будь то инструментальная или вокальная, должна трогать сердце, являясь «самостоятельным языком, отдельным от других». Он был прогрессивен в своем стремлении подчеркнуть независимость музыки как от вербального языка, так и от других искусств, которые во французской критической традиции восхвалялись за их подражание природе. В своем сочинении "Наблюдения о музыке" ("Observations sur la musique", Париж, 1779) он описал значимость использования мотива для формирования основы музыкального характера, будь то в инструментальной или вокальной музыке. Он также объяснил различия во внутренней выразительности своей теорией четырех фундаментальных музыкальных характеров (нежный, грациозный, веселый, живой). После своего избрания во Французскую академию в 1780 году Шабанон поместил "Наблюдения" в качестве первой части расширенного и переработанного крупного труда по музыкальной эстетике "О музыке, рассматриваемой в себе самой и в ее связях с речью, языками, поэзией и театром" ("De la musique considérée en elle-même et dans ses rapports avec la parole, les langues, la poésie, et le théâtre", Париж, 1785). Объясняя, что первая обязанность музыки — не изображать, а петь, Шабанон расширил значение пения, включив в него как инструментальную, так и вокальную музыку. Он признавал традиционный суверенитет мелодии, но, будучи сторонником Рамо, решительно защищал важнейшую роль гармонии. Его признание обобщенной выразительности в чисто инструментальной музыке было новаторским для Франции того времени.
В своих трудах о поэзии и театре, как и в своей знаменитой "Записке" 1773 года и эстетических трактатах, Шабанон проявлял относительно гибкий подход к традиционным правилам. Он подчеркивал, что когда музыка и слово сочетаются в опере, контраст и разнообразие возникают благодаря приоритету собственно музыкальных процедур: так, в оперных ариях музыкальные процессы управляют положением текста и определяют крупномасштабные структуры. В своей ранней апологии опер Глюка, как и в полемике с идеями, высказанными Руссо и Шастелю, среди прочих, Шабанон последовательно утверждал приоритет независимых и специфически музыкальных прерогатив.
Письменные труды
Либретто
Ноты сочинений Мишеля-Поля-Ги де Шабанона на сайте библиотеки IMSLP