Кариссими, Джакомо
1605 - 1674

Назад

Джакомо Кариссими (Giacomo Carissimi) - Итальянский композитор

Родился 18 апреля 1605 года, Марино, Северный Рим - умер 12 января 1674 года, Рим. 

Кариссими, самый известный композитор в Риме середины XVII века, создал характерные черты латинской оратории и был плодовитым автором мотетов и кантат. Благодаря своим ученикам и широкому распространению своей музыки он оказал влияние на развитие музыки в странах Северной Европы.

Некоторые современники и все издатели использовали написание "Джакомо", хотя "Джакомо" фигурирует в записи о крещении и является формой, которую использовал сам Кариссими. Марино, где родился Кариссими, был небольшим городком в нескольких километрах к юго-востоку от Рима. Там родились еще два композитора: Бонифацио Грациани в 1604 или 1605 году и Джованни Баттиста Моччи примерно в 1620 году. Грациани был одним из самых выдающихся современников Кариссими как автор мотетов и ораторий; Мокки был учеником Кариссими и позже способствовал изданию большого сборника его песнопений "Арион Романус" (Констанц, 1670). В предисловии к книге Грациани "Quinto libro de mottetti a voce sola" (Рим, 1669), опубликованной посмертно и посвященной Моччи, брат композитора упомянул о славе, которую принесло Марино рождение трех композиторов, назвав их “тремя сиренами Рая”. Родители Джакомо, Амико (1548-1633, бондарь по профессии) и Ливия (1565-1622), поженились 14 мая 1595 года и родили четырех дочерей и двух сыновей; Джакомо был младшим. О его раннем музыкальном образовании ничего не известно. Его первые известные назначения были в кафедральный собор Тиволи, под руководством маэстро капеллы Аурелио Бриганти Колонны, Алессандро Капечи и Франческо Манелли; с октября 1623 года он пел в хоре, а с октября 1624 по октябрь 1627 года был органистом. В 1628 году Кариссими переехал на север, в Ассизи, в качестве маэстро капеллы в соборе Святого Руфино. Тамошние архивы позволяют заглянуть в музыкальную среду Кариссими: считается, что копия мессы Палестрины "К фугам", написанная рукой Кариссими, возможно, переписана с копии XVI века, хранящейся в базилике Святого Франческо в Ассизи.

В возрасте 23 лет Кариссими был принят на службу в коллегию Германико-и-Венгрико в Риме ее ректором Бернардино Касторио. Примерно 1 декабря 1629 года маэстро капеллы Лоренцо Ратти покинул колледж; к 15 декабря Кариссими сменил его и оставался маэстро до своей смерти чуть более 44 лет спустя. Коллегио Германико, иезуитская семинария, где молодые люди из немецкоговорящих стран готовились к священническому служению, к этому времени создала прекрасную музыкальную традицию. Основанный папой Юлием III в 1552 году, он был восстановлен и подарен Григорием XIII в 1573 году. Назначенный в том году ректор Микеле Лауретано предпринял шаги для обеспечения благополучия музыки. Выбор Виктории в качестве маэстро ди капелла (1573-77) был исключительно удачным, и в 1587 году Лауретано включил в свои правила для колледжа точное описание обязанностей маэстро ди капелла. Священники и семинаристы отслужили мессу и наблюдали за богослужениями в соседней церкви Святого Аполлинария. Исполнение музыки в литургии (как полифонической, так и простой) хорошо задокументировано, но точная информация о репертуаре скудна: в финансовых документах зафиксирована покупка мотетов Палестрины и Виктории и переплет мотетов Моралеса, но в дневниках колледжа лишь изредка упоминается конкретная композиция ("Deus" Ласса "мизереатра ностри" и "Осенняя слава" Палестрины, например). Существует множество свидетельств того, что качество музыкального исполнения в "Сан Аполлинаре" было высоким и что его слава распространилась за рубеж. Кариссими наследовал, а не создавал выдающуюся музыкальную традицию; его растущая слава еще больше укрепила репутацию Коллегии Джерманико.

Правила для маэстро ди капелла дают общее представление об обязанностях Кариссими: он должен был подготовить и отрепетировать всю музыку, необходимую колледжу и церкви, а также дать музыкальную подготовку студентам и путти – не только пению и григорианскому хоралу, но и контрапункту и композиции для более подробной информации. одаренный. Среди них были студенты, которые впоследствии стали выдающимися композиторами: Мокки (учился в колледже с 1630 по 1638 год), Каспар Ферстер (1633-1666), Винченцо Альбричи (1641-1666) и Филипп Якоб Бодрексель (1644-1651). Известность Кариссими также привлекала частных учеников: Марк-Антуан Шарпантье примерно в 1654 году, Иоганн Каспар Керлл незадолго до 1656 года, Кристоф Бернхард в 1657 году и, возможно, Агостино Стеффани между 1672 и 1674 годами.

Точных биографических сведений о Кариссими очень мало. Вскоре после 7 марта 1637 года он был осмотрен и признан пригодным для первого пострига; папа Урбан VIII предоставил ему церковное пособие в часовне Святой Марии ди Назарет в Равенне, а кардинал Чезаре Колонна был назначен покровителем Кариссими. После смерти своего брата Джованни Франческо в 1638 году и жены Джованни Ливии ди Томазо в 1640 году Кариссими был назначен опекуном их двоих детей, Доменико (р. 1623) и Анджелы (р. 1626), и сонаследником состояния своего брата. 3 мая 1641 года Анжела поступила в монастырь в Марино, где содержалась за счет своего дяди; она умерла в ноябре 1646 года. Доменико получил образование между 1640 и 1650 годами в колледже Джерманико, также за счет Джакомо. В 1641 году племянник был замешан в убийстве в Марино; Джакомо заручился помощью кардинала Джироламо Колонны в освобождении молодого человека из тюрьмы в Дженаццано. 20 ноября 1646 года (после смерти Анджелы) Доменико и Джакомо подписали документ о разделе имущества Джованни Франческо между ними. Доменико утонул 15 июля 1650 года.

По крайней мере, в трех случаях Кариссими предлагали должности в других компаниях. Джакомо Рацци написал ему из Венеции 5 декабря 1643 года, сообщая, что после смерти Монтеверди он предложил Кариссими в качестве достойного преемника на посту маэстро ди капелла в Сан-Марко. В недатированном письме, адресованном неизвестному "преподобному падре ин Кристо", Кариссими отклонил предложение занять должность маэстро в неустановленном кафедральном соборе. Это не может быть ответом Рацци, поскольку Сан-Марко в то время не был кафедральным собором. Наконец, в 1647 году были предприняты энергичные усилия, чтобы заручиться услугами Кариссими. 24 июня Теодорико Бечеи, священник-иезуит, написал Кариссими, призывая его приехать в Брюссель и поступить на службу к эрцгерцогу Леопольду Вильгельму, сыну императора Священной Римской империи и правителю Нидерландов. (Тон и формулировка этого письма позволяют предположить, что оно было не первым.) Несколько дней спустя, 5 июля, Фридрих, ландграф Гессен-Дармштадтский, повторил свое предложение более настойчиво. Ландграф и Бечеи были знакомы с Кариссими в течение нескольких лет: их письмо Кариссими, датированное 29 марта 1642 года, указывает на то, что оба они были его учениками. Очевидно, эрцгерцог был полон решимости заполучить Кариссими к себе на службу, поскольку 4 октября Бечеи снова написал ему. Из письма ландграфа от 27 декабря мы узнаем, что окончательным ответом Кариссими был решительный отказ, а также что он отправил ландграфу мотив, который тот обязался показать эрцгерцогу. Хотя часть переписки Кариссими не сохранилась, заверения Бечеи и ландграфа указывают на причины, по которым Кариссими не хотел переезжать из Рима: он не хотел покидать прекрасное музыкальное заведение и беспокоился о своем здоровье. Эта переписка, между прочим, содержит три фрагмента хронологической информации о сочинениях Кариссими. В письме от 1642 года упоминается "ариетта, алора че фай че пенси, для двух голосов’ (это, должно быть, Альма, че фай, че пенси? для сопрано, баса и континуо) и мотет "Clama, nexes, для четырех голосов", который не сохранился. В письме Бечеи от 4 октября упоминается неустановленный случай, когда он услышал в Риме песнопение Кариссими "Ecce, reliquimus omnia".

Не покидая Рима, Кариссими устроился на работу за пределами коллегии Германико. Либретто композиции под названием "Любовная страсть Филено" было напечатано в Болонье в 1647 году; работа была выполнена там же (вероятно, в том же году) в доме синьора Казали. Музыка утрачена; либретто предваряется фразой и заканчивается балом. Среди "песен для чтения", перечисленных в начале, есть "Поэт", который описывает действие рифмованными стихами, почти в манере рассказчика в оратории. Это говорит о том, что произведение, возможно, было представлено в концертной или постановочной форме. 18 июля 1656 года королева Швеции Кристина, которая жила в Риме с декабря 1655 года, назначила Кариссими своим маэстро камерной капеллы. Исполнение "Жертвоприношения Сакко" в Джерманико-Коллегио для королевы Кристины упоминается Галеаццо Гуальдо ("История", 1656), падре Компаньони (см. "Калли", 1970) и в "Римской истории". Компаньони назвал дату исполнения - 25 февраля 1656 года; термин, который он использовал для описания этого произведения, - "аттионе’; и он упомянул о втором выступлении перед папой Александром VII на масленицу ‘без платформы и костюмов’. По словам Гуальдо, это был "музыкальный вечер без оперы"; Джудитта исполнялась в качестве интермедии; слова были написаны священником-иезуитом, а музыка - Кариссими. Ни одно из произведений не сохранилось, и об их точной природе можно только догадываться; вероятно, "Исакко" был оперой или музыкальной пьесой. Предположительно, многие светские произведения Кариссими (кантаты, дуэты и трио) были написаны для королевы Кристины, а также для членов аристократических римских семей: рукописные копии сохранились в коллекциях Барберини и Киджи. Латинские оратории Кариссими были написаны для Братства Санта-Крочифиссо и исполнялись в Оратории Святого Марчелло: в Конгрегации и декретах записано, что он исполнял обязанности маэстро капеллы в четвертую пятницу Великого поста в 1650 году, в пятую в 1658 году и в четвертую в 1659 и 1660 годах. Документы неполны, и вполне вероятно, что Кариссими работал в Сан-Марчелло и в других случаях, возможно, начиная с 1639 года. "Иефте" был написан самое позднее в 1648 году: часть заключительного припева появилась в книге Кирхера "Musurgia universalis"; она была напечатана в 1650 году, но ее "Praepositus generalis" Винченцо Каррафы датирован 16 июня 1648 года.

С 1658 года почти до самой своей смерти Кариссими создавал дополнительные источники дохода, выплачивая долги частным лицам или учреждениям и получая их от должника по более низкой процентной ставке. Суммы, на которые были потрачены средства, о которых сохранились свидетельства, – от 2500 до 12 000 скудо – указывают на то, что он был богатым человеком. С 1 января 1659 года он использовал часть своего состояния для выплаты жалованья двум сопрано в колледже. О доброте Кариссими на бытовом уровне упоминает автор дневника колледжа: за ужином 19 августа 1647 года маэстро угостил своих певцов охлажденным вином.

Несомненно, Кариссими пользовался большим уважением среди своих современников. Кирхер оставил за собой право самой высокой оценки Кариссими, которого он охарактеризовал как "превосходнейшего человека и музыканта с небывалой известностью’. В 1654 году к Кариссими обратились за советом относительно подходящих музыкантов для оперных постановок в Неаполе; письма 1656 года свидетельствуют о благоприятном положении, которым он пользовался в аристократических и королевских кругах; такие посетители, как Фрэнсис Мортоф, Банистер Мейнард, Рене Уврард и Ричард Ласселс, хвалили Кариссими или Аполлинара. Репутация Кариссими утвердилась в Англии к 1664 году, когда Пепис назвал его “сеньором Кариссими, знаменитым мастером в Риме”. Но, пожалуй, самым показательным было то, что авторитет Кариссими был таков, что в городе, богатом возможностями для талантливых певцов, он привлекал в "С Аполлинаре" лучших исполнителей. Как ни странно, музыка в "С Аполлинаре" также вызывала критику. Считалось, что он слишком сложный и длинный; певцов критиковали за их чрезмерно привилегированное положение и неподобающее поведение во время богослужений; Кариссими упрекали в том, что он не справлялся со своими обязанностями по обучению студентов и путти. В попытке исправить положение кардиналы-покровители колледжа 18 декабря 1657 года издали указ, обнародованный по приказу папы римского. Предположительно, это не возымело желаемого эффекта, поскольку в 1663 году был издан второй указ. В 1657 и 1665 годах папа Александр VII издал подробные инструкции для всех римских церквей, касающиеся стиля литургической музыки и характера текстов. Он запрещал использование светских мелодий и чрезмерное количество сольного пения и настаивал на ясности декламации текстов; разрешались только тексты, взятые из богослужебных книг, Священного Писания и отцов церкви, и они никоим образом не должны были подвергаться изменениям. Несмотря на то, что любому, кто сообщит о нарушении правил, было обещано финансовое вознаграждение, маловероятно, что эти указы были исполнены.

В 1665-1666 годах Вильгельм Херманс, старший младший, построил новый орган для церкви Святого Аполлинария; очевидно, это был великолепный инструмент, который, должно быть, восхищал Кариссими в последние годы его жизни. Следуя традиции своих предшественников, Кариссими также использовал в литургии не только орган, но и другие инструменты: клавесин, виолу, лиру, скрипку, лютню, спинет и трубу.

Кариссими умер 12 января 1674 года. (Тот факт, что члены Конгрегации Святой Чечилии отметили его смерть торжественной панихидой в церкви Маддалена, может свидетельствовать о том, что Кариссими сам был ее членом). Он не оставил завещания, но утром своего последнего дня сообщил своему духовнику Гаспаро Джоаккини о своих последних желаниях: в знак благодарности коллегии Германико он хотел основать две капелланские школы для священников, обеспечить содержание двух сопрано с зарплатой в пять скудо в месяц каждому и завещать все свои сочинения колледжу. 30 января 1674 года руководство колледжа иезуитов, осознав ценность музыки своего покойного маэстро, получило от папы Климента X предписание, запрещающее кому бы то ни было под страхом отлучения от церкви выносить произведения Кариссими из колледжа.

Питони, сменивший Кариссими на посту маэстро в Коллегии Джерманико в 1686 году, описывал его как "очень скромного в домашних условиях, очень благородного в обращении с друзьями и другими людьми... высокого роста, худощавого и склонного к меланхолии’. Питони упоминал о портрете Кариссими; в настоящее время он утрачен вместе с рукописями с автографами. Анри Киттар (в книге "Джакомо Кариссими: История святых", c1905) и Глория Роуз (В1970) продемонстрировали, что гравюра (в F-Pc, Rés.F.934a), на которой, как когда-то считалось, изображен Кариссими, является портретом голландского пастора Александра Моруса.

Ноты сочинений Джакомо Кариссими на сайте библиотеки IMSLP