Каструччи, Пьетро
1679 - 1752

Назад

Пьетро Каструччи (Pietro Castrucci) - Итальянский скрипач и композитор

Родился в 1679 году, Рим - умер 7 марта 1752 года, Дублин. 

Считается, что он был учеником Корелли в Риме, где в 1715 году он и его младший брат Просперо (умер в 1760 году), также скрипач, привлекли внимание лорда Берлингтона, покровителя Генделя. В мае они сопровождали Берлингтона в Англию, оставаясь в его доме по крайней мере до 1721 года. Большую часть своей трудовой жизни братья провели в Лондоне. Первое публичное выступление Пьетро состоялось 23 июля 1715 года на благотворительном концерте, первом из многих, на которых он исполнял свои собственные виртуозные композиции, а также часто произведения Корелли. Он руководил оперным оркестром Генделя более 20 лет, и упоминания о нем и Просперо встречаются в некоторых партитурах с автографами Генделя. Помимо игры на скрипке, они также играли на недолговечном инструменте, разработанном Пьетро Акином, похожем на виолу д'Амор, которая, если правильно предположить, была "английской фиалкой", упомянутой Леопольдом Моцартом в его "Версухе", имела семь основных и 14 вспомогательных струн. Пара обязательных партий с надписью "Виолетта марин для гли синьори Каструччи" встречается в арии героя "Орландо" Генделя, партия для одного инструмента включена в "Сосарме", и этот же инструмент, возможно, Виолетта использовала в "Деборе и Эцио". Хокинс считал Пьетро Каструччи "превосходным исполнителем на скрипке". Его сочинения, по словам Берни, "свидетельствуют о том, что он был гениальным человеком, хорошо владевшим смычком и грифом своего инструмента’. Присутствие Каструччи на английской музыкальной сцене было плодотворным, несмотря на упоминания современников о его склонности демонстрировать наиболее впечатляющие аспекты скрипичной техники. Наряду с Джеминиани и Карбонелли, также учениками Корелли, он продолжил влиятельную линию скрипичных виртуозов-иммигрантов. Как наиболее известный из братьев Каструччи, Пьетро, должно быть, участвовал в публикации Уолшем и Хэйром шести сонат или соло ... для флейты … Сочинение г-на Джеминиани и Каструччи (1720). Из других его сочинений были опубликованы два комплекта из 12 сонат соло для скрипки и континуо и комплект из 12 концертов для струнных. Хокинс видел в них большие достоинства, в то время как Берни, отмечая, что "среди многих произведений Корелли и Генделя есть несколько его собственных", заявил, что музыка Каструччи считалась слишком безумной для его возраста. Однако театральные записи свидетельствуют о популярности его сольных выступлений, а его сонаты ор.1 были изданы по меньшей мере трижды. Он наиболее привлекателен в сольных сонатах, которые, хотя и не запоминаются мелодически, написаны уверенно в стиле позднего барокко с использованием передовых скрипичных техник того периода, требований к смычкам, многократных остановок, скордатуры и т.д. В последние годы карьеры Каструччи, после того как он ушел из оперы, для него настали трудные времена. С 1750 года он жил в Дублине и на 72-м году жизни выступил на собственном благотворительном концерте, который состоялся на Фишамбл-стрит 21 февраля 1751 года. Он умер чуть более года спустя, и его нищенское состояние резко контрастировало с пышными похоронами, которых он удостоился (включая похоронный марш Генделя из оперы "Саул"). Известный своим вспыльчивым нравом, Каструччи был отождествлен Берни с неудачником, увековеченным в "Разъяренном музыканте" Хогарта (1741), хотя Джон Фестинг, возможно, имеет более весомые претензии. Просперо Каструччи не добился такого признания, как его брат. Поселившись в Лондоне, он стал обычным театральным музыкантом: играл в опере и руководил любительским оркестром, который выступал в таверне "Касл" на Патерностер-роу. Его единственной публикацией, хотя, по-видимому, у него были и другие устремления, поскольку в посвящении, которое он называет "questa Primizie della mia Composizione", было собрание из шести сонат для скрипки и континуо (Лондон, 1739).

Ноты сочинений Пьетро Каструччи на сайте библиотеки IMSLP