Като, Диомед
1560 - 1618
Назад
Cato, Diomedes
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Диомед Като был итальянским композитором и лютнистом, работавшим в Польше. Его часто называли просто «Диомед». Его отец Костантино, который был протестантом, был учителем в Серравалле около 1562 года; он уехал около 1565 года, чтобы избежать инквизиции, и поселился в Кракове. Его жена вскоре последовала за ним с тремя детьми, младшим из которых был Диомед. Его работа в качестве лютниста при дворе короля Сигизмунда III Вазы в Польше документирована с 20 марта 1588 года по август 1593 года и снова около 1602 года. В 1593–94 годах он, вероятно, сопровождал короля в поездке в Швецию, где, согласно Норлинду, к 1600 году он был одним из самых известных иностранных композиторов. Рукописная хроника 1623 года сообщает, что вместе с Антонио Фульвио он написал музыку для свадебных торжеств Яна Костки, которые состоялись в замке Свеце (близ Торуня) в 1591 году. Тот же документ утверждает, что Станислав Костка, покровитель Като, оставил ему значительное наследство (1602). Радке ссылался на запись о том, что Като был слышан играющим 21 марта 1619 года; однако эта запись не найдена.
Диомед Като — яркий пример музыканта-мигранта, чье творчество сформировалось на стыке итальянской и польской культур. Будучи итальянцем по происхождению, он провел большую часть жизни в Польше, служа при королевском дворе, что наложило отпечаток на его сочинения. Его наследие включает музыку для лютни, инструментальных ансамблей, клавишных инструментов и вокальные произведения. Именно его лютневые пьесы принесли ему наибольшую известность. Они включают прелюдии, фантазии, танцы и интабуляции вокальных произведений. Его фантазии, наиболее интересные композиции, демонстрируют эволюцию от ренессансного стиля, основанного на вокальной полифонии, к барочному с более мотивной разработкой и эпизодической структурой. Среди его танцев особый интерес представляют восемь польских танцев (choreae polonicae), вероятно, основанных на народных мелодиях, что является одним из ранних примеров интеграции польского фольклора в профессиональную композиторскую практику. Его творчество отражает переходный период от Ренессанса к барокко в восточноевропейском контексте.
Лютневая музыка
Инструментальная ансамблевая музыка
Музыка для органа
Вокальная музыка
Ноты сочинений Диомеда Като на сайте библиотеки IMSLP