Кастальди, Беллерофонте
1580 - 1649
Назад
Беллерофонте Кастальди (Bellerofonte Castaldi) - Итальянский композитор, теорбо-музыкант, лютнист, гитарист и поэт
Родился в 1580 году, Коллегара, Северная Модена - умер 27 сентября 1649 года, Модена.
Он был одним из самых ярких музыкантов своего времени. Откровенный и независимый, его сатирические произведения часто приводили к тюремному заключению или изгнанию, и он был знаком с насилием своего времени. Он участвовал в убийстве убийцы одного из своих братьев и был навсегда искалечен пулевым ранением в левую ногу. В молодости его беспокойный дух и частые ссоры заставляли его много путешествовать по Германии и Италии. Находясь на службе у кардинала Алессандро д'Эсте в 1619 году, Кастальди жил в Риме, а в 1630 году он снова поселился там. Остальное время он проводил в основном в своей любимой Модене и Венеции, где чувствовал себя как дома в кругу своих друзей – музыкантов, художников и писателей, среди которых были противоречивые поэты Фульвио Тести и Алессандро Тассони. Кастальди не скупился на похвалы в адрес своего коллеги по теорбо Дж. Х. Капсбергера. Он также был одним из первых комментаторов, признавших гениальность своего друга Монтеверди. Большая часть этой информации содержится в длинной стихотворной автобиографии, письмах и поэмах Кастальди. Эксцентричная личность Кастальди и его виртуозная техника нашли отражение в двух томах его музыки. Его сложные сольные композиции для теорбо являются одними из самых требовательных и в то же время изысканных в репертуаре. Записанные в итальянской лютневой табулатуре, они содержатся в Каприччи 1622 года, которые он сам выгравировал (см. иллюстрацию). Соло - это в основном танцы (correntes и galliards); некоторые из них - фантазии, а другие представлены в свободной форме с оригинальными названиями, такими как Un bocconcino di fantasia ("Кусочек фантазии"). Эти произведения демонстрируют ритмическую остроту, имитационный контрапункт, свободный диссонанс и сочетание модальности и тональности, типичное для итальянской музыки начала XVII века. Девять дуэтов для "tiorba e tiorbino" Каприччи - это редкие образцы музыки, написанной для tiorbino, небольшого теорбо, настроенного на октаву выше стандартного инструмента и сохранившего свою первоначальную настройку и одиночные партии. "Каприччи" также включает в себя шесть песен с табулатурным сопровождением и басовыми партиями, которые дают ценное представление о том, как создавались фигурные басы в то время. Другой печатный том Кастальди, "Примо маццетто ди фиори" (1623), содержит 19 строфических арий, три мадригала и четыре строфические вариации для одного-трех голосов, сопровождаемые нефигурированной басовой партией. Несколько арий являются примерами танцевальной песни, в них есть признаки "corrente" или "gagliarda". 15 песен написаны на стихи самого Кастальди. Каффаньи сообщил, что шесть из 13 песен взяты из книги Кастальди 1623 года, и пришел к выводу, что остальные семь также принадлежат Кастальди. Публикуя свою работу, Кастальди пренебрег общепринятыми правилами, указав три редкие в то время особенности: вокальные партии должны быть написаны теноровым ключом (кроме трех - альт-ключом), поскольку ему казалось смешным, что мужчина обращается к своей возлюбленной фальцетом или женским голосом; что все куплеты должны быть написаны тенором. строфические композиции должны быть напечатаны между нотами для удобства певцов; и чтобы страницы его работы не были изуродованы "педантизмом’ гитарного алфавита.
Ноты сочинений Беллерофонте Кастальди на сайте библиотеки IMSLP