Като, Диомед
ок.1555 - ок.1618
Назад
Диомед Като (Diomedes Cato) - Итальянский композитор и лютнист
Родился около 1555 года, Серравалле, севернее Тревизо - умер после 1618 года, Данциг (ныне Гданьск).
Активно работал в Польше. Его часто называли просто “Диомед”. Его отец Костантино, который был протестантом, примерно в 1562 году был учителем в Серравалле; примерно в 1565 году он уехал, спасаясь от инквизиции, и поселился в Кракове. Вскоре за ним последовала его жена с тремя детьми, из которых Диомед был самым младшим. Документально подтверждено, что он работал лютнистом при дворе польского короля Сигизмунда III с 20 марта 1588 года по август 1593 года и снова примерно в 1602 году. В 1593-1594 годах он, вероятно, сопровождал короля в путешествии в Швецию, где, по словам Норлинда, к 1600 году он стал одним из самых известных зарубежных композиторов. В рукописной хронике 1623 года сообщается, что вместе с Антонио Фульвио он написал музыку для свадебных торжеств Яна Костки, которые состоялись в замке Свеце (северная Торунь) в 1591 году. В том же документе говорится, что Станислав Костка, покровитель Като, оставил ему значительное наследство (1602). Радке процитировал запись, в которой говорилось, что 21 марта 1619 года Като слышали играющим; однако запись не была найдена. Среди работ Като - музыка для голоса, виолончели и клавишных, но больше всего он известен своими произведениями для лютни. Это прелюдии и фантазии, танцы и интабуляции вокальных произведений. В прелюдиях преобладает гомофония, хотя иногда встречаются подражательные вступления и несколько витиеватых, квазиимпровизационных пассажей. Один из них представлен в виде миниатюрного набора вариаций. "Фантазии", наиболее интересные композиции Като, в основном выполнены в стиле имитационного ричеркара. Мелодический материал особенно однороден, а некоторые произведения явно монотематичны. Те, что хранятся в музее Фицуильяма в Кембридже, стилистически прочно укоренились в эпохе Возрождения, во всем подражательны и обладают мелодическими линиями вокального характера; одна из них основана на мелодии песни Жанекена "Песнь льда и пламени". Однако фантазии (1603) содержат определенные черты, характерные для барочной полифонии, особенно в использовании коротких мотивов для формирования мелодических линий и в эпизодической структуре определенных разделов; эпизоды часто появляются внутри и между экспозициями тематического материала. Иногда наблюдаются резкие контрасты между последовательными короткими фрагментами. Некоторые из танцев заслуживают особого внимания, в частности, два необычных итальянских танца: барьера, придворный танец, и фаворито, который, возможно, можно рассматривать как развитие "любимой’ гальярды. Восемь польских танцев, вероятно, основаны на народных мелодиях. Мадригал "Тирси морир воля" сохранился в двух источниках, где указана только верхняя часть, что указывает на то, что он был исполнен как сольная песня с инструментальным сопровождением, но на самом деле он был задуман как вокальное произведение из пяти частей.
Ноты сочинений Диомеда Като на сайте библиотеки IMSLP