Черрето, Сципионе
1551 - 1633
Назад
Cerreto, Scipione
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Сципионе Черрето был итальянским теоретиком музыки, композитором и лютнистом. Всю свою жизнь он провел в Неаполе. Согласно свидетельству Николо Тальяферро, примерно в 1600 году он возглавлял неаполитанское музыкальное братство, Конгрегацию Мадонны дельи Анджели. Поскольку до наших дней сохранилось очень мало его музыкальных сочинений, в настоящее время он известен главным образом как теоретик. В этом качестве он не был новатором, но его труды важны тем, что проливают свет на многие аспекты музыкальной практики начала XVII века. Он придерживался консервативного пути, излагая правила строгого контрапункта и подчеркивая два аспекта, которые стали важными в более поздних трактатах по контрапункту: импровизацию хорового контрапункта и создание изобретательных видов канона и обратимого контрапункта.
Черрето придерживался традиционного религиозного и философского подхода к теории, но также расширил ее рамки, вписывая в них ряд новых практик. Для него инструментальная музыка была столь же значима, как и вокальная. В своем труде "Музыкальное древо" ("Dell'arbore musicale") он представил практическую музыку в виде дерева, растущего из корней теории, где ветви с одной стороны представляли голоса, а с другой — инструменты. Этот более широкий подход также очевиден в работе "О практической вокальной и инструментальной музыке" ("Della prattica musica vocale et strumentale"): в его заключительных главах он описал несколько инструментальных табулатур и дал сведения о манере исполнения. Его консерватизм также проявляется в отвержении новой 12-ладовой системы, предложенной Глареаном, и в подтверждении действенности вековой восьмиладовой системы. Тем не менее, когда он обсуждал старую гексахордовую систему Гвидо Аретинского, он представил ее не только в традиционных позициях, но и транспонировал так, что она начиналась на Ля и Си.
В своих рассуждениях о практической музыке в труде "Музыкальное древо" его мнения совпадают с мнениями многих современников, что усиливает впечатление о многих происходивших в то время изменениях. Бас, а не тенор, занимает первое место, поскольку он является основой фактуры. Орган теперь занимает первое место среди инструментов, поскольку на нем можно исполнить все произведение целиком, тогда как в более ранние периоды больше всего ценились деревянные духовые инструменты, поскольку они больше всего напоминали человеческий голос.
Помимо труда "О практической музыке" Черрето оставил два рукописных трактата, обучающих контрапункту: "Гармонические диалоги для контрапункта и для композиции" ("Dialoghi armonici pel contrapunto e per la compositione") и "Гармонический диалог, в котором трактуется... о всех правилах контрапункта, а также о композиции на несколько голосов, о канонах, о пропорциях и о другом" ("Dialogo armonico ove si tratta…di tutte le regole del contrappunto et anco della compositione de più voci, de’ canoni, delle proportioni, et d’altri"). Последний содержит поучительную иллюстрацию использования техники пародии для обучения студента построению своих первых полифонических композиций. Примечательно, что использованный мадригал "Фамми пур гверра амор" ("Fammi pur guerra amor") взят из Первой книги четырехголосных мадригалов Аркадельта, поскольку единственные известные нам четырехголосные мадригалы Черрето были включены в неаполитанское переиздание того сборника. Это переиздание сохранилось не полностью, как и другие уцелевшие публикации Черрето: "Первая книга канцонетт на три голоса" ("Il primo libro di canzonelle a tre voci") и "Амариллида на три голоса с некоторыми на два сопрано, Третья книга, Сочинение 18" ("L’Amarillide a tre voci con alcuni a due soprani, Il terzo libro, Opera 18").
Будучи композитором, Черрето оставил немного сочинений, что не позволяет в полной мере оценить его музыкальный стиль. Однако его главный вклад в историю музыки связан с теоретическими трудами. Его работы служат ценным источником информации о музыкальной жизни Неаполя на рубеже XVI-XVII веков. Он был одним из тех теоретиков, кто стремился сохранить и систематизировать старые правила контрапункта, одновременно пытаясь адаптировать теоретическую базу под новые исполнительские практики. Его интерес к инструментальной музыке и ее равноправному положению с вокальной был достаточно прогрессивным для его времени. Методы обучения, которые он предлагал в своих рукописных диалогах, в частности, использование пародийной техники на основе известных мадригалов, демонстрируют практический педагогический подход.
Сочинения, упомянутые в теоретических трудах и каталогах, ныне утеряны:
Духовные мадригалы
Светские вокальные сочинения
Инструментальная музыка
Прочие сочинения
Сохранившиеся публикации (неполные):
Теоретические труды
Ноты сочинений Сципионе Черрето на сайте библиотеки IMSLP