Черногорский, Богуслав Матей
1684 - 1742

Назад

Černohorský, Bohuslav Matěj

  • Дата рождения: 16 февраля 1684 года (крещение)
  • Место рождения: Нимбурк, Богемия
  • Дата смерти: февраль 1742 года
  • Место смерти: Грац, Австрия

Биография

Богуслав Матей Черногорский был чешским композитором и органистом. Его первым учителем музыки был его отец, школьный учитель и органист, а среднее образование он, по-видимому, получил у иезуитов, поскольку младший из его двух братьев, Ипполит, был музыкальным префектом в этом ордене. С 1700 по 1702 год он изучал философию в Пражском университете, где познакомился с Томашем Балтазаром Яновкой, известным музыкальным теоретиком и лексикографом, а также органистом Тынского храма, официального места богослужений университета. Это, вероятно, является основой легенды о том, что Черногорский работал с хором Тынского храма, не как регент хора в францисканском одеянии, а как пражский студент и уже опытный органист. Возможно, что Яновка углубил понимание Черногорским музыкальной теории, познакомил его с новейшей чешской и зарубежной музыкой и обратил его внимание на их соседей, францисканцев у храма Святого Якуба в Старом Городе Праги. В то время там активно работал композитор Бернард Артофеус (1651–1721), большой художественный и монашеский авторитет. Это может частично объяснить, почему Черногорский покинул университет сразу после получения степени бакалавра в 1702 году и присоединился к францисканцам. Он был принят в орден в 1704 году и рукоположен в священники в 1708 году. Его "Vesperae minus solennes", в которых прослеживается влияние Артофеуса, были написаны в Мосте, северная Богемия, где Артофеус служил францисканским гуардианом в 1704 году.

Решимость Черногорского пойти путем великих мастеров, что редко делалось художниками в Богемии, очевидна из решения его начальства в 1710 году изгнать его на десять лет и лишить всех званий за то, что он без разрешения уехал в Италию в поисках образования. Однако он получил приглашение от генерала ордена в Риме, который восстановил его звания и назначил главным органистом в базилике Святого Франциска в Ассизи (1710–1715). Черногорский оставил после себя в Ассизи рукопись "Regina coeli" (1712 года), подписанную «Отче Боэмо ди Прага, primo organista» (Отче-богемец из Праги, первый органист). Это произведение сравнивали с самыми эффектными хоровыми произведениями Генделя (Фрассон), и Черногорский действительно был одним из немногих чешских композиторов, которые познакомились с музыкой Генделя, что произошло через его маэстро ди капеллу Ф.А. Урио. Когда его студенческая стипендия закончилась, он переехал из Ассизи, где Джузеппе Тартини тайно был его учеником, в Падую, где был назначен третьим органистом в базилике Святого Антония, известной как Иль Санто (1715–1720). Во время карнавала 1717 года он посетил nearby Венецию, где Феличе Новелли и Антониа Лауренти пели в операх Вивальди; десять лет спустя он будет officiate на их свадьбе в Праге. Другое "Regina coeli", для сольного сопрано, страстное произведение светского характера, возможно, обязано своим появлением венецианскому опыту. В Падуе Черногорский прославился не только как органист и тромбонист, но и как поэт.

По окончании своего десятилетнего наказания Черногорский вернулся в Прагу с письменным заверением, что он может в любое время вернуться в Иль Санто. В то время праздновалось столетие битвы у Белой Горы (1620 год), и, по-видимому, это событие было отмечено в "Litaniae Lauretanae de Beatae Virginis Maria Victoriosa" Черногорского. Из посвящения Богородице Победоносной, которой католики приписывали свою победу у Белой Горы, можно сделать вывод, что Черногорский хотел напомнить Праге, что он является композитором. Безупречное властвие высоким барочным полифонией и ее наиболее характерной формой, фугой, свидетельствует о его композиторском гении. Два года спустя ему была присуждена степень магистра теологии за «выдающиеся достижения в музыке», и, таким образом, он был признан как композитор, органист и теоретик. Однако если говорить о школе контрапункта Черногорского, этот термин следует использовать с осторожностью и ограничить влиянием, оказанным конкретными музыкальными произведениями. Если, как утверждал Длабач, Зегер принадлежит к этой школе, то он является ключевой фигурой не только чешского барокко, но и чешской классической музыки, поскольку путь ведет через Зегера к его ученикам Ф.К. Брикши, Я.Э. Кожелуху и Мысливечеку.

Карьера Черногорского была внезапно прервана на пике его творчества. Без сомнения, будучи неудобным критиком своего начальства, он был официально подвергнут остракизму на три года (1727–1730). Он был отправлен в Градец-Кралове, чтобы его «мучили постом», и лишен званий бакалавра и магистра за то, что, «среди прочего», отказался передать монастырю свое семейное наследство. Его подход к своей профессии на протяжении всей жизни, и в частности его предпочтение неопределенности ограничениям подчинения, позволяют предположить, что исторический процесс эмансипации художника уже шел в Богемии. Его пребывание в спокойном монастыре в Градец-Кралове, где его требовательный характер и артистизм снискали ему восхищение и уважение, кажется, было самым мирным и творческим периодом его жизни. Именно там он написал одно из важнейших произведений чешской полифонии, офферторий "Laudetur Jesus Christus", вдохновленный новым приветствием, введенным в церкви 16 января 1739 года. Произведение было напечатано в том же году, без сомнения, при финансовой поддержке его друзей. Немецкие музыковеды (в частности, Кречмар) высоко оценили это сочинение как «уникальное среди всех старых фуг» и провозгласили композитора «чешским Бахом». Мотет "Precatus est Moyses" датируется тем же годом. Это музыкальное переложение полного текста оффертория на 12-е воскресенье после Пятидесятницы, в то время как мотет "Quare Domine irrasceris" перелагает только его центральную часть. Оба произведения имеют одинаковую инструментовку, и оба включают фугу «Memento Abraham», музыкально неизменную; эта фуга, являющаяся превосходным примером контрапунктического мастерства Черногорского, является кульминацией обеих композиций. Его последнее сохранившееся вокальное сочинение с инструментами — фуга "Quem lapidaverunt", весьма изобразительная обработка центральной части оффертория на день Святого Стефана, которая, в силу своей художественной зрелости, может быть отнесена к периоду пребывания в Градец-Кралове. Офферторий был завершен Ф.К. Брикши, который добавил вступление и заключительные части, используя ту же инструментовку. В «кабинете Целенки» Саксонской земельной библиотеки в Дрездене хранятся два хоровых произведения а капелла, "Hymnus de S Norberto" и "Veni creator Spiritus", с пометкой «оба произведения, вероятно, принадлежат Черногорскому». Подлинность этих сочинений ставится под сомнение из-за прославления Святого Норберта, который был основателем Ордена премонстрантов.

Период в Градец-Кралове показывает Черногорского как искусного композитора, чья эрудиция и интеллект превосходили обстоятельства того времени. Его заслуга заключается в том, что с уверенностью великого таланта он взял из множества стилей, с которыми столкнулся в Италии, те элементы, которые были бы жизнеспособны и плодотворны в чешской среде и которые также соответствовали его собственным склонностям. Благодаря этому он смог создать подлинно чешскую музыку, которая обладает как общеевропейской значимостью, так и специфически чешским звучанием. Произведения, написанные им в Градец-Кралове, сохранились потому, что избежали как внимания его начальства в Праге, так и ужасного пожара в храме Святого Якуба (1754 год), в котором, по-видимому, была уничтожена большая часть его работ.

Когда Черногорский вернулся в Прагу в 1730 году, генерал ордена полностью реабилитировал его и год спустя позволил ему поехать в Падую, как он и просил. Там он снова занял должность третьего органиста и был вынужден ждать пять лет, прежде чем стал первым органистом. Но, несмотря на его униженные просьбы и тяжелый рабочий график, он по-прежнему получал только жалованье третьего органиста. Уныние от его страданий можно прочесть в строке из поэмы "Orphaeus omnians", которую он написал в самом конце своей жизни: «Зришь ты здесь разорванную грудь без сердца». 18 августа 1741 года просьба Черногорского о возвращении в чешские земли была удовлетворена; он получил расчет 31 августа и покинул Падую в сентябре. Вероятно, по причине плохого здоровья, он прервал утомительное путешествие и нашел приют в монастыре миноритов Мария-Хильф в Граце. Именно там он и умер после долгой болезни; заупокойная месса по нему была отслужена 15 февраля 1742 года. Известие о его смерти достигло Праги только в июле. Дата его смерти была неизвестна; в регистре она была внесена как 1 июля.

Творчество

Творчество Богуслава Матея Черногорского является ярким примером чешской барочной музыки. На него оказали влияние как местные традиции, так и итальянский стиль, распространенный в то время в Центральной Европе. Будучи францисканцем, он большую часть своей музыки писал для нужд церкви. Его сочинения демонстрируют мастерское владение контрапунктом, унаследованное от традиций строгого стиля, в сочетании с мелодической изобретательностью и драматизмом, характерными для итальянского барокко. Его работы, особенно его фуги и латанские литании, показывают совершенное владение формой и глубокое понимание полифонического письма. Черногорский считается одной из ключевых фигур, оказавших влияние на следующее поколение чешских композиторов, таких как Йозеф Зегер, тем самым создав связь между эпохой барокко и классицизмом в чешских землях. Его способность адаптировать итальянские влияния к чешскому музыкальному контексту позволила ему создать уникальный стиль, обладающий как национальной идентичностью, так и общеевропейским значением.

Произведения

  • Духовные сочинения
  • "Да восхваляется Иисус Христос, или Офферторий на всякое время" ("Laudetur Jesus Christus, sive Offertorium pro omni tempore"), для сопрано, альта, тенора, баса, струнных и органа (Прага, 1729)
  • "Латанские литании Пресвятой Девы Марии Победоносной" ("Litaniae Lauretanae de BVM Victoriosa"), для сопрано, альта, тенора, баса, двух скрипок, двух труб, четырех тромбонов, литавр и органа
  • "Молился Моисей" ("Precatus est Moyses"), офферторий, для сопрано, альта, тенора, баса, двух скрипок, альта, трех тромбонов и органа
  • "Зачем, Господи, гневаешься" ("Quare Domine irrasceris"), мотет, для сопрано, альта, тенора, баса, двух скрипок, альта, трех тромбонов и органа
  • "Которого побили камнями" ("Quem lapidaverunt"), из Оффертория на праздник Святого Стефана, для сопрано, альта, тенора, баса, струнных, двух труб и органа (с двумя разделами, дописанными Ф.К. Брикши)
  • "Радуйся, Царица Небесная" ("Regina coeli"), для двух хоров и органа (1712)
  • "Радуйся, Царица Небесная" ("Regina coeli"), для сопрано, виолончели и органа
  • "Вечерни малые торжественные" ("Vesperae minus solennes"), для пяти голосов, двух скрипок и органа
  • Утраченные сочинения (известны только по церковным описям)
  • "Месса Святого Герарда" ("Missa S Gerardi")
  • Месса до мажор
  • "In exitu"
  • "Мотет Богородицы" ("Motetto della Madona")
  • "Твои небеса и твоя земля" ("Tui sunt coeli et terra"), мотет
  • Сомнительные и ошибочно приписанные сочинения
  • "Будьте тверды" ("Estote fortes"), для четырех голосов, оркестра и органа (вероятно, автор Карл Диттерс фон Диттерсдорф)
  • Пять органных фуг, опубликованных в сборнике К.Ф. Пича "Музей для органистов" (авторы: Г. Муффат, И.Я. Фробергер, И. Кунау, вероятно И. Зегер, одна сомнительна)
  • Две органные фуги, ля минор и фа мажор (сомнительно)
  • Две органные фуги, соль минор и ре мажор (сомнительно)
  • Токката до мажор (ложное приписывание)

Ноты сочинений Богуслава Матея Черногорского на сайте библиотеки IMSLP