Кастро-и-Малагарай, Хуан де
1570 - 1632
Назад
Castro y Malagaray, Juan de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Хуан де Кастро-и-Малагарай был испанским композитором. Вероятно, он был певчим в соборе Куэнки и являлся единственным признанным испанским учеником Филиппа Рогье, который прибыл в Мадрид летом 1582 года. Он работал руководителем капеллы (maestro de capilla) в коллегиальной церкви в Осуне, прежде чем был избран руководителем капеллы собора Куэнки 15 мая 1600 года.
В отличие от других испанских руководителей капелл, большинство из которых были священниками, Кастро-и-Малагарай женился дважды (в 1608 и 1612 годах) и стал отцом пятерых детей; это, несомненно, объясняет, почему другие соборы не стремились нанять его. Ему предоставили бесплатное жилье, которое, однако, пришло в упадок. 11 января 1626 года капитул постановил, что он слишком стар, чтобы обучать четырех недавно нанятых молодых певцов-кастратов, и поручил их обучение Франсиско Руису, певцу-альту собора.
Кастро-и-Малагарай был другом Виктории и почитателем Моралеса, чьи книги месс 1544 года он убедил капитул Куэнки 12 июня 1627 года переписать на пергаменте.
Хуан де Кастро-и-Малагарай — видный представитель испанской полифонической школы «золотого века». Его творчество демонстрирует стилистический дуализм, характерный для многих испанских композиторов того времени. С одной стороны, его духовные произведения (мессы, мотеты, страсти) выдержаны в серьезном, консервативном полифоническом стиле, восходящем к Моралесу и Виктории, с выразительным использованием диссонансов для усиления драматизма текста, как в мотете "Померкли" для Страстной недели. С другой стороны, его многочисленные вильянсико, особенно рождественские, написанные в модных для того времени «этнических» жанрах (негрос, хитанос), раскрывают его как композитора с живым, праздничным характером, умело использующего ритмы и приемы, заимствованные из народной и популярной культуры. Эта двойственность делает его фигурой, соединяющей высокую полифоническую традицию с более легкими и доступными формами.
Духовная музыка (серьезного стиля)
Духовная музыка (светлого, праздничного стиля)