Кавалли, Франческо
1602 - 1676

Назад

Франческо Кавалли (Francesco Cavalli) - Итальянский композитор, органист и певец

Родился 14 февраля 1602 года, Кре́ма - умер 14 января 1676 года, Венеция. 

Сын Джованни Баттисты Калетти. Он был самым исполняемым и, возможно, самым представительным оперным композитором за четверть века после Монтеверди и был ведущей фигурой в музыкальной жизни Венеции как композитор и исполнитель.

Согласно рассказу современника Лодовико Канобио, Кавалли получил первые музыкальные наставления от своего отца и был необычайно одаренным мальчиком-сопрано; вероятно, он пел в хоре кафедрального собора. Его приятный голос и музыкальные способности привлекли к нему внимание Федерико Кавалли, венецианского губернатора Крéма с июля 1614 по март 1616 года, который с некоторым трудом (если это не приукрашивание Канобио) убедил Калетти позволить ему забрать мальчика в Венецию по окончании срока его полномочий. Несомненно, под покровительством Кавалли (чье имя он позже принял), Франческо поступил в капеллу Святого Марка в Венеции 18 декабря 1616 года в качестве сопрано с годовым окладом в 80 дукатов, а 18 февраля 1617 года он был официально представлен венецианскому оркестру дож. Его голос, должно быть, сломался почти сразу, но он не упоминается как тенор до 1 февраля 1627 года; 1 января 1635 года его жалованье было увеличено до 100 дукатов. 
В течение первой четверти века деятельности Кавалли в Сан-Марко музыкой руководил Монтеверди, с которым он явно поддерживал тесные отношения, независимо от того, учился он у него официально или нет. Более того, он, вероятно, был редактором посмертно опубликованной "Мессы в 4 голоса и сальми" Монтеверди (Венеция, 1650), которая включает в себя шестиголосный магнификат, созданный самим Кавалли. Следы его руки и даже его музыки – басовая партия вступительной симфонии Дориклея – встречаются в венецианской рукописи "Коронации Поппеи", подготовленной примерно в то же время. В капелле Сан-Марко ему также аккомпанировал Джованни Роветта, чуть постарше его, и несколько других певцов-композиторов. О широте музыкальной жизни Венеции в годы его юности можно судить по "Священной гирланде" Леонардо Симонетти, антологии сольных песнопений 26 композиторов, в основном венецианских, в которую входит первое известное произведение Кавалли. Его называют органистом в церкви Святого Джованни и Паоло, возможно, это более почетная должность, чем должность певца в церкви Святого Марка, хотя и менее высокооплачиваемая. Он получил это назначение 18 мая 1620 года, когда жил в доме дворянина Альвизе Мочениго и получал жалованье в размере 30 дукатов в год. Его обязанности были не такими уж трудоемкими, но, несмотря на это, они, должно быть, противоречили требованиям сотрудников Сан-Марко и вынуждали его платить заместителю. Как и все, кто мог, он продолжал пополнять свой доход игрой или пением на церковных праздниках. Его участие в праздновании дня святого покровителя в Скуола-ди-Сан-Рокко в 1627 году за 26 лир (около четырех дукатов), организация им музыкального вечера на Пятидесятницу в церкви Святого Духа в 1637 году и его выступление в качестве органиста в соборе Святой Катерины в 1646 году - вот документально подтвержденные фрагменты того, что, вероятно, было широко известно.- разнообразная “внештатная” деятельность, частично связанная с капеллой Святого Марка.
Кавалли был уволен или признан ушедшим в отставку из церкви Джованни и Паоло 4 ноября 1630 года, поскольку не играл там на органе с предыдущего великого поста. Венеция в то время была охвачена эпидемией чумы, а церковь находилась на карантине; однако его отъезд был вызван не этими обстоятельствами, как предполагалось (чума пришла только в июне), а, вероятно, другими: его женитьбой 7 января 1630 года на Марии Созомено, племяннице епископа Пулы и вдовы состоятельного венецианца Альвизе Скьявины. Мария принесла в приданое более 1200 дукатов, а также значительное количество земель и других капиталов. Этот выгодный брак дал Кавалли некоторую финансовую независимость и, возможно, объясняет его нежелание путешествовать и желание инвестировать в оперные проекты. Также примерно с этого времени он начал использовать имя своего первого покровителя: его самая ранняя из дошедших до нас арий приписывается "Франческо Бруни, сыну Кавалли", в то время как мотет “О любви к тебе” подписан "Франческо Кавалли", но в официальных документах это различие отсутствует. Между его настоящим и вымышленным именами почти всегда стояло "Франческо Калетти детто иль Кавалли’.
Кавалли выиграл конкурс на должность второго органиста в Сан-Марко 23 января 1639 года, после смерти Дж.П. Берти, и получал зарплату в размере 140 дукатов в год, постепенно увеличиваясь до максимальной отметки в 200 в 1653 году. Неудивительно, что после смерти Монтеверди в 1643 году пост маэстро капеллы получил Роветта-старший, о котором много писали, а не Кавалли, но назначение Массимилиано Нери первым органистом в 1644 году вызывает еще большее недоумение: Кавалли был главным органистом на протяжении всего периода, независимо от его титула, поскольку он получил множество наград. зарплата у него была выше, чем у Нери, и его игру высоко ценили посетители, коллеги и пропагандисты. В 1647 году Пол Хайнлейн сравнил его с Фрескобальди, жалуясь, что его слишком редко слышат. Зиотти (1655) заметил, что "поистине в Италии ему нет равных" как певцу, органисту и композитору; аналогичные замечания встречаются в посвященном ему сборнике мадригалов его дяди Роветты Дж.Б. Вольпе (1645). Дата, традиционно назначаемая для его назначения первым органистом – 11 января 1665 года, – вероятно, была административной корректировкой после ухода Нери.
Дебют Кавалли как оперного композитора состоялся на следующий день после его избрания органистом в Сан-Марко и всего через два сезона после открытия в Венеции музыкального театра для платной публики. Сначала он выступал не только как композитор, но и как инвестор и организатор. 14 апреля он подписал соглашение о постановке "Академии музыки" в Театре Сан-Кассиано, первом оперном театре Венеции, с либреттистом Орацио Персиани, певицей Феличитой Угой и танцмейстером Джованни Баттистой Бальби (Уга и Бальби уже работали там: см. Morelli and Walker, 1972). Первым плодом их сотрудничества стала "Сценическая опера" Свадьба Тети и Пелео. Хотя вскоре из-за финансовых трудностей коллектив распался, Кавалли написал еще восемь опер для "Кассиано" в течение следующего десятилетия. Его единственное отступление произошло в 1642 году, когда он сочинил "Фаволу любви" для театра Моисея, где он снова выступал в качестве своего рода импресарио (см. Пирротта, 1966). Либретто его второй и третьей опер "Любовь Аполлона и Дафны" (1640) и "Дидона" (1641) были написаны Дж. Бузенелло, член влиятельной Академии инкогнито, но большинство опер Кавалли в 1640-х годах были написаны на либретто Джованни Фаустини. Начиная с "Добродетели любви" (1642) и "Эгисто" (1643), сотрудничество Кавалли с Фаустини в течение следующего десятилетия сыграло важную роль в формировании венецианской оперы XVII века. "Эгисто" пользовался большим успехом в репертуаре гастролирующих трупп, которые сыграли важную роль в распространении оперы по всей Италии по организационной модели комедии дель Арте; она даже была исполнена в Париже (1646) и, возможно, в Вене (единственным свидетельством исполнения является наличие там партитуры). Еще более успешной была поставленная Кавалли опера Дж.А. Чиконьини "Джаз" (1649) на либретто Дж.А. Чиконьини, а "Оронтеа" (также на текст Чиконьини, музыка Кести) - самая популярная опера в Италии XVII века. Это были первые произведения, в которых вместо литературной атмосферы венецианских академий, присущей более ранним операм, полностью использовались сложное, динамичное действие и комическая ловкость.
Деятельность Кавалли в 1650-х годах отражает многие аспекты развития публичной оперы в большей степени, чем какая-либо индивидуальная инициатива. Когда в 1650 году Фаустини заинтересовался театром Аполлинара, он последовал за ним и за два года написал четыре оперы. После смерти Фаустини в декабре 1651 года он работал в театре Святого Джованни и Паоло, частично в сотрудничестве с либреттистом Николо Минато, который также был его адвокатом (см. рис.1). В 1658-1659 годах оба они работали в театре Сан-Кассиано, которым руководил Марко Фаустини, старший брат Джованни и еще один юрист Кавалли. Совместно с Бальби Кавалли участвовал в создании оперного театра в Неаполе, где в 1650 и 1651 годах были поставлены "Дидона", "Джаз" и "Эгисто", а также в версии "Коронации Поппеи", в подготовке которой он принимал участие. "Веремонда", вероятно, была написана для Неаполя и поставлена там 21 декабря 1652 года, незадолго до ее первого представления в Венеции. В целом произведения Кавалли (прежде всего "Эгисто", "Джиасоне", "Ксерсе" и "Эрисмена") были основой репертуара, поскольку в 1650-е и 60-е годы опера прочно обосновалась даже во многих небольших итальянских городах.

Растущая слава Кавалли в дальнейшей жизни и после его смерти контрастировала с его угасающей эффективностью как оперного композитора. Визиты иностранных музыкантов, таких как Дж.П. Кригер (1672) и, возможно, Дж.У. Франк, вероятно, были обычным делом в его преклонном возрасте. Сохранившаяся партитура произведений Эрисмена в английском переводе свидетельствует о том, что его слава дошла даже до Англии. Бенедетто Феррари, обосновывая свое заявление в преклонном возрасте о назначении на должность маэстро ди капеллы в Модене (1674), отметил, что Кавалли, который в то время был маэстро ди капеллы в Венеции, "на этом этапе своей карьеры стремился к совершенству в Реджии" ("даже в свои преклонные годы он прославляет республику с его добродетелями’).
Публикация его бывшим сотрудником Кристофоро Ивановичем первой хронологии венецианской оперы сделала Кавалли еще более центральной фигурой, чем он был на самом деле, поскольку Иванович приписал ему большинство анонимных произведений за первые 15 лет существования публичной оперы, многие из которых были включены в более поздние хроники (см. Walker, 1972). В 18 веке он оставался на задворках музыкальной историографии. Вальтер не упоминал о нем; Маттесон (1740), сообщивший о визите Кригера в Венецию, пожелал ему более заметного места в лексиконах, а Шайбе (1745), которому принадлежала партитура одной из его опер, похвалил смелый и эмоциональный характер его речитатива. Берни оценил "Эрисмену", партитуру которой (не англоязычную) он позаимствовал из "Доктора Бивера, штатского", как "настолько лишенную поэтических и музыкальных достоинств, что никакое совершенство исполнения не могло бы сделать ее приемлемой", и полную мелодий, которые были "псалмодическими, монотонными и скучными". Фетис включил несколько арий Кавалли в свои исторические концерты в Париже в 1832 году, а Винсент Новелло уделил ему некоторое внимание на лекции в Лондонском институте в 1840 году. Первым критическим отзывом о его музыке стал труд Амброса (1878), который сравнил его позицию с позицией Жоскена; оценка была дана в основном благодаря работам Гольдшмидта, Кретцшмара, Прюньера и Веллеса. Эти исследования, наряду с более поздними работами Бьянкони, Уокера, Гловера и Розанда, заложили основу для различных подходов как к отдельным работам, так и к более широким проблемам.
Критическое изучение и исполнение музыки Кавалли во многом последовало за творчеством Монтеверди как в светской, так и в духовной сферах. "Дидона" была исполнена во Флоренции в 1952 году к 350-летию со дня его рождения. Важным этапом в возрождении его опер стала серия популярных и противоречивых реконструкций ("Орминдо", "Калисто" и "Эгисто"), созданных Рэймондом Леппардом в 1967 году, первые две из которых изначально были поставлены в Глайндборне. Последующие постановки Рене Джейкобса и Джейн Гловер привели к росту интереса к постановкам и редакциям опер Кавалли.

Ноты сочинений Франческо Кавалли на сайте библиотеки IMSLP