Кастро, Жан де
ок.1540–1545 - ок.1600

Назад

Жан де Кастро (Jean de Castro) - Фламандский композитор

Родился между 1540–1545 годом, Льеж (?) - умер около 1600 года, Кельн (?).  

Валлонский поэт Этьен де Валькур называл его “ностре Кастро”, а на титульном листе его "Новых священных песнопений" (1588) он описан как "Эбуроне" - термин, часто использовавшийся для обозначения Льежа в XVI и XVII веках. В конце 1560-х годов он переехал в Антверпен, где оставался до тех пор, пока взбунтовавшиеся испанские солдаты частично не разрушили город в ноябре 1576 года. Он бежал через Германию (где, возможно, установил контакт со своим будущим работодателем Иоганном Вильгельмом, герцогом Юлиха, Клеве и Берга) во Францию, где пробыл несколько лет. В 1585 году он присутствовал в Дюссельдорфе на свадьбе герцога Иоганна Вильгельма, для которого написал гимн. В 1586 году Кастро вернулся в Антверпен после того, как в городе воцарился относительный мир, но два года спустя герцог назначил его капельмейстером в Дюссельдорфе. Он оставался там до 1591 года, когда его отъезд был вызван растущим безумием герцога; он переехал в Кельн, где и провел остаток своей жизни. Количество томов, выпущенных при жизни Кастро, свидетельствует как о его популярности, так и о его плодовитости, в то время как многочисленные и разнообразные посвящения на гравюрах отражают меняющиеся пристрастия человека, которому большую часть своей карьеры (за исключением лет, проведенных в Дюссельдорфе) приходилось полагаться на нестабильную систему частного патронажа. Очевидно, что он был хорошо известен богатым политикам и торговцам своего времени; некоторые из посвящений (например, высокопоставленным политикам, таким как Герард ван Гросбек, принц-епископ Льежский, и Фредерик Перрено, губернатор Антверпена) указывают на то, что он надеялся получить официальную должность, но многие гравюры посвящены торговцам как в Нидерландах, так и в других странах. Особенно примечательным является его гравюра 1575 года, посвященная Жюстиньену Пенсу, жителю Лиона, который ранее заказал рукопись работ Кастро, скопированную в Антверпене Жаном Полле; позже Кастро посвятил еще одну гравюру родственнику Пенса. За время его пребывания в Кельне вышло не менее 15 томов его музыки, но в его произведениях этого периода все больше внимания уделяется религиозной музыке. Посвящения гравюр с религиозной музыкой Эрнсту Баварскому, архиепископу Кельна (1593), и другим известным прелатам, связанным с ним, позволяют предположить, что Кастро хотел получить должность при архиепископском дворе, но убедительных доказательств официального назначения нет. Многие из его произведений, написанных в Кельне, были опубликованы Гревенбрухом, который признал его "единственным музыкантом нашего времени’; его последняя публикация датирована 10 июля 1599 года, и, вероятно, вскоре после этого он умер. Во многих отношениях Кастро можно считать похожим на своего современника Лассуса, но главным образом из-за его предпочтения трехчастному сочинительству в основных современных тогда жанрах (шансон, мотет, мадригал и месса) он занимает уникальное положение в последние три десятилетия XVI века. В ранних песнях, состоящих из трех частей, и на протяжении всей своей карьеры автора мадригалов он опирался на заимствования и адаптацию уже существовавшего материала. Его выбор моделей отражал вкусы того времени: Лассус был главным шансонье; в своих песнопениях он обращался к более раннему поколению (в основном к Клеменсу нон Папе и Сиприано де Роре); в мадригалах он сначала предпочитал Роре, а затем сосредоточился на Луке Маренцио и конкретных антологиях мадригалов, в частности, на известных гравюрах Фалеза и Беллера. Помимо тематических ссылок, Кастро перенял другие элементы модели, такие как три верхних ключа, режим и разделение на секции. Композиционной основой музыки Кастро был имитационный контрапункт, но в соответствии с растущим акцентом на декламацию текста в конце XVI века контрапункт регулярно уступает место более гомофоническому стилю. Его главной целью, по-видимому, было выразительное воспроизведение текста, и он часто использовал мадригализмы, даже в шансонах и мотетах. Его мелодии часто живые, хотя и менее плавные, чем у Лассуса; его использование гармоний характеризуется частыми случайностями (хотя он, как правило, избегал чрезмерного хроматизма) и ложными соотношениями. На него также явно повлиял современный интерес к литературному гуманизму, о чем свидетельствуют "Шансоны Ронсара" (1576) и использование им текстов классического размера в эпизодических церемониальных произведениях, написанных для выдающихся деятелей Антверпена и Кельна. О репутации Кастро в то время свидетельствует широкое распространение его работ, которые были напечатаны не только в Нидерландах, Франции и Германии, но и в Венеции и Женеве. Его публикация 1574 года "Цветок шансона" также послужила источником для двух антологий "контрафакта" Симона Гулара (Женева, 1577). Тиражи его музыкальных произведений были проданы в количестве, превышающем только сочинения Ласса, и его произведения продолжали публиковаться вплоть до 30 лет после его смерти.

Ноты сочинений Жана де Кастро на сайте библиотеки IMSLP