Кэри, Генри
1687 - 1743
Назад
Генри Кэри (Henry Carey) - Английский композитор и либреттист
Крещён 27 августа 1687 года, Йорк - умер 4 октября 1743 года, Лондон.
Его литературные и сценические произведения представляют особый интерес для историков музыки как сатирический комментарий к увлечению итальянской оперой и ее певцами в светском обществе. Существуют убедительные косвенные доказательства, подтверждающие посмертные заявления о том, что он был незаконно связан с великой семьей Сэвилов из Йоркшира, которой он посвятил все свои основные публикации. Он добавил фамилию "Сэвил" к первым трем своим детям мужского пола, что соответствует трем сыновьям Джорджа Сэвила, 1-го маркиза Галифакса, и его сценические работы свидетельствуют о его увлеченности Йоркширом. Впервые Кэри стал известен в Лондоне в 1710 году как редактор еженедельного журнала "Летописи любви", из которого мы узнаем, что его мать была школьной учительницей, содержавшей школу-интернат для девочек в Олд-Босвил-Корт. Вскоре после того, как он поселился в Лондоне, он стал учеником Джона Рединга, а затем Томаса Роузингрейва. В этот период он называл себя "мастером музыки", и ряд его песен посвящен разным ученицам, самой известной из которых была Китти Клайв. Он также выступал как певец (как на английском, так и на итальянском языках) на концертах и в "Друри-Лейн". В 1714-1717 годах он занимал должность "псалмопевца" в часовне Линкольнс-Инн, прежде чем его уход вызвал некоторую сенсацию, которая привела к широко разрекламированному инциденту, когда он связал себя с графом Оксфордом, обвиненным в государственной измене. Затем последовал период отстранения от работы в театрах. С 1723 года и большую часть следующего десятилетия он занимал неофициальную должность композитора в резиденции на Друри-Лейн, создавая песни и музыкальное сопровождение для пьес, пантомим, маскарадов и комических опер. В 1732 году он стал ведущей фигурой в группе музыкантов, в которую входили Лампе, Арне и Джей Си Смит, целью которых было возрождение серьезной оперы на английском языке. Кэри написал два либретто: "Амелия" (поставлено Лэмпом, Лондон, Маленький театр, Хеймаркет, 13 марта 1732 года) и "Тераминта" (поставлено Смитом, Лондон, Линкольнс-Инн-Филдс, 20 ноября 1732 года, и, примерно в 1754 году, Стэнли). В конечном счете английская оперная труппа потерпела неудачу в своих целях, но зато преуспела в постановках бурлесков в том же оперном стиле и с теми же условностями. Безусловно, самым успешным был "Дракон из Уэнтли" (Маленький театр, Хеймаркет, 10 мая 1737 года), совместная работа Кэри и Лэмпа, которая в первом сезоне показала беспрецедентные 69 спектаклей в Ковент-Гардене. Основанный на балладе "Правдивое описание ужасной битвы между Муром из Мур-Холла и драконом из Уэнтли" (1685), текст Кэри и музыка Лэмпе объединяются, чтобы создать утонченную и занимательную передачу самых абсурдных условностей итальянской оперы и соперничества ведущих кастратов и женщин. певцы того времени. Есть также игривые насмешки над ораториями Генделя. В нем, взятом за основу из оперы Гея "Нищий" (1728), элементы бурлеска звучат по-новому, поскольку он исполняется полностью, дополненный речитативами и ариями да капо. Очевидно, это было настоящее зрелище: "Музыкальный конферансье" Бикхэма (1739) содержит основные арии с гравюрами, иллюстрирующими современную постановку. Пьеса получила новое прочтение. Еще одна совместная работа Лэмпа и Кэри - "Марджери, или Чума страшнее дракона" (Лондон, Ковент-Гарден, 9 декабря 1738 года). Другой популярной театральной работой была "Нэнси, или Расставание влюбленных" (1739), полностью написанная Кэри, в которой изображены персонажи моряка, его возлюбленной и сотрудника пресс-службы, который приходит их разлучить. Он открыл новые горизонты в трактовке современной ситуации, вовлекающей обычных людей исключительно в музыку, уравновесив патриотическую пропаганду с человеческими эмоциями. Песня Арне "Правь, Британия" (из "Альфреда") позже заменила заключительный припев. Кэри был самым плодовитым английским композитором-песенником в период 1715-1740 годов. Он опубликовал более 250 произведений, начиная от простых баллад и заканчивая камерными кантатами на итальянский манер. Что необычно, он написал тексты почти ко всем из них. Он сыграл значительную роль в преемственности и развитии местного английского песенного стиля, связав вокальные стили Перселла и Экклза в конце 17-го века с вокальными стилями Арне и Бойса в середине 18-го. Он продемонстрировал непреходящее почитание Перселла в своих стихах и песнях, сочинив две тщательно продуманные безумные песни (кантаты "Я иду в элизианскую тень" (1724) и "Боги, я никогда не смогу этого вынести" (1732)) по мотивам "Из безмолвных теней" Перселла (также известной как "Бесс из Бедлама"). Его лучшие песни отличаются простотой, естественностью течения, элегантностью и мелодическим очарованием. Соединив черты популярной баллады с итальянскими украшениями, он воплотил характерные черты английского галантного стиля, который ассоциируется в первую очередь с Арне, особенно в его свободном использовании вокальной апподжиатуры. Его английские кантаты стали популярными в период между постановками пьес и балладных опер. Одна из его ранних песен "Салли в нашем переулке" оригинальна и долговечна. Впервые она была исполнена на Друри-Лейн 20 мая 1717 года миссис Уиллис, одетой ‘как подмастерье сапожника’. Посмертно он был назван автором национального гимна "Боже, храни короля"; самое раннее такое упоминание было сделано его другом и коллегой Смитом. Убедительных источников не существует, хотя во многих песнях Кэри присутствует сильная тема патриотизма. Иногда он использовал фальшивый итальянский псевдоним Сигр Карини для своих бурлескных кантат. Кэри постоянно испытывал финансовые трудности и был глубоко потрясен смертью нескольких своих детей в младенчестве. Лондонская "Дейли пост" от 5 октября 1743 года сообщала, что "Вчера утром мистер Генри Кэри, хорошо известный в музыкальном мире своими забавными композициями, встал с постели в полном здравии от своей жены и вскоре после этого был найден мертвым"; он повесился. Кэри был женат дважды: на Элизабет Пиркс 1 сентября 1717 года и на Саре (девичья фамилия неизвестна) в период с 1729 по 1733 год. Из четырех его выживших детей Джордж Сэвил Кэри продолжал заниматься театром. Его дочь Энн, актриса, родила внебрачного сына Эдмунда Кэри, которого в раннем возрасте представили на сцене как "Мастера Кэри, знаменитого театрального ребенка", а позже он стал известен как Эдмунд Кин, великий шекспировский актер.
Ноты сочинений Генри Кэри на сайте библиотеки IMSLP