Черрето, Сципион
1551 - 1633

Назад

Сципион Черрето (Scipione Cerreto) - Итальянский теоретик, композитор и лютнист

Родился в 1551 году, Неаполь - умер в в 1633 году, Неаполь. 

Он провел свою жизнь в Неаполе. Согласно Николо Тальяферро (L'esercitio, I-Nf), он возглавлял неаполитанское музыкальное братство, Конгрегацию Мадонны дельи Анджели, около 1600 года. Поскольку сохранилось очень мало его сочинений, сегодня он известен только как теоретик. Как таковой, он не был новатором, но его труды важны, поскольку проливают свет на многие аспекты музыкальной практики начала 17 века. Он следовал консервативному пути, представляя правила строгого контрапункта оссервато и подчеркивая два аспекта, которые должны были стать важными в последующих контрапунктических трактатах: импровизация хорового контрапункта и изобретение оригинальных типов канона и обратимого контрапункта. Черрето придерживался традиционного религиозного и философского подхода к теории, но также расширил сферу применения этой теории, включив в ее рамки ряд новых практик. Для него инструментальная музыка была столь же важна, как и вокал. В "Dell'arbore musicale" (Неаполь, 1608) он представил практическую музыку как дерево, растущее из корней теории, с ветвями, с одной стороны, представляющими голоса, а с другой - инструменты. Этот более широкий размах также очевиден в "Della prattica musica vocale et strumentale" (Неаполь, 1601/1611): в заключительных главах он описал несколько инструментальных табулатур и дал информацию о манере исполнения. Его консерватизм также проявляется в том, что он отвергает новую систему из 12 режимов, предложенную Глареаном, и подтверждает обоснованность многовековой системы из восьми режимов. Однако, когда он рассказывал о старой системе гексахордов Гвидо из Ареццо, он не только приводил ее в традиционных местах, но и переставлял так, чтобы она начиналась на А и В. В своих обсуждениях практической музыки на Dell'arbore musicale он высказал мнение, совпадающее с мнением многих его современников, что усиливает впечатление о происходящих переменах. Бас, а не тенор, занимает первое место, потому что он имеет основополагающее значение для фактуры. В настоящее время орган занимает первое место среди инструментов, потому что на нем можно сыграть целое произведение, тогда как в прежние времена деревянные духовые инструменты вызывали наибольшее восхищение, поскольку они больше всего напоминали человеческий голос. В дополнение к "Музыкальной практике" Черрето оставил два рукописных трактата, обучающих контрапункту: "Диалоги по армонике для контрапункта и композиции" (1626) и "Диалоги по армонике о том, как проводить время в школе контрапункта и как создавать композиции для голоса, канони, пропорций и альтри". (1631). Последнее является наглядной иллюстрацией использования пародийных приемов для обучения студента созданию его первых полифонических композиций. Интересно, что использованный мадригал "Fammi pur guerra amor" взят из первой книги четырехчастных мадригалов Аркадельта, поскольку единственные четырехчастные мадригалы Черрето, которые у нас есть, были включены в переиздание этого сборника в Неаполе (1608). Это переиздание сохранилось неполным, как и другие дошедшие до нас публикации Черрето, "Первая книга о певцах с тремя голосами" (Неаполь, 1606) и "Любовный рассказ о трех голосах алькуни и дуэте сопрани", "Терцо либро, опера 18" (Неаполь, 1621). К ныне утраченным произведениям, упомянутым композитором в его теоретических трудах или в различных каталогах, относятся по меньшей мере четыре сборника духовных мадригалов для четырех голосов и три сборника мадригалов для пяти голосов, все напечатанные до 1601 года; сборник двухголосных ридикюлей (1604); сборник мадригалов для двухголосного сопра. мадригалы д'Аркад" (до 1616 г.); сборник "Загадочных канонов" для двух голосов (до 1631 г.) и сборник "Ответов Натале" для четырех голосов (MischiatiXII:104; до 1676 г.).

Ноты сочинений Сципиона Черрето на сайте библиотеки IMSLP