Каррейра (1), Антониу
.... - ....
Назад
Carreira (1), António
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антониу Каррейра был португальским композитором. Первые, к сожалению, недатированные упоминания о нем, свидетельствуют, что он был певчим в капелле короля Жуана Третьего. К 1551 году он уже был взрослым певцом в этом учреждении, а с 1553 года ему платили за обучение детей и певчих капеллы; он был назначен руководителем королевской капеллы (mestre da capela) при преемнике Жуана, короле Себастьяне, к 1573 году. Последний документ, упоминающий его как живого, датирован 1589 годом. Вполне вероятно, что он умер в 1592 году, поскольку Франсишку Гарру получал оплату как руководитель капеллы с сентября того же года. После смерти композитора его сын, Антониу Каррейра Младший, хранил его произведения с намерением издать их, но умер, прежде чем этот план был осуществлен.
Хотя Каррейра стал рассматриваться главным образом как композитор, писавший для клавишных инструментов (в значительной степени благодаря трудам Кастнера), эта точка зрения может быть несколько неуравновешенной. Безусловно, нет свидетельств того, что он занимал должность органиста в королевской капелле или что он установил репутацию клавишника. Три бестекстовые и явно инструментальные пьесы в рукописи П-Куг 242 имеют недвусмысленные атрибуции Каррейре: две из них являются монотематическими имитационными пьесами, а третья — политематической. По крайней мере, одна могла быть предназначена для инструментального ансамбля, а не для клавишных. Четвертая работа в этом источнике, определенно приписываемая Каррейре, представляет собой аранжировку для сольного голоса и четырех инструментов (или клавишных) широко известного вильянсико "Чем я ее умою". 15 других пьес в Куг 242 имеют атрибуцию «са», и одна озаглавлена «А. с.»; Кастнер считал, что большинство из них, наряду с другими пьесами без атрибуции, являются работами Каррейры. Однако в одном случае известно, что «са» означает Кабесон, а не Каррейру, и, поскольку рукопись содержит другие работы Кабесона, авторство этих пьес остается под сомнением, хотя стиль нескольких предполагает, что они вполне могут принадлежать Каррейре. Некоторые из этих 15 пьес, опять же, могли быть предназначены в основном для инструментального ансамбля, а не для клавишных, в то время как по крайней мере одна может быть вокальной пьесой.
Из немногих сохранившихся произведений, определенно являющихся вокальными, "Вот положен" и "Воскрес Господь", вероятно, были задуманы как пара (их тексты посвящены соответственно Страстям и Воскресению); они имеют схожий состав, с тремя верхними голосами и остинато в третьем верхнем голосе. Лучшей работой является "Стояла мать", в которой склонность Каррейры к скупым звучаниям, сочетающаяся здесь с обработкой диссонанса, хорошо служит тексту.
Духовная вокальная музыка
Светская и инструментальная музыка
Ноты сочинений Антониу Каррейры (1) на сайте библиотеки IMSLP