Каваццони, Джироламо
ок.1525 - 1577

Назад

Джироламо Каваццони (Girolamo Cavazzoni) - Итальянский композитор

Родился около 1525 года - умер после 1577 года. 

Сын Марко Антонио Каваццони. Сам Каваццони сказал, что он родился, когда его отец был на службе у Бембо, но в предисловии к своей первой публикации (Intavolatura libro primo, 1543) он назвал себя "квази фанчулло" ("не намного больше мальчика"), что указывает на то, что ему в то время было около 17 лет. 31 октября 1542 года он получил привилегию от венецианского сената на издание этого тома. Второй том, на котором не указана дата публикации, должен был быть напечатан до 1549 года, даты смерти его автора, Бенедетто Акколти, кардинала Равенны. Ортенсио Ланди в своих "Каталогах" (Венеция, 1552) назвал Джироламо д'Урбино одним из лучших музыкантов того периода, а три произведения Каваццони, приписываемые Иеронимо д'Урбино, были переизданы после 1555 года. В 1565-1566 годах он руководил постройкой органа в церкви Святой Варвары в Мантуе, а также играл там на органе во время мессы. Очевидно, он был тесно связан с любителем музыки Гульельмо Гонзагой, поскольку 17 октября 1565 года обратился к герцогу с просьбой приобрести для него в Венеции несколько серебряных ложек. В мантуанские годы Каваццони обучал игре на органе Костанцо Антеньяти (1549-1624), сына Грациадио Антеньяти, изготовителя органов в Санта-Барбаре. В "Органном искусстве" Костанцо (Брешиа, 1608) Каваццони упоминается как "Иеронимо д'Урбино, мой почетный маэстро". Мишиати утверждал, что в 1577 году Каваццони все еще был органистом в церкви Святой Барбары.

"Четыре ричеркара" Каваццони (1543) разительно отличаются от двух других, опубликованных в 1523 году его отцом Марко Антонио, поскольку представляют собой серию имитационных экспозиций, каждая из которых содержит от трех до 19 работ, соединенных несколькими свободными фигуративными разделами. Большое количество записей одной точки, а также появление следующей точки как завершения предыдущей позволяют предположить, что стилистической моделью была вокальная музыка поколения Гомберта. В отличие от довольно строгих ансамблевых ридикюлей Каваццони 1540 (а4) и 1551 (а3) годов, работы 1543 года оживлены идиоматическими каденционными росчерками и случайными быстрыми пассажами; однако они почти всегда поддерживаются непрерывной полифонией. Помимо модального сходства, нет никаких указаний на то, что четыре клавишных ридикюля 1543 года должны были быть связаны с последующими канцонами, гимнами или магнификатами. Лаконичность, ограниченный диапазон, отсутствие четких каденционных линий и, как следствие, отсутствие разделения на части отличают две ансамблевые песни Каваццони от тех, что написаны для клавишных.

Две канцоны созданы по образцу шансонов Жоскена и Пассеро. Это не транскрипция, а аранжировка, в которой пять голосов Жоскена сокращены до четырех, изменена высота тембров и время их вступления, шансон Пассеро радикально сокращен, а пассажи добавлены, особенно в каденциях.

В 12 гимнах, которые, вероятно, предназначались для исполнения поочередно хором, первая песнь обычно исполняется одним голосом, обычно старшим или басовым (тенор в Jesu nostra redemptio), и лишь иногда переходит с одного голоса на другой (например, с баса на тенор в Jesu corona virginum). Иногда краткое контрапунктическое вступление предшествует изложению мелодии гимна, и мотивы, взятые из этой мелодии, вдохновляют окружающую подражательную полифонию. Строгость структуры смягчается пассажами, которые в Christi redemptor omnium довольно протяженны. Четыре варианта магнификата Каваццони предназначены для альтернативного исполнения. Он выбрал нечетные куплеты, рассматривая распев не как cantus firmus, а как источник для подражательных экспозиций. Поскольку в каждом стихе песнопение по-разному оформлено и представлено, получается серия миниатюрных вариаций.

Три части мессы также предназначены для исполнения на органе в чередовании с хором. Первая часть основана на мессе IV, вторая - на мессе XI, а третья - на мессе IX. В "Славословии последней" использованы некоторые марианские мотивы, которые были обычны в мессах в честь Святой Девы Марии до того, как они были отменены Тридентским собором. Композиционный стиль очень похож на стиль частей Магнификата.

Ноты сочинений Джироламо Каваццони на сайте библиотеки IMSLP