Каструччи, Пьетро
1679 - 1752
Назад
Castrucci, Pietro
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьетро Каструччи был итальянским скрипачом и композитором. Считается, что он был учеником Корелли в Риме, где в 1715 году он и его младший брат Просперо (также скрипач) попали в поле зрения лорда Бёрлингтона, покровителя Генделя. В мае они сопровождали Бёрлингтона в Англию, оставаясь в его доме по крайней мере до 1721 года. Оба брата провели большую часть своей профессиональной жизни в Лондоне. Первое публичное выступление Пьетро состоялось на благотворительном концерте 23 июля 1715 года, первом из многих, где он исполнял свои собственные виртуозные сочинения, а часто и произведения Корелли. Он возглавлял оперный оркестр Генделя более 20 лет, и как он, так и Просперо упоминаются в некоторых автографах партитур Генделя. Помимо игры на скрипке, они также исполняли партии на недолговечном инструменте, разработанном Пьетро, похожем на виолу д'аморе, который, если предположить, что это была «английская виолетта», упомянутая Леопольдом Моцартом в его трактате, имел семь основных и 14 резонирующих струн. Партии для этого инструмента встречаются в операх Генделя "Орландо", "Созарм", "Девора" и "Эций".
Хокинс считал Пьетро Каструччи «превосходным исполнителем на скрипке». Его сочинения, по словам Берни, «обнаруживают в нем человека гениального, хорошо знакомого со смычком и грифом своего инструмента». Присутствие Каструччи на английской музыкальной сцене было плодотворным, несмотря на современные аллюзии на его склонность к демонстрации более зрелищных аспектов скрипичной техники. Наряду с Джеминиани и Карбонелли, также учениками Корелли, он продолжил влиятельную линию иммигрантов-скрипачей-виртуозов.
В последние годы карьеры Каструччи, после того как он ушел из оперы, его постигли тяжелые времена. С 1750 года он жил в Дублине, и в возрасте 72 лет выступил на своем собственном благотворительном концерте 21 февраля 1751 года. Он умер чуть более года спустя, его обнищавшее состояние горько контрастировало с пышными похоронами, которыми он был удостоен (включая "Траурный марш" Генделя из оратории "Саул"). Известный своим вспыльчивым характером, Каструччи был отождествлен Берни с несчастным, увековеченным Хогартом в гравюре "Разгневанный музыкант" (1741).
Пьетро Каструччи был одним из ключевых представителей итальянской скрипичной традиции в Англии эпохи высокого барокко. Как ученик Корелли и первый скрипач оркестра Генделя, он оказал значительное влияние на английскую исполнительскую практику. Его собственные сочинения, особенно сольные сонаты, демонстрируют уверенное владение позднебарочным стилем и передовой для своего времени скрипичной техникой, включая сложные смычковые приемы, двойные ноты и скардатуру. Хотя Берни отмечал, что его музыка считалась слишком безумной для его эпохи, театральные записи свидетельствуют о популярности его виртуозных выступлений. Его эксперименты с инструментом «виолетта марина» показывают его интерес к расширению тембральных возможностей. Его карьера является ярким примером успеха и последующего забвения музыканта-иммигранта.
Инструментальная музыка
Вокальная музыка
Музыка для клавесина
Ноты сочинений Пьетро Каструччи на сайте библиотеки IMSLP