- Дата рождения: около 1683 года
- Место рождения: Милан, Италия
- Дата смерти: 7 декабря 1760 года
- Место смерти: Лима, Перу
Биография
Роке Черути был итальянским композитором, работавшим в Перу. Он прибыл в Лиму в 1707 году и поступил на службу к вице-королю Мануэлю де Омсу и Санта-Пау, маркизу де Кастельдосриус. Вероятно, Черути сопровождал вице-короля во Францию и был послом при дворе короля Испании в Версале. Мифологическая опера "Лучший щит Персея" ("El mejor escudo de Perseo"), исполненная в 1708 году и напечатанная в Лиме в том же году, приписывается Черути, причем либретто написал сам вице-король. Другие небольшие драматические произведения для двора, ныне утерянные, также приписываются Черути, включая серенату, пастораль и музыку к пьесам Педро Перальты. Черути покинул двор в 1720 году, и с 1721 по 1728 год он занимал пост руководителя капеллы в соборе Трухильо в Перу. После смерти Торрехона и Веласко в 1728 году власти собора Лимы пригласили Черути заменить его на посту руководителя капеллы. Он был назначен 1 августа 1728 года и продолжал работать в соборе до тех пор, пока старость и плохое здоровье не вынудили его уйти в отставку в 1757 году. За время своей работы он добился повышения зарплат музыкантов и ввел должность скрипача в 1732 году. Он женился 8 апреля 1736 года и имел четверых детей. В 1743 году он вернулся в королевскую капеллу, будучи назначенным специальным музыкантом вице-королем, маркизом де Вильягарсиа. Он составил завещание в Лиме 6 декабря 1760 года и умер на следующий день. Помимо музыкальной деятельности, он опубликовал латинскую поэму "Хвалебная песнь" ("Carmen Panegyricum") в честь вице-короля Караччоли.
Творчество
Черути ответственен за внедрение итальянских музыкальных традиций в Перу: использование обязательных скрипок, сухого речитатива, арии да капо и функциональной тональности. Источник 1792 года описывает его как композитора, для которого гармоническая линия имела приоритет над мелодией. Его деятельность на посту руководителя капеллы в соборе Лимы, главном религиозном учреждении вице-королевства, позволила ему значительно повлиять на местную музыкальную культуру, объединив европейские барочные черты с местными исполнительскими традициями. Сохранившиеся произведения, в основном духовные и паралитургические (вильянсико), демонстрируют его мастерство в работе с большими составами и сложной полифонической фактурой.
Произведения
Сценические произведения (все утеряны)
- "Лучший щит Персея" ("El mejor escudo de Perseo") (опера, либретто М. де Омса и Санта-Пау), Лима, 1708
- Музыка к пьесе "Триумфы любви и власти" ("Triunfos de amor y poder") (П. Перальта), 1711
- Музыка к пьесе "Чувства побеждают утонченность" ("Afectos vencen finezas") (П. Перальта), 1720
- "Вступительное славословие" ("Loa"), 1724, для коронации Луиса I
- "Родогуна" ("La Rodoguna")
- Серената
- Пастораль
Духовная музыка
- "Месса" ("Misa"), для 4 голосов, 2 скрипок, органа и бассо континуо
- "Месса" ("Misa"), для 4 голосов и инструментов
- "Рождественская песнь" ("Cr"), для 3 голосов и инструментов
- "Великое славословие" ("Mag"), для 7 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Хвалите, отроки, Господа" ("Laudate pueri Dominum"), для 6 голосов, 2 скрипок и бассо континуо (арфа)
- "Возрадовался я" ("Letatus sum"), для 4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Вечерня" ("Vespers"), для 10 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
Вильянсико и другие вокальные сочинения
- "Спойте вильянсико" ("A cantar un villancico"), сайнете, для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Куда взмыла бабочка" ("A dónde remontada mariposa"), для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Ах, море" ("A del mar"), для 3 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "К оружию, пусть гремит война" ("Al arma guerra suenen"), для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "В поле выходит Мария" ("Al campo sale María"), для 7 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "К морю, к центру" ("Al mar, al centro"), для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "В первое мгновение" ("Al primer instante"), для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Небесные девять хоров" ("Del cielo los nueve coros"), для 4 голосов, 3 скрипок и бассо континуо
- "Капелла из перьев" ("De plumas la capilla"), для 4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Проснитесь, пташки" ("Despertad paxarillos"), для 8 голосов, 2 скрипок, органа и бассо континуо
- "Сегодня земля рождает розу" ("Hoy la tierra produce una rosa"), для 4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Какое перо" ("Qué pluma"), для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Кто не умрет от любви" ("Quién no se muere de amor"), для 4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Кто тот, что скрывается" ("Quién será el que oculta"), для 3 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Приходите, путники, садиться на корабль" ("Venid pasajeros a embarcar"), для 3 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Да здравствует прекрасная Аврора" ("Viva aurora bella"), для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Прочь, прочь, густые тени" ("Afuera, afuera densas sombras"), для 9 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Воздух, пастушки" ("Aire zagales"), для 7 голосов, органа и бассо континуо
- "Спуститесь, святые небесные херувимы" ("Bajen los sacros celestes querubes"), для 7 голосов, скрипки и бассо континуо
- "Из того безбрежного моря" ("De aquel inmenso mar"), кантата, для 1 голоса, 2 скрипок и бассо континуо
- "Два корабля взмывают к небу" ("Dos naves al cielo giran"), для 2 голосов, 3 скрипок и бассо континуо
- "Сладкие щеглы" ("Dulces gilgueros"), для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "На ветвистой ветке" ("En la rama frondosa"), светская кантата, для 1 голоса и бассо континуо, 1735
- "Послушайте, два пономаря" ("Escuchad dos sacristanes"), для 2 голосов, скрипки, гобоя и бассо континуо
- "Молва в свои трубы" ("La fama en sus clarines"), для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Сегодня, когда божественное сердце" ("Hoy que el corazón divino"), для 4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Родись, яркий факел" ("Naced antorcha brillante"), для 9 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "О, какое столкновение" ("O qué choque"), для 7 голосов, 2 скрипок, органа и бассо континуо
- "Какие милые шаги" ("Qué lindos pasos"), для голосов и органа
- "Как вижу по убранству" ("Según veo el aparato"), хакара, для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
- "Пусть придут, пусть явятся светила" ("Vengan lleguen los astros"), для 4 голосов, 2 скрипок и бассо континуо
Ноты сочинений Роке Черути на сайте библиотеки IMSLP