Каццати, Маурицио
1616 - 1678

Назад

Маурицио Каццати (Maurizio Cazzati) - Итальянский композитор и органист

Родился в 1616 году, Луццара (ныне Лучера), герцогство Гвасталла, Северная Эмилия-Реджо -  умер в 1678 году, Мантуя. 

Во время своего пребывания на посту маэстро капеллы Сан-Петронио в Болонье (1657-1671) он внес значительный вклад в развитие инструментальной музыки, особенно в создание уникального музыкального репертуара для трубы и струнных инструментов.

Возможно, Каццати был назначен на свою первую музыкальную должность в возрасте 17 лет в Сан-Пьетро, Гвасталла, прислуживая Ферранте III, герцогу Гвасталлы. После рукоположения в сан священника в 1641 году Каццати стал маэстро капеллы и органистом церкви Сан-Андреа в Мантуе. Он отвечал за музыку при дворе Сципиона Гонзага, князя Боццоло, в 1647 и 1648 годах, когда был избран маэстро капеллы Академии делла Морте в Ферраре. Он служил там с 3 июня 1648 года по 15 сентября 1652 года. 17 апреля 1653 года он был избран маэстро капеллы церкви Святой Марии Маджоре в Бергамо. Он приобрел для капеллы произведения выдающихся современных композиторов, значительно расширив ее репертуар. Во время пребывания в Бергамо он был членом Академии изящных искусств. В апреле 1657 года он вернулся в Феррару и снова служил маэстро ди капелла Академии делла Морте до конца августа, когда подал заявление на аналогичную должность в Сан-Петронио, Болонья. Его избрание стало результатом впечатляющего исполнения им одной из месс в близлежащей церкви Святого Сальваторе. Несмотря на многообещающее начало, его карьера в Сан-Петронио была отмечена постоянными личными и профессиональными трудностями, ожесточенной полемикой и явным недовольством со стороны болонского музыкального сообщества.

Приступив к исполнению своих обязанностей в Сан-Петронио, он провел реформу музыкальной капеллы, установив фиксированное число из 35 певцов и инструменталистов, которые исполняли предписанные церковные функции в течение церковного года. По традиции, к престольному празднику 4 октября этот состав был увеличен, чтобы усилить его великолепие. Каццати создал благоприятную атмосферу для развития инструментальной музыки во время литургии, наняв, помимо высокооплачиваемых сольных певцов, инструменталистов, которым также платили относительно высокую зарплату. Среди музыкантов, которых он таким образом привлек к участию в музыкальной капелле, были Дж.Б. Витали и Пьетро дельи Антоний.

Возможно, из-за некоторых реформ, инициированных Каццати, в 1659 году из-под пера Лоренцо Перти, священника-бенефициара собора Святого Петронио, впоследствии маэстро ди капелла Болонского собора, началась ожесточенная полемика. Вскоре к нему присоединился Г.К. Аррести, органист Сан-Петронио. Спор разгорелся из-за некоторых музыкальных ошибок в Кирие из "Missa primi toni" Каццати, опубликованном в пятичастной "Messa e salmi", соч.17 (1655). В 1658 году анонимный автор написал первоначальный документ "Диалоги между мастерами и учениками, желающими достичь совершенства в контрапункте", в котором он критикует "Кирие" Каццати в осуждающем, многословном стиле (когда-то считалось, что этот документ принадлежит Аррести, но Бретт приводит убедительные доказательства того, что он был написан другим, неизвестным автором). В 1659 году Перти написал свое "Виглиетто" (возможно, для академической дискуссии), гораздо более сжатую и аргументированную критику той же работы, за которой в сентябре того же года последовало аналогичное письмо к главе "Сан-Петронио". Аррести, недавно назначенный органистом, предложил защитить Каццати, но получил отказ на том основании, что он ничего не публиковал и, следовательно, не был квалифицирован. Уволенный в 1661 году с поста органиста, Аррести вступил в полемику с Каззати, затронув вопросы, поднятые в "Виглиетто" Перти, в своей недавно опубликованной "Мессеа и вечерне", соч.1 (1663), в которую он включил анонимную копию "Кирие" Каццати. Комментируя работу в довольно резких выражениях, он раскритиковал использование модуса Каццати, приведя правильные примеры его использования в своей собственной работе, основанной на темах из мессы Каццати.

В своем ответе "The Risposta" Каццати основывал свои аргументы, пункт за пунктом, на Виглиетто, использованном Аррести, цитируя похожие отрывки из музыки своих современников, включая Аррести. Тем временем Аррести продолжил свою критику в письме к читателю своей статьи, где он отклонил некоторые моменты, затронутые в "Виглиетто", но выдвинул новые. Каццати ответил своим "Поскритто" (опубликованным вместе с "Риспоста"), в котором он подверг резкой критике статью Аррести именно по тем основаниям, которые были затронуты в "Виглиетто" Перти. В 1664 году Аррести опубликовал свой сборник из пяти псалмов "Gare musicali", в который снова было включено произведение Каццати из его соч.33, ошибки в котором, как и прежде, были указаны в примечаниях, но без устных комментариев. Вместо этого он предлагает сравнить его с собственными псалмами. На этом, похоже, письменная полемика закончилась, за исключением того, что в 1667 году Каццати перепечатал оскорбительное соч.17 с исправленными некоторыми ошибками, но не теми, которые касались его предполагаемых ошибок при использовании первого способа.

Заметное отсутствие Каццати в Филармонической академии, основанной в 1666 году (Аррести был одним из основателей), наводит на мысль, что ссора затронула все музыкальное сообщество Болоньи. Однако совет ризницы Сан-Петронио с самого начала продемонстрировал свою поддержку Каццати и продолжал это делать, даже санкционировав оплату расходов частной академии, которую Каццати возглавлял в Сан-Петронио, возможно, вопреки Филармонической академии. Каццати также установил свой собственный печатный станок, вероятно, в доме, пристроенном к Сан-Петронио, предназначенном для использования маэстро ди капелла. Из этой типографии, очевидно, вышли его статьи, ни на одной из которых не указано имя издателя. Их публикация самим Каццати может свидетельствовать о том, что его отношения с музыкальными издательствами Болоньи также были напряженными.

Возможно, из-за постоянных разногласий совет ризницы уволил Каццати из Сан-Петронио 27 июня 1671 года. Он вернулся в Мантую, где продолжил свою издательскую деятельность и служил герцогине Анне Изабелле Гонзага в качестве маэстро камерной капеллы. За это время при дворе было исполнено шесть его ораторий. С 29 сентября 1672 года он также исполнял обязанности маэстро капеллы Мантуанского кафедрального собора и, начиная с 1671 года, до своей смерти 18 сентября 1678 года, сочинял музыку для праздников Святого Томмазо и Святого Антонио в капелле Святой Барбары. В письме от исполнителя его завещания говорилось о его намерении пожертвовать 12 больших сборников полифонической музыки церкви Святого Петронио, что свидетельствует о его уважении к ризничному совету, в котором он работал. Среди его имущества было около 130 картин, три музыкальных инструмента, печатный станок и шрифт, с помощью которого он печатал свою собственную музыку, а также список его работ, четыре из которых не сохранились.

Ноты сочинений Маурицио Каццати на сайте библиотеки IMSLP