Чеккино, Томазо
1583 - 1644

Назад

Томазо Чеккино (Tomaso Cecchino) - Итальянский композитор

Родился в 1583 году, Соаре, Верона - умер 31 августа 1644 года, Лесина (ныне Хвар, Хорватия). 

Возможно, это Томазо, сын Антонелло Чеккини, упомянутый в нотариальном документе Веронезе от 1601 года; и вполне возможно, что он посещал школу искусств в Вероне. Впервые он отправился в Далмацию в 1603 году в качестве временного капельмейстера Сплитского кафедрального собора и оставался там, вероятно, до 1607 года; неизвестно, где он был с тех пор до 1613 года, когда вернулся на свой старый пост в Сплите. Вполне возможно, что он вернулся по приглашению епископа Маркантонио де Доминиса, который проявил интерес к популяризации музыки в соборе. В декабре 1614 года, когда Доминис лишился власти, он покинул Сплит, чтобы стать маэстро ди капелла Лесинского кафедрального собора, и оставался там до конца своей жизни. Его предшественниками там были органисты, способные обеспечить музыкальное сопровождение богослужений, но не имевшие отношения к современной итальянской сцене; однако он поднял уровень музыки в Лесине на более высокий уровень, чем когда-либо прежде, и с тех пор ему почти никто не соответствовал. Почти во всех своих работах Чеккино был лаконичен и несколько сдержан. Возможно, это было чисто личной чертой, но, скорее всего, его стиль сформировался под влиянием вкуса жителей Далмации, а также размеров и способностей имевшихся в его распоряжении исполнительских коллективов. Именно эта экономия выразительных средств придает его музыке особое очарование. Третья книга Аморози Кончетти содержит несколько маленьких шедевров, таких как "Ио сенза феде".? и Люси белль и спиетате; а дуэт "О Розетта, ты Розетта" не уступает постановке того же текста Монтеверди. В "Canti spirituali" Чеккино создал цикл из шести монодий, описывающих черты портрета мертвого Христа, фактически превратив его в небольшую кантату. Его мессы op.11 эффективно сочетают в себе приму и вторую практику: контрапунктическое написание отведено главным образом для внешних частей, в то время как более длинные внутренние части преимущественно гомофоничны. Его пятичастные мотеты почти все основаны на принципе концертато и сильно напоминают произведения его венецианских современников. Пребывание Чеккино в Лесине и написанные им там работы являются интересной иллюстрацией быстрого распространения монодического стиля в периферийных регионах Венецианской республики. О том, что его произведения были известны в Германии и других странах Северной Европы, свидетельствует не только появление десяти из них в изданных там антологиях, но и упоминание о нем Майкла Преториуса в третьей книге его "Музыкальной синтагмы".

Ноты сочинений Томазо Чеккино на сайте библиотеки IMSLP