Чести, Антонио
1623 - 1669

Назад

Антонио Чести (Antonio Cesti) - Итальянский композитор и певец

Крещён 5 августа 1623 года, Ареццо - умер 14 октября 1669 года, Флоренция. 

Он был самым знаменитым итальянским музыкантом своего поколения.

При крещении Чести звали Пьетро; при вступлении в орден францисканцев он взял имя Антонио. Имя "Марк Антонио", которое часто к нему применяли, является ошибкой. Его часто ассоциируют с Венецией, где с большим успехом было поставлено несколько его опер, но его становление как музыканта в Риме, хотя и не задокументировано должным образом, кажется очевидным в его музыке. Два музыканта, упомянутые в его кантате "Аспеттате", были ведущими фигурами римской музыки предыдущего поколения - Луиджи Росси и Джакомо Кариссими (а не Монтеверди и Кавалли, самые громкие имена Венеции).; а в 1688 году Дж.А. Перти в предисловии к своей кантате "Мораль и спиритуализм" связал имя Чести с теми же двумя, назвав их "тремя светилами музыкальной профессии". Байни писал, что Чести был учеником Аббатини, не сообщая никаких подробностей об их сотрудничестве, а Корадини позже предположил, что он учился у него в Читта-ди-Кастелло с 1637 по 1640 год. Возможно, это стало решающим опытом его становления как музыканта, поскольку Аббатини был разносторонним музыкантом римского происхождения, чутким к современным тенденциям (возможно, именно влияние Чести привело к постановке оперы Аббатини "Иона" в Вене в 1666 году). В 1640 году Аббатини стал маэстро капеллы церкви Святой Марии Маджоре в Риме. Предположение Корадини о том, что Чести последовал за ним и оставался там до 1645 года, согласуется с традицией, записанной Каффи, о том, что он учился у Кариссими, но не совсем согласуется с другими биографическими данными. После службы мальчиком в церковном хоре в Ареццо, Чести присоединился к францисканскому ордену в провинциальной конгрегации в Вольтерре в 1637 году. Он проходил послушничество в Сан-Кроче, Флоренция, а затем был направлен в монастырь на своей родине. Архивы монастыря Святого Франческо в Ареццо фиксируют его пребывание там в 1640, 1642 и (в последний раз) в июне 1643 года, но не упоминают ни о необычных путешествиях, ни о какой-либо исключительной деятельности. 10 сентября 1643 года он был избран органистом кафедрального собора Вольтерры; в протоколе решения отмечается, что он был органистом в Сан-Кроче, что, безусловно, было очень скромной должностью. Его назначение вступило в силу 8 марта 1644 года, а 27 февраля 1645 года он был утвержден в должности магистра музыки францисканской семинарии в Вольтерре; в течение всего последующего периода он также исполнял обязанности маэстро капеллы кафедрального собора. 5 апреля 1645 года он перестал быть органистом и добился назначения на этот пост в январе 1648 года своего брата, священника, которого также звали Антонио (от рождения). Во время своего пребывания в Вольтерре, а возможно, и раньше, Чести пользовался покровительством семьи Медичи. В 1647 году он пел в опере, поставленной в честь открытия нового театра принца Матиаса в Сиене. Он обратился к князю за помощью в вопросе о должности органиста для своего брата, а также за поддержкой в его (безуспешной) заявке на должность маэстро капеллы Пизанского собора в 1648 году. Он был фаворитом кардинала Джан Карло Медичи и великого герцога Тосканы Фердинандо II. Между 1645 и 1648 годами он, должно быть, познакомился с членами флорентийского литературного кружка, позже известного как Академия Перкосси. Один из членов группы, Джулио Маффеи, владел недвижимостью недалеко от Вольтерры, где его навещали некоторые другие музыканты, в том числе Дж.А. Чиконьини и Дж.Ф. Аполлони, которые позже снабдили его либретто. Художник и писатель Сальватор Роза, самый выдающийся член кружка, стал близким другом Чести, написав стихи по меньшей мере для трех кантат, которые, возможно, относятся к годам пребывания Чести в Вольтерре; начиная с 27 марта 1649 года, его письма являются основным источником биографических сведений о композиторе. Карьеру Чести как оперного композитора принято отсчитывать с предполагаемой постановки "Оронтеи" в театре Апостолов в Венеции в 1649 году. Это утверждение, сделанное Ивановичем в конце 17-го века, было серьезно оспорено Бьянкони и Уокером (1975). Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Чести сочинил свою "Оронтею" в Инсбруке в 1656 году. Хотя подробности о его деятельности до Алессандро Винчитора ди се Стессо (Венеция, карнавал 1651 года) отрывочны, он, возможно, пел во флорентийской премьере оперы Кавалли "Джазоне" (посвящение, 15 мая 1650 года).; Бьянкони предполагает, что тенор Чести пел либо "Эгея", либо "Демо". Роза в письме от 3 июля 1650 года описала его как “славу и великолепие светской сцены”. Несмотря на его повторное назначение в Вольтерру 9 июля 1649 года и последующую связь с папским хором, опера стала центром профессиональной жизни Чести, а конфликт между священным долгом и светскими наклонностями - одной из его главных тем. Ссылаясь на какой-то неизвестный ныне эпизод, Роза писала Маффеи 24 августа 1650 года: "Но давайте поговорим о грустных вещах: как получилась хроматическая кантата си мажор нашего бедного отца Чести? Перед Богом я сожалею об этом, но так всегда бывает с каждым, кто ведет себя так, словно он не монах и не мирянин". Возможно, "хроматическая кантата" была романом с некой синьорой Анной Марией, о которой Роза упоминала в предыдущем письме; несомненно, это была певица Анна Мария Сарделли, исполнившая партию Кампаспе в опере Чести “Алессандро винчитор ди се стессо”. Чести, возможно, в это время пела в одной или нескольких гастролирующих оперных труппах. 30 октября 1650 года генеральный настоятель его ордена направил официальный выговор своему монастырю в Ареццо, сославшись на его "бесчестную и нерегулярную жизнь" и, в частности, на театральное представление в Лукке (возможно, в Оронтеа). Именно в этот период Чести познакомился с Франческо Сбаррой, который стал его самым частым либреттистом. В своей сатире на музыку Роза выразил сожаление по поводу того, что в его время музыкант мог добиться легкого и обильного успеха. Итальянцы фактически установили музыкальную гегемонию в Европе в период серьезного экономического спада. Карьера Чести представляет собой идеальный пример. В 1651 году в Венеции были поставлены две новые оперы "Алессандро винчит ди се стессо" и "Любовный чезаре", а 30 ноября 1652 года Роза смогла написать Маффеи: "У меня есть новости о нашем отце Чести, который обрел бессмертие в Венеции и почитается первым среди композиторов наших дней". В письме к Джи Би. Риккарди, Роза также писал, что Кести умолял его "сочинить стихи для музыкального вечера "драмметто", который должен был состояться в этом городе в следующем году" (12 мая 1651 года). Когда Роза отказалась, Чести поставил "Любовного Чезаре" по сценарию М. Бисаччони в редакции Д. Варотари. Хотя либретто датировано 1651 годом, опера, вероятно, была поставлена в начале 1652 года. В 1652 году Чести получил постоянную должность при дворе эрцгерцога Фердинанда Карла в Инсбруке и оставался там около пяти лет. Время от времени он совершал поездки в Италию, некоторые из них, возможно, для того, чтобы нанять певцов, хотя, когда он был в Венеции в 1655 году, он помог нанять художника-сценографа Г.Д. Черузи для инсбрукского двора. В 1654 году в Инсбруке был достроен новый комедиенхаус, который открылся постановкой "Клеопатры", на самом деле это был "Любовный Чезаре" Чести с измененным названием и новым прологом, а также балетами, завершающими действия. 4 и 7 ноября 1655 года в Инсбруке была исполнена "Арджия", посвященная визиту недавно отрекшейся от престола королевы Швеции Кристины, которая в то время направлялась в Рим. В отчетах говорится, что опера продолжалась более шести часов и что “ее величество... смотрела ее с большим удовольствием и вниманием”. Неизвестно, написал ли Чести музыку к "Марте плац", "музыкальному произведению о сцене", которое было представлено 3 ноября 1655 года. Однако две следующие оперы Чести, "Оронтеа" (1656) и "Ла Дори" (1657), являются одними из самых известных в XVII веке, и каждая из них была возрождена в 1680-х годах.

Ноты сочинений Антонио Чести на сайте библиотеки IMSLP