Чезарини, Карло Франческо
1666 - 1741

Назад

Cesarini, Carlo Francesco

  • Дата рождения: 1666 год
  • Место рождения: Сан-Мартино-Сассокорваро, близ Урбино, Италия
  • Дата смерти: после 2 сентября 1741 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Карло Франческо Чезарини был итальянским композитором. Самое раннее из его многочисленных сочинений на тексты кардинала Бенедетто Памфили, возможно, является драматическая кантата 1688 года, которая предположительно ему приписана. Он получал жалованье от Памфили с июля 1690 года и, предположительно, оставался у него на службе до смерти кардинала в 1730 году; он числился среди "джентльменов" с ноября 1690 года, после чего служил у Памфили в качестве руководителя капеллы. По-видимому, он работал исключительно в Риме и его окрестностях, за исключением периода 1690–1693 годов, когда он служил кардиналу (который был папским легатом) в Болонье. Он был руководителем капеллы в церкви Иль-Джезу с 1 сентября 1704 года по 31 августа 1741 года и членом Конгрегации музыкантов Святой Цецилии с 22 сентября 1706 года по 5 октября 1731 года. Он служил Конгрегации в качестве хранителя ее мастеров в 1711 году и дирижировал (и, возможно, сочинил) мессу для нее в 1719 году. Его доход, должно быть, сделал его богатым человеком, поскольку его две дочери получили крупные подарки в 1735 году. Когда он ушел из Иль-Джезу, префект попросил его оставить церкви копию каждого из его произведений, поскольку их превосходство "редко встречается у композиторов нынешнего дня". Другими словами, он был одаренным композитором, сохранившим контрапунктическую ткань стиля середины барокко. Его сочинения почти все были предназначены для церкви и оратория или для частных исполнений. Действительно, его единственным произведением для публичного театра был один акт оперы "Клеарх в Негропонте" ("Clearco in Negroponte", 1695). Гецци нарисовал прекрасную карикатуру на него. Его мелодичные кантаты, датированные 1690–1718 годами, должно быть, очень ценились; известны инципиты более чем 80, и по крайней мере 55 сохранились.

Творчество

Творчество Карло Франческо Чезарини представляет собой яркий пример римской музыкальной традиции позднего барокко. Будучи мастером контрапункта, он тем не менее насыщал свои сочинения выразительным мелодизмом и вниманием к поэтическому тексту. Его длительная служба у кардинала Памфили и в церкви Иль-Джезу определила преимущественно духовную и камерную направленность его творчества. Кантаты Чезарини, часто написанные на тексты его могущественного покровителя, отличаются изяществом и тонкой проработкой деталей. Его участие в коллективных оперных постановках, где он писал лишь отдельные акты, характерно для театральной практики Рима того времени. Современники высоко ценили его мастерство, что подтверждается просьбой оставить копии сочинений для церкви Иль-Джезу после его ухода на покой.

Произведения

Оперы (сохранились частично или утеряны)

  • "Клеарх в Негропонте" ("Il Clearco in Negroponte") [Акт 3], Рим, 1695 (Акт 1 Б. Гаффи, Акт 2 Дж. Лулье)
  • "Героическая любовь среди пастухов" ("L'amore eroico fra pastori") [Акт 1], Рим, 1696 (для театра марионеток)
  • "[Без названия]" ("[untitled]") (комедия), Рим, 1701
  • "Юний Брут, или Падение Тарквиниев" ("Giunio Bruto, overo La caduta de' Tarquinii") [Акт 1], предназначалась для Вены, 1711, не исполнена (Акт 2 А. Кальдара, Акт 3 А. Скарлатти)
  • "Мнимая похищенная" ("La finta rapita") [Акт 3], Чистерна, 1714 (Акт 1 Дж. Валентини, Акт 2 Н. Ромальди)

Оратории

  • "Самсон оправданный" ("Samson vindicatus"), 1695
  • "Триумф божественного провидения в судьбе Святой Женевьевы" ("Il trionfo della divina provvidenza ne' successi di S Geneviefa"), 1700
  • "Святая Мария Маддалена де Пацци" ("S Maria Maddalena de' Pazzi"), 1705
  • "Святой Вацлав" ("S Vincislao"), 1705
  • "Святой Алексий" ("Divus Alexius"), 1707
  • "Блудный сын" ("Il figliuol prodigo"), 1707
  • "Мученичество Святой Фермины" ("Il martirio di S Fermina"), 1711
  • "Супруга священных песнопений" ("La sposa de' sagri cantici"), 1712
  • "Ораторий на Вознесение Пресвятой Девы Марии" ("Oratorio per l'Assunzione della B.ma Vergine"), 1713
  • "Товий" ("Tobia"), 1714
  • "Жертвоприношение Исаака" ("Il sagrificio d'Isacco"), 1719
  • "Триумф времени в раскаявшейся красоте" ("Il trionfo del tempo nella bellezza ravveduta"), 1725
  • "Святая Тереза, серафическая дева" ("S Teresa vergine serafica"), 1728

Духовная музыка

  • "Декситера Домини" ("Dextera Domini exaltavit"), для 2 голосов
  • "Сказа Господь" ("Dixit Dominus"), 1695
  • "Сказа Господь" ("Dixit Dominus"), для 8 голосов
  • Литания, для 4 голосов
  • "Величит" ("Mag"), для 4 голосов, 1685
  • "Величит" ("Mag"), для 5 голосов
  • Месса, для 4 голосов, 1698
  • "Во всю землю" ("In omnem terram"), офферторий, для 2 голосов
  • "Стал ангел" ("Stetit angelus"), градуал, для 3 голосов
  • "Величит" ("Magnificat"), для 8 голосов
  • Месса для Конгрегации Святой Цецилии, Рим, 1719 (сомнительно)

Кантаты (камерные и драматические)

  • Более 80 кантат для одного и нескольких голосов с бассо континуо, включая такие, как:
  • "К Сильвии Низа определена в удел" ("A Silvio Nisa è destinata in sorte")
  • "К берегам Тибра" ("Alle sponde del Tebro")
  • "Анциум некогда пышный" ("Anzio un tempo fastosa")
  • "Была бы безумна я, если бы лжецу" ("Avrei ben folle il cor se al mensognero")
  • "Прекрасная волна, что murmuriшь" ("Bell'onda che mormori")
  • "Канака, едва рожденная" ("Canace nata appena")
  • "Сердце пленное и бредящее" ("Cor prigioniero e vaneggiando")
  • "У моей прекрасной Клори тот adoredный рот" ("Della mia bella Clori quella bocca adorata")
  • "Из благородного нарцисса" ("Di nobil gionchiglia")
  • "Куда ушла мира сердца" ("Dove andò del cor la pace")
  • И многие другие на тексты кардинала Бенедетто Памфили и других поэтов.

Ноты сочинений Карло Франческо Чезарини на сайте библиотеки IMSLP