Ченчи, Джузеппе
? - 1616
Назад
Джузеппе Ченчи (Giuseppe Cenci) - Итальянский композитор и певец
Умер 21 июня 1616 года, Рим.
В рукописях, скопированных в Риме и (одной) во Флоренции, Джузеппино приписывается 12 монодий. В 1628 году Винченцо Джустиниани приписал "Джузеппино", наряду с Джулио Каччини, открытие или усовершенствование речитативного стиля. В 1640 году Пьетро делла Валле описал пение тенора по имени Джузеппино, поместив его деятельность в период с 1590 по 1600 год и сказав, что он сочинил большое количество популярных канцонетт со скандальными словами. В 1635 г. до н.э. Дони сообщил, что Джузеппе Ченчи, сын Джузеппино, был принят в качестве тенора в папскую капеллу в 1598 году, а в 1614 году Джузеппино написал арию в опере-пародии "Любовь пудико", которая была посвящена второму браку Микеле Перетти, брата кардинала Монтальто. 11 июля 1616 года Энцо Бентивольо из Феррары услышал от своего римского агента, что "Иосепино, то есть музыкант, умер". И действительно, 21 июня 1616 года Джузеппе Ченчи скончался. В книге прихода, где он умер, и в книге прихода, где он был похоронен, он упоминается как “Джузеппино Ченчи”. Поэтому представляется разумным заключить, что "Джузеппино" - это Джузеппе Ченчи, тенор, который поступил в папскую капеллу в 1598 году. На момент поступления он состоял на службе у кардинала Одоардо Фарнезе; в 1608 году он перешел в дом кардинала Сципиона Боргезе, племянника папы Павла V. Таким образом, три работы, опубликованные под именем Ченчи, могут быть добавлены в список работ, в результате чего общее количество достигнет 15. Семь из этих произведений - строфические вариации, четыре сольных мадригала, два диалога, одна строфическая канцонетта и один строфический дуэт. Наиболее чисто декламационными являются диалог “Не говори о Клори и пески” и мадригал “Окки, призывающие к жизни”; последний был опубликован в четырехчастной версии в соч.10 П.М. Марсоло (1614) вместе с два других мадригала: “Ahi com'a un vago sol” и “Occhi un tempo mia vita”. В нескольких произведениях, например, в строфических вариациях "Я хочу, чтобы ты жил как фанго" и “Прекрасная душа, чтобы ты жил как мужчина”, декламационный стиль чередуется со стилем метрической арии. “Канцонетта Фуджи, фуджи, фуджи да квесто сиело” стала известна как "Ария Мантовы" благодаря сонатным обработкам Бьяджио Марини и Марко Уччеллини. Ее мелодия была использована для популярного во Франции 18-го века ноэля, и со временем она стала главной темой "Влтавы" Сметаны. Один из сольных мадригалов Ченчи “Deh dolc'anima mia” написан на текст из "Пастора фидо" Гуарини и, возможно, был исполнен вместе с несколькими другими декламационными переложениями текстов из той же пасторали, которые были найдены анонимно рядом с мадригалом Ченчи, когда пьеса была поставлена в театре. загородная вилла его покровителя, кардинала Фарнезе, в 1596 году. Если это так, то это помогло бы обосновать утверждение Джустиниани о том, что Ченчи сыграл ведущую роль во внедрении театрального речитатива. Строфический дуэт Ченчи "Più non amo più non ardo" и его строфические сольные вариации "Se perche voi mi tolga" были включены в оперу Дж. Б. Роблетти "Ракольта музыкальных концертов" (Рим, 1621), а его строфические вариации "Vita della mia vita" - в оперу Роблетти "Сфера искусства" (1629). Из оставшихся работ: “Принцесса Клорида”, “Леггиадри окки серени” и “Сладкое сердце” - все это строфические вариации; "Амороза Ликори", диалог, анонимно опубликованный в журнале Il maggio fiorito (1623).
Ноты сочинений Джузеппе Ченчи на сайте библиотеки IMSLP