Кавальери, Эмилио де’
1550 - 1602

Назад

Cavalieri, Emilio de’

  • Дата рождения: около 1550 года
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: 11 марта 1602 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Эмилио де Кавальери был итальянским композитором, органистом, учителем пения, танцором, хореографом, администратором и дипломатом. Он является композитором первой дошедшей до нас пьесы, полностью положенной на музыку, — "Представление о Душе и Теле" (Рим, 1600), партитура которой является самой ранней, напечатанной с генерал-басом.

Кавальери был сыном Лавинии делла Валле и Томмазо Кавальери (1512–87), архитектора и близкого друга Микеланджело Буонарроти. Его брат, Марио (умер в 1580 году), координировал исполнение музыки во время Великого поста в оратории Сан-Марчелло в Риме в период с 1568 по 1579 год. Он сам также участвовал в деятельности этого оратория как органист и координатор великопостной музыки с 1578 года по крайней мере до 1584 года (бухгалтерские книги за 1584–94 годы утрачены); в период его руководства годовые расходы на музыку выросли с 51 до 140 скуди.

Тем временем Кавальери был активен и на дипломатическом фронте. В конце 1590 года он координировал из Флоренции усилия агентов великого герцога в Риме, которые помогли организовать избрание папы Урбана VII и вскоре после этого — Григория XIV. Когда последний заболел, Кавальери был направлен в Рим в сентябре 1591 года с первой из нескольких секретных миссий — купить голоса ключевых кардиналов на предстоящих папских конклавах с целью обеспечить избрание папы, который будет поддерживать внешнюю политику Фердинандо. Он служил в этом качестве на конклавах, которые привели к избранию Иннокентия IX (в октябре 1591 года) и Климента VIII (в 1592 году). Он совершил несколько других продолжительных поездок в Рим, сочетая личные дела с художественными и дипломатическими миссиями, между октябрем 1593 и мартом 1594 года, во время Великого поста в 1597 году и во время карнавала и Великого поста в 1599–1600 годах.

Кавальери был связан в Риме с Джанджорджо Чезарини и кардиналом Фердинандо Медичи, и когда в 1587 году кардинал стал великим герцогом Тосканским после смерти своего брата Франческо, он назначил Кавальери смотрителем художников и ремесленников, а также вокальных и инструментальных музыкантов. Он был официально назначен 3 сентября 1588 года с жалованьем 25 дукатов в месяц, ему были предоставлены лошадь и апартаменты в палаццо Питти во Флоренции. Вскоре он начал подготовку к свадьбе Фердинандо с Кристиной Лотарингской. Он курировал постановку самой роскошной серии интермедий из когда-либо созданных. Те, кто сотрудничал в постановке, были Джованни де Барди, который разработал аллегорический план и написал часть поэзии и музыки, Бернардо Буонталенти, который разработал декорации и костюмы, поэты Оттавио Ринуччини, Джованни Баттиста Строцци и Лаура Гвидиччини Луккезини, а также композиторы Мальвецци, Маренцио, Каччини, Пери и сам Кавальери. В то время как эти интермедии отражали гуманистический платонизм Барди, Кавальери в 1590-х годах дал импульс новой моде на пастораль. На карнавал 1590 года он поставил "Аминту" Тассо, с декорациями и механизмами от Буонталенти и, возможно, с включением некоторой части его собственной музыки, а также свои собственные музыкальные пасторали (ныне утраченные) на тексты Лауры Гвидиччини, "Сатир" и "Отчаяние Филени", последняя с участием его протеже, виртуозки Виттории Аркилеи, которую он привез с собой из Рима.

Другим из поэтов, которым он благоволил, был Гварини, чья пастораль "Верный пастух" послужила источником для сцены "Игра в жмурки", адаптированной Лаурой Гвидиччини и полностью положенной на музыку Кавальери. Это произведение было исполнено во время визита кардинала Монтальто 29 октября 1595 года в Зале статуй палаццо Питти и возобновлено там же 5 января 1599 года. Гварини также был автором текста для "Спора между Юноной и Минервой", которую Кавальери положил на музыку для банкета 5 октября 1600 года в честь брака Генриха IV Французского и Марии Медичи. По этому же случаю Кавальери представил "Эвридику" Ринуччини: большая часть музыки принадлежала Пери, а часть — Каччини. Главное свадебное зрелище, "Похищение Кефало", вышло из-под его контроля и перешло в руки Джованни Медичи и Каччини. Он считал свадебные торжества, за исключением банкета, провалом и, разочарованный, уехал в Рим, чтобы больше никогда не возвращаться во Флоренцию.

Во время дипломатических поездок в Рим в 1590-х годах он продолжал активно участвовать в деятельности оратория Сан-Марчелло — архивы упоминают его как руководителя великопостной музыки в 1597 году. А во время карнавала в феврале Юбилейного 1600 года он дважды представил в оратории Сан-Мария-ин-Валличелла (Кьеза Нуова) свое "Представление о Душе и Теле", которое, по слухам, видели 35 кардиналов.

Творчество

Помимо общего руководства постановкой интермедий 1589 года, Кавальери создал часть музыки. Музыка вступительного мадригала на текст Барди "С высочайших сфер", исполненного Витторией Аркилеи, была приписана Кавальери хронистом свадьбы, Себастьяно де Росси, но в одной из партий, опубликованных Мальвецци в 1591 году, она приписана Антонио Аркилеи. Атрибуция Кавальери является более правдоподобной, учитывая важное начальное положение мадригала, его звездную исполнительницу, его поэта и стилистическое сходство с мадригалом, определенно ему принадлежащим, — "Радуйся, смертная толпа" в шестой интермедии. Это единственные монодические пьесы в печатном сборнике. Обе написаны для инструментального хора из четырех партий, верхняя партия которого дублируется сопрано, представляющим собой сильно орнаментированный ее вариант. Мелизмы дают представление о грациозной манере Виттории Аркилеи. В отличие от Каччини, который стремился ограничить пассажи предпоследними слогами, аранжировщик этих пьес размещал их повсюду.

Финальный балет, для которого Лаура Гвидиччини написала текст "О, какое новое чудо" уже после того, как музыка была сочинена, стал самым известным вкладом Кавальери в торжества. Киркендейл (1972) идентифицировал 128 произведений, основанных на вступительном хоре тутти этого балета, впоследствии прославленного как "Танец Великого Герцога", "Ария Флоренции" или "Придворный танец". Его четко выстроенная, но разнообразная гармоническая схема, разворачивающаяся на протяжении шести сегментов по четыре такта каждая, была вполне понятно популярна среди гитаристов и других инструменталистов как тема для вариаций и танцев. Сам Кавальери варьировал эту тему — павану — в некоторых ритурнелях через ритмы гальярды и куранты, прием, который он применил снова в финальном балете своего "Представления о Душе и Теле". Возвращение сегментов хора тутти в качестве ритурнелей между ответными репликами трио солистов и в конце предвосхищает более поздний кончерто гроссо. Необычайно подробная хореография Кавальери с диаграммами была опубликована в девятой партии.

Вопрос о том, в какой степени Кавальери следует приписывать заслугу в развитии stile rappresentativo (представительного, или драматического, стиля) и драматической монодии, уже был предметом споров при его жизни. Ринуччини в посвящении (от 4 октября 1600 года) либретто "Эвридики" утверждал, что именно он и Пери первыми возродили древнюю манеру речитативного пения. Это разозлило Кавальери, поскольку, как он писал Марчелло Аккольти 10 ноября 1600 года, «этот [стиль] был изобретен мной, и все это знают, и я нахожу, что уже говорил об этом в печати» (имеется в виду предисловие Алессандро Гвидоти, датированное 3 сентября 1600 года, к "Представлению о Душе и Теле"). Каччини выдвинул еще более масштабное заявление, хвастаясь в посвящении (от 20 декабря 1600 года) своей версии "Эвридики", что он использовал этот стиль на протяжении 15 лет. Пери, с другой стороны, в предисловии (от 6 февраля 1601 года) к своей партитуре "Эвридики" отнесся к Кавальери вполне справедливо, признав, что именно он «раньше любого другого, насколько мне известно, позволил нам чудесным своим изобретением услышать нашу музыку на сцене». Дж. Б. Дони, спустя примерно 40 лет, заключил, что не существовало достойной упоминания сценической музыки до Кавальери. С другой стороны, он счел стиль Кавальери «не имеющим ничего общего с хорошей и истинной театральной музыкой», ибо нашел в нем лишь «ариетты со множеством приемов повторения, эхо и тому подобного».

Сольная музыка "Представления о Душе и Теле", как и первые музыкальные пасторали Пери и Каччини, включает в себя речитатив, близкий к речи, мелодичные мадригалы, песни в танцевальных размерах и строфические песни. Выразительность речитатива достигнута за счет продуманных использования ложных отношений и резких гармонических сдвигов, хотя ему не хватает свободного использования диссонансов и ритмического разнообразия, характерных для Пери. Среди более традиционных пьес — цветистые мадригалы, такие как "Вечное, вечное царство" (номер 71) Блаженной Души, и строфические арии, такие как диалог между Телом и Душой "Душа моя, что мыслишь" (номера 4–13), текст которого взят из лауды Агостино Манни 1577 года. Хоры в основном выдержаны в гомофонной фактуре популярной канцонетты и предназначались для танцев; но некоторые, например "Эта смертная жизнь" (номер 2), являются хоровыми речитативами.

После возвращения в Рим в ноябре 1600 года Кавальери хвастался, что те, кто видел как его скромное "Представление" в Риме, так и более пышные свадебные постановки во Флоренции, находили первое "более соответствующим их вкусу, потому что музыка вызывала у них слезы и смех и доставляла им великое удовольствие, в отличие от музыки Флоренции, которая не вызывала в них ничего, кроме скуки и раздражения".

"Плачи" и "Респонсории" Кавальери для Страстной недели относятся к числу самых оригинальных духовных сочинений конца XVI века. Рукопись, содержащая их, состоит из четырех разделов: Плачи на Четверг, Пятницу и Субботу Страстной недели; девять респонсориев на те же дни; второй набор Плачей; и альтернативные хоровые обработки для второго набора. Согласно Брэдшоу, первые два раздела, вероятно, были написаны для исполнения в Кьеза Нуова в Риме в 1600 году, в то время как третья часть, вероятно, была написана в 1599 году для церкви Сан-Никола в Пизе, где флорентийский двор обычно праздновал пасхальный сезон. Как Плачи, так и Респонсории написаны для одного-пяти голосов. В то время как еврейские буквенные обозначения стихов поручены хору, большинство стихов изложено монодически, некоторые в декламационной манере, подобной фальсобордоне, другие в напевном, но суровом стиле; ни те, ни другие не напоминают флорентийский речитатив. Монодические части римских разделов используют ту же систему генерал-баса и обозначения мелизматических украшений, что и "Представление". Примечания в третьем и четвертом разделах указывают, что Виттория Аркилеи должна была исполнять некоторые хоровые респонсории в качестве сольных партий.

Эксперименты с хроматической гармонией, как в форме движения полутонами, так и в виде сопоставления трезвучий с тониками, отстоящими на терцию, широко распространены по всему сочинению. В одном месте флорентийских разделов Кавальери предоставил альтернативное энгармоническое окончание, которое требует четвертитонной настройки, что было возможно на одном из специальных органов, которые он построил для подобной экспериментальной музыки. Он сообщал Луццаски в письме от 31 октября 1592 года, описывая «орган, который я заказал и который будет готов к Рождеству, на котором можно будет не только играть энгармонически, но который будет иметь целый тон, разделенный на десять комм». Нет документальных оснований полагать, что Дурицио Изорелли, певец и исполнитель на виоле бастарде, давний associate Кавальери, имел какое-либо отношение к сочинению "Представления" или его музыки для Страстной недели, за исключением некоторых заменяющих обработок, которые появляются ближе к концу рукописи.

Произведения

Сохранившиеся работы

  • "Представление о Душе и Теле… для сценического пения" ("Rappresentatione di Anima, et di Corpo … per recitar cantando") (Рим, 1600)
  • "С высочайших сфер" ("Dalle più alte sfere") (Дж. де Барди), мадригал для сопрано и 4 инструментов (возможно, авторства А. Аркилеи)
  • "Радуйся, смертная толпа" ("Godi turba mortal"), мадригал для сопрано и 4 инструментов
  • "О, какое новое чудо" ("O che nuovo miracolo") (Л. Гвидиччини), балет для инструментов; сочинено в 1589 году
  • "Плачи пророка Иеремии", "Респонсории" для 1-5 голосов, около 1599 года

Утраченные произведения

  • "Отчаяние Филени" ("La disperazione di Fileno") (пастораль, Гвидиччини), Флоренция, 1590
  • "Сатир" ("Satiro") (пастораль, Гвидиччини), Флоренция, 1590
  • "Игра в жмурки" ("Il giuoco della cieca") (Гвидиччини, по Гварини), Флоренция, 29 октября 1595
  • "Спор между Юноной и Минервой" ("La contesa fra Giunone e Minerva") (Гварини), Флоренция, 5 октября 1600

Ноты сочинений Эмилио де’ Кавальери на сайте библиотеки IMSLP