Кавалли, Франческо
1602 - 1676

Назад

Cavalli, Francesco

  • Дата рождения: 14 февраля 1602 года
  • Место рождения: Крема, Италия
  • Дата смерти: 14 января 1676 года
  • Место смерти: Венеция, Италия

Биография

Пьер Франческо Кавалли был итальянским композитором, органистом и певцом, сыном Джованни Баттисты Калетти. Он стал самым исполняемым и, возможно, самым представительным композитором оперы в четверть века после Монтеверди и был ведущей фигурой венецианской музыкальной жизни как в качестве композитора, так и исполнителя.

Согласно современному свидетельству Лодовико Канобио, Кавалли получил свое первое музыкальное образование от отца и был необычайно одаренным мальчиком-сопрано; вероятно, он пел в хоре собора. Его сладостный голос и музыкальные способности привлекли внимание Федерико Кавалли, венецианского губернатора Кремы с июля 1614 по март 1616 года, который с некоторым трудом уговорил Калетти позволить ему забрать мальчика с собой в Венецию по окончании срока своих полномочий. Без сомнения, под покровительством Кавалли (чью фамилию он позже принял: см. ниже), Франческо поступил в капеллу Сан-Марко в Венеции 18 декабря 1616 года в качестве певчего-сопрано с годовым жалованьем в 80 дукатов, а 18 февраля 1617 года он был официально представлен (как П.Ф. Бруни) дожу. Его голос, должно быть, сломался почти сразу, но в качестве тенора он не упоминается до 1 февраля 1627 года (как Ф. Калетто); 1 января 1635 года его жалованье было повышено до 100 дукатов. (Тот факт, что он был тенором, опровергает легенду о ревнивом соперничестве с Чести, основанную на замечании Сальватора Розы в письме от 30 ноября 1652 года об успехе Чести «к неудовольствию баса, который хотел ему насолить»).

В течение первой четверти века деятельности Кавалли в Сан-Марко музыкой руководил Монтеверди, с которым он, очевидно, поддерживал тесную связь, независимо от того, учился ли он у него формально. Более того, он, вероятно, был редактором посмертно изданной "Мессы на 4 голоса и псалмов" Монтеверди (Венеция, 1650), которая включает собственную обработку "Величит" для шести голосов, написанную Кавалли. Следы его руки и даже его музыки – басовая партия вступительной симфонии из "Дориклеи" – встречаются в венецианской рукописи "Коронации Поппеи", подготовленной примерно в то же время. В капелле Сан-Марко его окружали и другие певцы-композиторы, включая чуть более старшего Джованни Роветту. Широту музыкальной жизни Венеции его юности можно разглядеть в антологии Леонардо Симонетти "Священная гирлянда" (1625), содержащей сольные мотеты 26 композиторов, большинство из которых венецианцы, и включающей первое известное произведение Кавалли. В ней он назван органистом церкви Санти-Джованни-э-Паоло – должность, возможно, более престижная, чем певца в Сан-Марко, хотя и менее оплачиваемая. Он получил это назначение 18 мая 1620 года, в то время проживая в доме дворянина Альвизе Мочениго, с жалованьем 30 дукатов в год. Его обязанности там не были слишком обременительными, но даже так они, должно быть, вступали в конфликт с обязанностями в Сан-Марко и вынуждали его прибегать к распространенной практике найма заместителя. Как и все, кто мог, он дополнительно подрабатывал, играя или исполняя партии на церковных праздниках. Его участие в праздновании дня святого-покровителя в Скуола ди Сан-Рокко в 1627 году за 26 лир (около четырех дукатов), организация музыки на Пятидесятницу в церкви Санто-Спирито в 1637 году и выступление в качестве органиста в Сан-Катерина в 1646 году – это задокументированные фрагменты, вероятно, широкой "свободной" деятельности, частично осуществлявшейся совместно с капеллой Сан-Марко.

Кавалли был уволен или признан ушедшим в отставку из церкви Санти-Джованни-э-Паоло 4 ноября 1630 года, не игравшим там на органе с предыдущего Великого поста. Венеция в то время переживала чуму, и церковь была на карантине; однако его уход был связан, как предполагалось, не с этими обстоятельствами (чума пришла только в июне), а, вероятно, с другим: его женитьбой 7 января 1630 года на Марии Содзоменo, племяннице епископа Пулы и вдове состоятельного венецианца Альвизе Скиавины. Мария принесла приданое в размере более 1200 дукатов, а также значительное количество земли и другого капитала. Этот выгодный брак предоставил Кавалли некоторую финансовую независимость и может объяснить его нежелание путешествовать и раннюю готовность инвестировать в оперные предприятия. Также примерно с этого времени он начал использовать имя своего первого покровителя: его самая ранняя сохранившаяся ария (в антологии 1634 года) приписана «Франческо Бруни, по прозвищу Кавалли», в то время как мотет "О, как сладостен" (в антологии 1645 года) подписан «Франческо Кавалли», но в официальных документах различие между его настоящим и принятым именем почти всегда делалось как «Франческо Калетти, по прозвищу Кавалли».

Кавалли выиграл конкурс на должность второго органиста в Сан-Марко 23 января 1639 года после смерти Дж. П. Берти и получил жалованье в размере 140 дукатов в год, постепенно увеличившееся до максимума в 200 дукатов к 1653 году. Неудивительно, что когда Монтеверди умер в 1643 году, пост руководителя капеллы (maestro di cappella) получил старший и много публиковавшийся Роветта, а не Кавалли, но назначение Массимилиано Нери первым органистом в 1644 году является более загадочным: Кавалли был главным органистом на протяжении всего этого периода, независимо от его титула, поскольку он получал более высокое жалованье, чем Нери, и его игра высоко ценилась посетителями, коллегами и пропагандистами. В 1647 году Пауль Хайнлейн сравнивал его с Фрескобальди, жалуясь, что его слишком редко можно услышать. Дзиотти (1655) отмечал, что «воистину в Италии у него нет равных» как певцу, органисту и композитору; подобные замечания встречаются в сборнике мадригалов его дяди Роветты, изданном Дж. Б. Вольпе (1645) и посвященном ему. Традиционно указываемая дата его повышения до первого органиста – 11 января 1665 года – должно быть, была административной корректировкой после отъезда Нери.

Дебют Кавалли как оперного композитора состоялся на следующий день после его избрания органистом в Сан-Марко и всего через два сезона после появления в Венеции музыкального театра для платной публики. Первоначально его роль заключалась не только в сочинении музыки, но и в инвестировании и организации. 14 апреля он стал со-подписантом соглашения о постановке «музыкальных академий» в театре Сан-Кассиано, первом оперном театре Венеции, заключенного с либреттистом Орацио Персиани, певицей Феличитой Угой и балетмейстером Джованни Баттистой Бальби. Первым плодом их сотрудничества стала «сценическая опера» «Свадьба Фетиды и Пелея». Хотя группа вскоре распалась из-за финансовых трудностей, Кавалли написал еще восемь опер для Сан-Кассиано в течение следующего десятилетия. Его единственным отступлением стал 1642 год, когда он сочинил «сказку» «Влюбленный Амур» для театра Сан-Мойзе, где он снова выступал в роли своего рода импресарио. Либретто его второй и третьей опер, «Любовь Аполлона и Дафны» (1640) и «Дидона» (1641), принадлежали Дж. Ф. Бусенелло, члену влиятельной Академии Инкогнити, но большинство опер Кавалли в 1640-е годы были написаны на либретто Джованни Фаустини. Начиная с «Силы стрел Амура» (1642) и «Эджисто» (1643), сотрудничество Кавалли с Фаустини в течение следующего десятилетия сыграло важную роль в формировании венецианской оперы XVII века. «Эджисто» пользовался широким успехом в репертуаре гастролирующих трупп, которые сыграли ключевую роль в распространении оперы по всей Италии по организационной модели комедии дель арте; она даже исполнялась в Париже (1646) и, возможно, в Вене. Еще более успешной стала опера Кавалли на либретто Дж. А. Чиконьини «Язон» (1649), которая наряду с «Оронгой» (также на текст Чиконьини, музыка Чести) стала самой долговечной и популярной оперой в Италии XVII века. Эти произведения первыми полностью обратились к сложному, динамичному действию и комедийной ловкости, отказавшись от литературной атмосферы венецианских академий, присущей более ранним операм.

Деятельность Кавалли в 1650-х годах отражает многие аспекты развития публичной оперы в большей степени, чем какую-либо индивидуальную инициативу. Когда Фаустини проявил интерес к театру Сан-Аполлинаре в 1650 году, Кавалли последовал за ним туда, сочинив четыре оперы за два года. После смерти Фаустини в декабре 1651 года он работал для театра Санти-Джованни-э-Паоло, частично в сотрудничестве с либреттистом Николо Минато, который также был его адвокатом. В 1658–59 годах оба работали в театре Сан-Кассиано, который перешел к Марко Фаустини, старшему брату Джованни и еще одному адвокату Кавалли. Совместно с Бальби Кавалли способствовал учреждению стабильной оперной традиции в Неаполе, где в 1650 и 1651 годах были поставлены «Дидона», «Язон» и «Эджисто», а также версия «Коронации Поппеи», в подготовке которой он принимал участие. «Веремонда», вероятно, была написана для Неаполя и представлена там 21 декабря 1652 года, вскоре перед своей первой венецианской постановкой. В целом произведения Кавалли (прежде всего «Эджисто», «Язон», «Ксеркс» и «Эрисмена») стали основой репертуара, поскольку опера прочно утвердилась даже во многих небольших итальянских городах в течение 1650-х и 1660-х годов.

С 1647 года и до своей смерти Кавалли снимал дом на Гранд-канале у некоего Себастьяна Микиеля за 108 дукатов в год. Его жена умерла в 1652 году; детей у них не было. Согласно ее завещанию, утвержденному 16 сентября, она оставила почти все свое имущество ему и свидетельствовала о его усердии в заботе о ее семье, включая детей от первого брака. Большинство опер, которые он сочинил специально для других городов, датируются следующим периодом, и он, возможно, рассматривал возможность поиска работы вне Венеции после освобождения от семейных обязанностей, хотя, по-видимому, тогда не путешествовал. Как уже упоминалось, «Веремонда» была исполнена в Неаполе в конце 1652 года. В 1653 году «Орионе» была представлена в Милане по случаю избрания Фердинанда IV королем Римским; либретто изначально предлагалось театру Сан-Мойзе в Венеции в 1642 году, но музыка определенно относится к 1650-м годам. «Гипермнестра» была сочинена для Флоренции по настоянию кардинала Джана Карло Медичи; хотя она была использована для празднования рождения испанского инфанта в 1658 году, Кавалли отправил партитуру осенью 1654 года. Покровительство Джана Карло подтверждается в посвящении первого из двух изданий Кавалли, «Духовной музыки» (1656), где упоминаются «другие сочинения», уже заказанные им.

После заключения Пиренейского договора между Францией и Испанией (1659) французский первый министр, кардинал Мазарини, разработал планы празднования брака Людовика XIV с Марией-Терезией, дочерью короля Испании. Чтобы иметь возможность устроить самое грандиозное зрелище, он вызвал известного итальянского архитектора Гаспаре Вигарани и поручил ему построить большой театр в Тюильри. Продолжая свою давнюю культурную политику, Мазарини решил поставить итальянскую оперу с помощью приглашенных музыкантов. По предложению Атто Мелани, Кавалли был приглашен сочинить ее, но он отреагировал с некоторыми колебаниями. В своем письме от 22 августа 1659 года суперинтенданту итальянских художников Франческо Бути он возражал, ссылаясь на возраст, обязательства и нежелание путешествовать; снижение первоначально высокого предложения по жалованью также было фактором, возможно, главным. Бути предложил Чести в качестве замены, но Мазарини успешно использовал французского посла в Венеции, чтобы обеспечить согласие Кавалли, вмешавшись в дела прокураторов Сан-Марко, чтобы гарантировать, что его должность органиста будет сохранена за ним и его жалованье будет выплачиваться даже во время его отсутствия. Дело было улажено только в марте 1660 года, но 25 января посол распорядился исполнить "Те Deum" в церкви Санти-Джованни-э-Паоло в честь французской победы. Кавалли дирижировал им и, без сомнения, был его композитором.

Кавалли отправился во Францию в апреле или мае 1660 года в сопровождении пяти человек, включая двух певцов из Сан-Марко — сопрано Джованни Кальяри (или Калегари) и тенора Джованни Антонио Пончелли, — и мальчика Джакомо да Мурано, который, возможно, был его переписчиком. По пути они посетили двор в Инсбруке, где 5 июня была зафиксирована выплата за подарок Кавалли — «золотые и серебряные сосуды для питья» («позолоченный серебряный кубок в форме страуса», который он завещал одному из своих душеприказчиков). Они, возможно, также останавливались в Мюнхене, поскольку утверждалось, что Кавалли был приглашен ко двору Баварии. В июле они прибыли в Париж и обнаружили, что театр далек от готовности.

Кавалли провел во Франции почти два года и, должно быть, был музыкально активен на протяжении всего этого времени, но он оставил мало следов своего пребывания; одним из французских музыкантов, с которым он познакомился, был Франсуа Роберде, которому он в августе 1660 года подарил тему для фуги. Начиная с 22 ноября, «Ксеркс» был представлен в качестве временной меры во временном театре, построенном в большой картинной галерее Лувра. Примечательным изменением по сравнению с венецианской версией была brutal октавная транспозиция партии заглавного героя в баритоновый диапазон; первоначальные три акта были перераспределены в пять и снабжены антре для балета, сочиненными Люлли. Отчеты о представлении не говорят ничего особенно хорошего или плохого о музыке, и в этом отношении они типичны для описаний оперы в XVII веке, даже в Италии. Кавалли, вероятно, сочинял торжественную оперу «Влюбленный Геркулес» на либретто Бути в течение своих первых 12 месяцев во Франции. Смерть Мазарини 9 марта 1661 года положила начало закату итальянского культурного влияния при дворе, и опера, возможно, вообще не была бы исполнена, если бы на нее уже не было потрачено так много денег. Предполагаемый заговор против итальянских художников, возможно, саботировал механизмы Вигарани; но если музыка Кавалли не была оценена, когда «Влюбленный Геркулес» был впервые исполнен 7 февраля 1662 года, то потому, что ее никто не мог расслышать из-за плохой акустики театра. Венецианский посол Гримани сообщал, что «Музыка была очень fine и уместна; из-за огромных размеров театра ею нельзя было насладиться, но на репетициях во дворце Мазарини она всегда проходила очень хорошо и к полному удовлетворению короля и двора». Зрелище длилось шесть часов и снова включало балеты Люлли, в которых танцевали король, королева и другие придворные: неудивительно, что они получили большую часть внимания в современных отчетах.

Последнее представление «Влюбленного Геркулеса» состоялось 6 мая 1662 года, и к лету, посетив тем временем свою родную Крему, Кавалли снова был в Венеции, где возобновил свои обязанности органиста. Слава, которую принесло ему пребывание во Франции, отражена в хвалебном посвящении ему (вместе с другими главными музыкантами Сан-Марко) сборника «Духовные концерты» Бонифацио Грациани (1668). Кавалли оставил в Венеции невыполненный контракт на оперы с Марко Фаустини, но в письме от 8 августа он заявил, что покинул Францию с решимостью больше никогда не работать для театра. Это заявление было истолковано как разочарование из-за приема «Влюбленного Геркулеса». Оно также может отражать его большое финансовое вознаграждение от французского двора (включая бриллиантовое кольцо «причудливой и изящной работы»), которое освободило бы его от необходимости зарабатывать на жизнь сочинением опер, если бы он того пожелал. Он предложил Фаустини венецианскую постановку «Влюбленного Геркулеса», но это ни к чему не привело.

В действительности Кавалли написал еще три либретто Минато, первое — для Фаустини в театре Санти-Джованни-э-Паоло, другие — для театра Сан-Сальвадор, в котором он, вместе с Минато, по-видимому, имел финансовую долю. Две другие оперы, сочиненные для Венеции, так и не были поставлены: «Гелиогабал», предназначенный для карнавала 1668 года, и «Массенцио», сочиненный для карнавала 1673 года, были сняты с репетиций, первая — возможно, а вторая — определенно потому, что арии Кавалли не понравились. «Кориолан», его последняя новая опера, которая была исполнена, снова была торжественным произведением, написанным для Фарнезского театра в Пьяченце (1669); он, вероятно, не присутствовал на представлении. После его пребывания во Франции его жизнь была сосредоточена больше на Сан-Марко, чем на театрах. 20 ноября 1668 года он сменил Роветту на посту руководителя капеллы (maestro di cappella) и оставался в этой должности до своей смерти, подтвердив свое внимание к церковной музыке вторым изданием — «Вечернями» для восьми голосов 1675 года; опись архива Сан-Марко 1720 года зафиксировала несколько других произведений, ныне утраченных.

Кавалли был похоронен в церкви Сан-Лоренцо рядом со своими сестрами Диамброй Катериной и Чечилией, его женой и ее дядей. Он распорядился, чтобы заупокойная месса для его похоронного обряда была составлена новым руководителем капеллы или, если таковой не будет избран, вице-руководителем (в любом случае это был бы Натале Монферрато). Дважды в год после этого его собственное "Реквием" для двух хоров должно было исполняться капеллой и канониками Сан-Марко. Таким же образом он сочетал благочестие с благодеянием, постановив, чтобы ежедневная месса, оплачиваемая за счет его состояния, совершалась Кальяри, которого он вырастил и обучил. Его завещание и опись имущества показывают, что он был усерден, хотя и консервативен, в накоплении состояния. Всю свою жизнь он избегал долгов и осторожно инвестировал, даже отказавшись от наследства отца в 1642 году как от слишком обремененного долгами. Он оставил более 6000 дукатов на процентных счетах в венецианском монетном дворе и соляном управлении (около 1670 года годовое содержание дожа составляло чуть более 14 000 дукатов, а весь бюджет капеллы Сан-Марко — 5000), значительно больше земли, чем у него было изначально, и бесконечный список ценных предметов, включая картины его (неустановленного) брата и блюдце с его гербом. Наиболее важным пунктом была его коллекция оперных партитур, которую он завещал Кальяри: вскоре после этого она перешла в коллекцию Контарини, которая ныне включает все его сохранившиеся оперы. У него не было прямых наследников, и, помянув друзей и покровителей, он оставил остаток своего состояния монахиням Сан-Лоренцо, с которыми он и его жена давно поддерживали тесные отношения. Двух из них, Фьоренцу Гримани и Бетту Мочениго, он назвал своими ученицами; обе были из знатных семей, с которыми он был тесно связан. Помимо этих двух, Кальяри и еще одного юноши, которого он взял на подобных основаниях в 1640-х годах, его учениками были Дж. Б. Вольпе, Антония Бембо и Барбара Строцци, которая признала свой долг в своих "Кантатах", соч. 2 (1651).

Произведения

Оперы (сохранившиеся)

  •  "Свадьба Фетиды и Пелея" ("Le nozze di Teti e di Peleo"), 1639
  • "Любовь Аполлона и Дафны" ("Gli amori d'Apollo e di Dafne"), 1640
  • "Дидона" ("Didone"), 1641
  • "Влюбленный Амур" ("Amore innamorato"), 1642
  • "Сила стрел Амура" ("La virtù de' strali d'Amore"), 1642
  • "Эджисто" ("Egisto"), 1643
  • "Орминдо" ("Ormindo"), 1644
  • "Дориклея" ("Doriclea"), 1645
  • "Тит" ("Tito"), 1646
  • "Язон" ("Giasone"), 1649
  • "Эврипомо" ("Euripomo"), 1649 (?)
  • "Оримонт" ("Orimonte"), 1650
  • "Ориста" ("Oristeo"), 1651
  • "Розинда" ("Rosinda"), 1651
  • "Калисто" ("La Calisto"), 1651
  • "Эритрея" ("Eritrea"), 1652
  • "Веремонда" ("Veremonda"), 1652
  • "Орионе" ("Orione"), 1653
  • "Ксеркс" ("Xerse"), 1654
  • "Гипермнестра" ("Hipermestra"), 1654
  • "Эрисмена" ("Erismena"), 1655
  • "Персео" ("Perseo"), 1655 (?)
  • "Статира" ("Statira"), 1655
  • "Армида" ("Armida"), 1656 (?)
  • "Антигоно" ("Antigono"), 1656 (?)
  • "Артемизия" ("Artemisia"), 1656
  • "Влюбленный Геркулес" ("Ercole amante"), 1662
  • "Сципион Африканский" ("Scipione affricano"), 1664
  • "Мутio Сцевола" ("Mutilo Scevola"), 1665
  • "Помпей Великий" ("Pompeo Magno"), 1666
  • "Элиогабал" ("Eliogabalo"), 1667 (не ставилась)
  • "Кориолан" ("Coriolano"), 1669
  • "Массенцио" ("Massenzio"), 1673 (не ставилась)

Духовная музыка

  • "Месса на 4 голоса и псалмы" Клаудио Монтеверди (редактор, 1650), включает его собственное "Величит" для 6 голосов.
  • "Духовная музыка" ("Musiche sacre"), сборник, 1656
  • "Вечерни" ("Vesperi"), для восьми голосов, 1675
  • "Плачи пророка Иеремии" и "Респонсории" ("Lamentationes Hieremiae prophetae, Responsi"), для 1-5 голосов
  • Мотеты, включая "O quam suavis"
  • "Te Deum" (утрачен)
  • "Реквием" для двух хоров (утрачен)

Прочие светские произведения

  • Арии и мадригалы в антологиях (например, "Dalle più alte sfere", "Godi turba mortal")
  • Инструментальная музыка (вступления, симфонии и танцы в операх)

Ноты сочинений Франческо Кавалли на сайте библиотеки IMSLP