Карлтон, Ричард
1558 - 1638
Назад
Carlton, Richard
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Ричард Карлтон был английским композитором. Он получил степень бакалавра искусств в Клэр-колледже Кембриджского университета в 1577 году, а на титульной странице своего единственного опубликованного сборника (1601 год) он назван «священником и бакалавром музыки». Его профессиональная жизнь прошла в Норфолке, где он был викарием церкви Святого Стефана в Норвиче и младшим каноником Норвичского собора, а с 1591 по 1605 год занимал должность руководителя хористов в последнем. В октябре 1612 года он был назначен настоятелем в приход Боузи-кам-Глосторп в Норфолке и, вероятно, оставался там до своей смерти. Карлтон был одним из авторов, чьи произведения вошли в сборник «Триумфы Орианы» (1601 год).
В предисловии к своим мадригалам Карлтон заявил: «Я старался несколько подражать итальянцам, ибо в наши дни (для большинства) они в большом почете, но я не могу и не смею забыть, что я англичанин». Итальянский элемент мало заметен в работе Карлтона, и его выбор текстов, особенно тех, что содержат набожные или морализаторские настроения, демонстрирует сильную склонность к более раннему типу елизаветинской поэзии. Его музыкальные симпатии также явно на стороне домадригальной английской традиции, примером которой является Бёрд; действительно, четыре пьесы в его сборнике явно представляют собой песни в сопровождении виол, с текстом во всех партиях. Как и Бёрд, Карлтон склонялся к ритмически острому контрапункту, а его единственный опыт использования хроматики для обыгрывания слов «диез» и «бемоль» в элегии на смерть сэра Джона Шелтона в точности повторяет прием Бёрда в произведении «Приди, несчастный Орфей». Наиболее яркой индивидуальной чертой Карлтона является острая диссонантность (особенно столкновения мажорных и минорных терций), которая часто встречается в его музыке и, по-видимому, является личной idiosyncrasей, а не следствием некомпетентности, несмотря на его очевидные технические ограничения.
Нет никаких свидетельств того, что Ричард был родственником композитора Николаса Карлтона.
Творчество Ричарда Карлтона полностью принадлежит к английской мадригальной школе. Его музыка демонстрирует сильную связь с национальной традицией, идущей от Уильяма Бёрда, в то время как заявленное итальянское влияние остается минимальным. Композитор отдавал предпочтение серьезным, назидательным поэтическим текстам. Его стиль характеризуется энергичным ритмическим контрапунктом и смелым, личным использованием диссонансов, что создает уникальный и узнаваемый музыкальный язык в рамках елизаветинской эпохи.
Духовная музыка
Светская музыка
Ноты сочинений Ричарда Карлтона на сайте библиотеки IMSLP