Като, Диомед
1560 - 1618

Назад

Cato, Diomedes

  • Дата рождения: около 1560–1565 годов
  • Место рождения: вероятно, Серравалле, близ Тревизо, Италия
  • Дата смерти: после 1607 или 1618 года
  • Место смерти: вероятно, Польша

Биография

Диомед Като был итальянским композитором и лютнистом, работавшим в Польше. Его часто называли просто «Диомед». Его отец Костантино, который был протестантом, был учителем в Серравалле около 1562 года; он уехал около 1565 года, чтобы избежать инквизиции, и поселился в Кракове. Его жена вскоре последовала за ним с тремя детьми, младшим из которых был Диомед. Его работа в качестве лютниста при дворе короля Сигизмунда III Вазы в Польше документирована с 20 марта 1588 года по август 1593 года и снова около 1602 года. В 1593–94 годах он, вероятно, сопровождал короля в поездке в Швецию, где, согласно Норлинду, к 1600 году он был одним из самых известных иностранных композиторов. Рукописная хроника 1623 года сообщает, что вместе с Антонио Фульвио он написал музыку для свадебных торжеств Яна Костки, которые состоялись в замке Свеце (близ Торуня) в 1591 году. Тот же документ утверждает, что Станислав Костка, покровитель Като, оставил ему значительное наследство (1602). Радке ссылался на запись о том, что Като был слышан играющим 21 марта 1619 года; однако эта запись не найдена.

Творчество

Диомед Като — яркий пример музыканта-мигранта, чье творчество сформировалось на стыке итальянской и польской культур. Будучи итальянцем по происхождению, он провел большую часть жизни в Польше, служа при королевском дворе, что наложило отпечаток на его сочинения. Его наследие включает музыку для лютни, инструментальных ансамблей, клавишных инструментов и вокальные произведения. Именно его лютневые пьесы принесли ему наибольшую известность. Они включают прелюдии, фантазии, танцы и интабуляции вокальных произведений. Его фантазии, наиболее интересные композиции, демонстрируют эволюцию от ренессансного стиля, основанного на вокальной полифонии, к барочному с более мотивной разработкой и эпизодической структурой. Среди его танцев особый интерес представляют восемь польских танцев (choreae polonicae), вероятно, основанных на народных мелодиях, что является одним из ранних примеров интеграции польского фольклора в профессиональную композиторскую практику. Его творчество отражает переходный период от Ренессанса к барокко в восточноевропейском контексте.

Произведения

Лютневая музыка

  • "Восемь польских танцев" (8 choreae polonicae)
  • "Семь фантазий" (7 fantasias)
  • "Фаворито" (favorito)
  • "Шесть гальярд" (6 galliards)
  • "Две интабуляции мадригалов" (2 madrigal transcrs.)
  • "Два пассамеццо" (2 passamezzos)
  • "Пять прелюдий" (5 preludes)
  • "Барьера" (Barriera)
  • "Двенадцать фантазий" (12 fantasias)
  • "Пять гальярд" (5 galliards)
  • "Пассамеццо" (passamezzo)
  • "Три прелюдии" (3 preludes)
  • "Два баллетто" (2 balletti)
  • "Три фуги" (3 fugae)

Инструментальная ансамблевая музыка

  • "Восемь фантазий" (8 fantasias), для 4-5 голосов
  • "Танец" (dance), для 3 голосов

Музыка для органа

  • "Две фантазии" (2 fantasias)
  • "Фуга" (fugue)

Вокальная музыка

  • "Шесть польских духовных песнопений" (6 Polish sacred songs), для 4 голосов и лютни
  • Мадригал "Тирси хотел умереть" ("Tirsi morir volea"), для 5 голосов
  • Контрафактура "Благодарение Богу воспоем" ("Grates Deo canamus") на музыку мадригала И. Баккузи

Ноты сочинений Диомеда Като на сайте библиотеки IMSLP