Каццати, Маурицио
1616 - 1678

Назад

Cazzati, Maurizio

  • Дата рождения: 1616 год
  • Место рождения: Лучцара (ныне Лучера), герцогство Гуасталла, близ Реджо-нель-Эмилия, Италия
  • Дата смерти: 1678 год
  • Место смерти: Мантуя, Италия

Биография

Маурицио Каццати был итальянским композитором и органистом. В течение срока его пребывания на посту руководителя капеллы (maestro di cappella) базилики Сан-Петронио в Болонье (1657–71) он внес значительный вклад в развитие инструментальной музыки, особенно в уникальный репертуар музыки для трубы и струнных.

Каццати, возможно, получил свою первую музыкальную должность в возрасте 17 лет в церкви Сан-Пьетро в Гуасталле, служа Ферранте III, герцогу Гуасталлы. После рукоположения в сан священника Каццати стал руководителем капеллы (maestro di cappella) и органистом церкви Сант-Андреа в Мантуе в 1641 году. Он руководил музыкой при дворе Сципионе Гонзага, князя Боццоло, в 1647 и 1648 годах, когда был избран руководителем капеллы Академии Смерти (Accademia della Morte) в Ферраре. Он служил там с 3 июня 1648 года по 15 сентября 1652 года. 17 апреля 1653 года он был избран руководителем капеллы базилики Сан-Мария-Маджоре в Бергамо. Он приобретал для капеллы произведения важных современных композиторов, значительно расширив ее репертуар. Находясь в Бергамо, он был членом Академии Взволнованных (Accademia degli Eccitati). В апреле 1657 года он вернулся в Феррару, вновь заняв пост руководителя капеллы Академии Смерти до конца августа, когда подал заявку на аналогичную должность в базилике Сан-Петронио в Болонье. Его избрание стало результатом впечатляющего исполнения одной из его месс в соседней церкви Сан-Сальваторе. Несмотря на многообещающее начало, его карьера в Сан-Петронио была отмечена непрерывными личными и профессиональными трудностями, горькими полемиками и явным недовольством со стороны болонского музыкального сообщества.

Приступив к своим обязанностям в Сан-Петронио, он провел реформу музыкальной капеллы, установив фиксированное число в 35 певцов и инструменталистов, которые выступали на предписанных церковных функциях в течение года. Эта группа традиционно увеличивалась на праздник покровителя церкви 4 октября для придания ей большей пышности. Каццати создал благоприятный климат для развития инструментальной музыки в рамках литургии, нанимая, помимо высокооплачиваемых певцов-солистов, инструменталистов, которые также получали относительно высокое жалованье. Среди музыкантов, которых он таким образом привлек в капеллу, были Дж. Б. Витали и Пьетро дельи Антони.

Возможно, из-за определенных реформ, инициированных Каццати, в 1659 году началась ожесточенная полемика, исходившая из-под пера Лоренцо Перти, бенефицированного священника Сан-Петронио, впоследствии руководителя капеллы собора Болоньи. Вскоре к нему присоединился Дж. К. Аррести, органист Сан-Петронио. Спор сосредоточился вокруг некоторых музыкальных ошибок в разделе "Kyrie" из мессы Каццати "Missa primi toni", опубликованной в сборнике "Месса и псалмы" для пяти голосов, опус 17 (1655). Анонимный автор написал первоначальный документ, "Диалог между учителем и учеником, жаждущим преуспеть в контрапункте", в 1658 году, атакуя "Kyrie" Каццати в уничижительном, многословном стиле (однажды считалось, что автором был Аррести, но Бретт приводит убедительные доказательства, что им был другой, неизвестный автор). В 1659 году Перти написал свой "Листок" (возможно, для академической дискуссии) — гораздо более сжатую, аргументированную критику того же произведения, а в сентябре того же года последовало его подобное письмо в капитул Сан-Петронио. Аррести, недавно назначенный органистом, предложил защитить Каццати, но получил отказ на том основании, что он сам ничего не опубликовал и поэтому не был квалифицирован. Уволенный в 1661 году с поста органиста, Аррести вступил в полемику против Каццати, подняв вопросы, затронутые в "Листке" Перти, в своем недавно изданном сборнике "Месса и Вечерня", опус 1 (1663), куда он включил анонимную копию "Kyrie" Каццати. Аннотируя произведение в довольно грубых выражениях, он критиковал использование Каццати лада, приводя правильные примеры в своей собственной работе, основанной на темах из мессы Каццати.

В своем ответе, "Ответе" ("Risposta"), Каццати построил свои аргументы, пункт за пунктом, на основе "Листка", использованного Аррести, цитируя схожие пассажи в музыке своих современников, включая Аррести. Тем временем Аррести продолжил свою критику в письме к читателю своего опуса 2, где он отверг некоторые пункты, поднятые в "Листке", но выдвинул новые. Каццати ответил своим "Послесловием" ("Poscritto"), опубликованным вместе с "Ответом", в котором он основательно раскритиковал опус 1 Аррести именно по тем основаниям, которые были подняты в "Листке" Перти. В 1664 году Аррести опубликовал свой сборник из пяти псалмов "Музыкальные состязания" ("Gare musicali"), вновь включив произведение Каццати из его опуса 33, с указанием ошибок посредством аннотаций, как и прежде, но без словесных комментариев. Вместо этого он предлагает сравнение с его собственными псалмами. Письменная полемика, похоже, на этом закончилась, за исключением того, что Каццати переиздал спорный опус 17 в 1667 году с исправлением некоторых ошибок, но не тех, которые касались его предполагаемых ошибок в использовании первого лада.

Заметное отсутствие Каццати в составе Филармонической академии (Accademia Filarmonica), основанной в 1666 году (Аррести был одним из учредителей), позволяет предположить, что ссора затронула все болонское музыкальное сообщество. Однако церковный совет (вести-брд) Сан-Петронио с самого начала и в дальнейшем демонстрировал свою поддержку Каццати, даже санкционируя выплаты на расходы за проведение им частных музыкальных собраний (accademie) в Сан-Петронио, возможно, в противовес Филармонической академии. Каццати также основал собственную типографию, вероятно, в доме при Сан-Петронио, предназначенном для использования руководителем капеллы. С этого станка, очевидно, вышли его опуса с 41 по 47, с 49 по 53 и с 55 по 58, ни один из которых не содержит имени издателя. Их публикация самим Каццати вполне может указывать на то, что его отношения с болонскими музыкальными издателями также были натянутыми.

Возможно, из-за давления постоянных споров церковный совет уволил Каццати из Сан-Петронио 27 июня 1671 года. Он вернулся в Мантую, где продолжил свою издательскую деятельность и служил герцогине Анне Изабелле Гонзага в качестве руководителя капеллы (maestro di cappella di camera). В это время при дворе были исполнены шесть его ораторий. Он также занимал должность руководителя капеллы собора Мантуи с 29 сентября 1672 года и сочинял музыку для праздников Святого Фомы и Святого Антония, начиная с 1671 года, в капелле Санта-Барбара вплоть до своей смерти 18 сентября 1678 года. Письмо от исполнителя его завещания указывало на его намерение пожертвовать 12 больших книг полифонической музыки церкви Сан-Петронио, что свидетельствует о его уважении к церковному совету, который его нанимал. Среди его имущества были около 130 картин, три музыкальных инструмента, типографский станок и шрифты, которыми он печатал свою собственную музыку, а также список его произведений, четыре из которых не сохранились (опуса 60–62 и 64).

Творчество

Хотя инструментальная музыка составляет лишь относительно небольшую часть наследия Каццати, включающего 66 опубликованных томов, именно в этом жанре он сделал свой наиболее влиятельный вклад. Его ранние ансамблевые сонаты и канцоны выполнены в традиции венецианской канцоны: они выдержаны в имитационном стиле и состоят из коротких контрастных разделов со стереотипными кадансовыми формулами. Его сонаты опуса 18 (1656) кодифицируют многие характеристики зрелой барочной сонаты, намеченные в более ранних сборниках: ясную формальную структуру в виде отдельных частей, тематическое развитие, включение танцевальных ритмов и большее использование гомофонии. Его сонаты эволюционировали от модальной неопределенности к тональной ясности и функциональной гармонии, часто через использование басовых паттернов, но его выбор тональных центров и гармоническая палитра оставались консервативными. Его письмо для струнных становилось все более идиоматичным, и его интерес заключался в установлении формальных концепций, часто с интересными музыкальными идеями и разработками тем и мотивов. Его пять публикаций танцевальных пьес содержат типичные танцы середины XVII века, а также некоторые композиции на остинатный бас и полную программу для маскарада (опус 22). Такие сборники были одними из важных предшественников публикаций "Камерных сонат" Корелли в конце века.

В своих трех сонатах, включающих партию трубы (в опусе 35), он проложил путь уникальному репертуару музыки для трубы и струнных, характерному для капеллы Сан-Петронио. Хотя он указал, что в отсутствие трубы ее партия может исполняться на скрипке (возможно, в качестве уступки новизне сочетания), стиль этих сонат явно отличается от стиля произведений без трубы. Он использовал ограниченный кларинный диапазон для трубы — от ля первой октавы до ля второй октавы (сочинения Каццати требуют трубу в строе До, но более поздние пьесы из репертуара Сан-Петронио написаны для трубы в строе Ре). Массивный струнный стиль, явно обусловленный акустикой Сан-Петронио, здесь оттеняется трубой, которая движется медленно в мотивах из половинных и четвертных нот. Из-за ограниченной способности трубы участвовать в обычной фугированной фактуре для струнных, ее включение порождало концертное противопоставление двух стилей, которое в большей степени использовали более поздние композиторы Сан-Петронио, такие как Дж. А. Перти и Торелли. В явном контрасте с его музыкой только для струнных, Каццати написал эти сонаты в гомофонном стиле, иногда включая вступительную идиоматическую фанфару. Время от времени он дифференцировал мотивы трубы от мотивов струнных, но чаще струнные отвечают мотивным материалом, который уже был изложен трубой.

Каццати был первым болонским композитором, опубликовавшим сольные сонаты для скрипки (опус 55). Они написаны в экономном, сжатом струнном стиле и представляют собой несколько суровые и сдержанные произведения: Каццати оставил более поздним композиторам ту избыточность и лиризм, которые определяют стиль болонской скрипичной музыки, и избегал красочной виртуозной записи.

Большая часть духовной музыки Каццати, жанра, составляющего большинство его опубликованных произведений, — это служебная музыка, написанная как часть его обязанностей руководителя капеллы: обработки псалмов, респонсориев, антифонов, гимнов и "Величит" ("Магнификат"), характеризующиеся разнообразными мелодиями, ритмами и контрастными разделами с разным метром и стилем. Псалмы и песнопения "Величит" стилистически разнообразны: некоторые являются хоровыми или сольными концертными произведениями с инструментами, некоторые — для одного или нескольких хоров (некоторые в стиле prima pratica), а другие используют раздельный (spezzato) стиль, в котором стихи чередуют характеристики prima и seconda pratica. В более крупных works, таких как концертные мессы, он часто использовал инструментальный ритурнель как структурный элемент, возможно, чтобы компенсировать свою неспособность выдерживать длинные контрапунктические разделы для голосов. Здесь и в других местах он проявил свою главную слабость в контрапунктическом письме, за которую его справедливо критиковали современники: нечувствительность к последовательностям чистых интервалов. Возможно, его наиболее успешными вокальными произведениями являются мотеты для сольного голоса и бассо континуо, написанные в полном расцвете стиля бельканто с обилием трёхдольных ритмов, гемиольных каденций и определенной степенью гармонической изобретательности. Его духовная музыка также включает монодические плачи и латинские диалоги. В схожем стиле выдержаны сольные и дуэтные кантаты для голоса и бассо континуо (некоторые с двумя скрипками), характеризующиеся очаровательной простотой, консервативной гармонией и гибкими мелодиями с occasional виртуозными пассажами.

Суждение ранних историков (например, Фетиса и Торки) было строгим к Каццати как к композитору, и действительно, в лучшем случае его можно считать композитором заурядного вдохновения. Однако современные ученые признают его значительный вклад в инструментальную ансамблевую музыку, его мелодический дар в сольной вокальной музыке и его способность организовывать и развивать музыкальные капеллы. Его великий вклад в развитие музыки в Болонье заключался в его инициативе по привлечению прекрасных инструменталистов в Сан-Петронио, в изобретении и поощрении сочинения нового жанра инструментальной музыки и предоставлении ему места в литургии.

Произведения

Инструментальная музыка (наиболее влиятельная часть наследия)

  • Сонаты и канцоны:
  • Op. 2: "Canzoni a 3" (1642)
  • Op. 8: "Sonate a 2" (1648)
  • Op. 18: "Sonate a 2, 3, 4" (1656) — ключевой сборник для развития жанра.
  • Op. 22: "Correnti, e balletti" (1658) — танцы.
  • Op. 30: "Suonate a 3" (1662)
  • Op. 35: "Sonate a 3" (1665) — включает три знаменитые сонаты с трубой.
  • Op. 43: "Suonate a 2" (1669)
  • Op. 48: "Balletti, correnti" (1670) — танцы.
  • Op. 50: "Sonate a 3" (1671)
  • Op. 55: Первые сольные сонаты для скрипки, опубликованные болонским композитором (1671).
  • Op. 56: "Suonate a 3" (1671)
  • Op. 65: "Trattenimenti per camera" (1678) — камерные развлечения.
  • Симфонии:
  • Op. 37: "Sinfonie a 3" (1667)
  • Op. 51: "Sinfonie a 3" (1671)
  • Op. 63: "Sinfonie a 3" (1675)

Духовная музыка (самая многочисленная часть)

  • Мессы:
  • Op. 17: "Messa e salmi" (1655) — включает спорную "Missa primi toni".
  • Op. 29: "Messa e salmi" (1661)
  • Op. 36: "Messa e salmi" (1665)
  • Op. 45: "Messa e salmi" (1669)
  • Многочисленные другие мессы, входящие в сборники псалмов и мотетов.
  • Псалмы, Вечерни, Магнификат:
  • Op. 32: "Salmi a 5" (1663)
  • Op. 38: "Vesperae a 5" (1667)
  • Op. 46: "Salmi a 5" (1669)
  • Op. 52: "Vesperae a 5" (1672)
  • Op. 59: "Salmi a 5" (1674)
  • Многочисленные другие сборники (opp. 39, 41, 44, 49, 53, 58, 66).
  • Мотеты и прочие духовные сочинения:
  • Op. 3: "Motetti a 2" (1643)
  • Op. 12: "Sacri concerti a 2" (1654)
  • Op. 20: "Motetti a 1-4" (1659)
  • Op. 47: "Motetti a 1-4" (1670)
  • Сольные мотеты (для голоса и basso continuo), считающиеся одной из его сильных сторон.
  • Ламентации (Lamentations) и латинские диалоги.

Светская вокальная музыка

  • Кантаты:
  • Op. 4: "Cantate a 2" (1644)
  • Op. 15: "Cantate a 1-3" (1656)
  • Op. 21: "Cantate a 2" (1660)
  • Op. 40: "Cantate a 1-3" (1668)
  • Op. 57: "Cantate a 1-3" (1673)
  • Сольные и дуэтные кантаты для голоса и continuo.
  • Арии:
  • Op. 5: "Arie a 1-3" (1645)
  • Op. 10: "Arie a 1-3" (1653)

Оратории (большинство утрачено)

  • Известно, что шесть ораторий были исполнены при мантуанском дворе после 1671 года. Их названия и музыка, за редким исключением, не сохранились.

Утраченные произведения (согласно описи имущества)

  • Op. 60
  • Op. 61
  • Op. 62
  • Op. 64

Ноты сочинений Маурицио Каццати на сайте библиотеки IMSLP