Кастальди, Беллерофонте
1580 - 1649
Назад
Castaldi, Bellerofonte
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Беллерофонте Кастальди был итальянским композитором, теорбистом, лютнистом, гитаристом и поэтом. Он был одним из самых колоритных музыкантов своего времени. Откровенный и независимый, его сатирические сочинения часто приводили к тюремному заключению или изгнанию, и он был не понаслышке знаком с насилием своей эпохи. Он участвовал в убийстве убийцы одного из своих братьев и был навсегда изувечен пулевым ранением в левую ногу. В молодости его беспокойный дух и частые столкновения заставляли его много путешествовать по Германии и Италии. Находясь на службе у кардинала Алессандро д'Эсте в 1619 году, Кастальди жил в Риме, и он снова жил там в 1630 году. Остальное время он проводил в основном в своей любимой Модене и в Венеции, где чувствовал себя как дома в своем узком кругу друзей — музыкантов, художников и писателей, среди которых были спорные поэты Фульвио Тести и Алессандро Тассони. Кастальди был щедр в своей похвале коллеге-теорбисту И. Г. Капсбергеру. Он также был одним из первых комментаторов, признавших гений своего друга Монтеверди. Большая часть этой информации раскрывается в длинной стихотворной автобиографии Кастальди, его письмах и стихах.
Эксцентричная личность и виртуозная техника Кастальди нашли отражение в его двух сборниках музыки. Его изысканные сольные произведения для теорбы являются одними из самых требовательных, но в то же время утонченных в репертуаре. Записанные в итальянской табулатуре для лютни, они содержатся в "Каприччи" 1622 года, которые он гравировал сам. Сольные пьесы — это в основном танцы (куренты и гальярды); некоторые представляют собой фантазии, другие — свободные по форме произведения с образными названиями, такими как "Кусочек фантазии". Эти пьесы демонстрируют ритмическую остроту, имитационный контрапункт, свободное использование диссонанса и смешение модальности и тональности, типичное для итальянской музыки начала XVII века. Девять дуэтов для «теорбы и теорбино» среди "Каприччи" являются редкими примерами музыки, написанной для теорбино — малой теорбы, настроенной на октаву выше стандартного инструмента. "Каприччи" также включают шесть песен с табулатурными аккомпанементами и басовыми линиями, которые дают ценное представление о том, как в то время реализовывался генерал-бас.
Другой его печатный сборник, "Первый букет цветов" (1623), содержит 19 строфических арий, три мадригала и четыре строфические вариации для одного-трех голосов в сопровождении нецифрованного баса. Несколько арий являются примерами танцевальной песни с указаниями «курента» или «гальярда». 15 песен — это положе-ния собственных стихов Кастальди.
Инструментальная музыка
Вокальная музыка
Ноты сочинений Беллерофонте Кастальди на сайте библиотеки IMSLP