Кардозу, Мануэл
1566 - 1650
Назад
Cardoso, Manuel
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мануэл Кардозу был португальским композитором. С 1574 или 1575 года он изучал музыку и грамматику в певческой школе собора Эворы и, по-видимому, был учеником Мануэла Мендеса. 1 июля 1588 года он вступил в кармелитский монастырь в Лиссабоне и принес там обеты 5 июля 1589 года. Он стал капельмейстером и суб-приором в Кармо и был одинаково знаменит своими музыкальными дарованиями и религиозной добродетелью, за что был удостоен чести королем Жуаном IV (который хранил портрет композитора в своей музыкальной библиотеке). В 1625 году Кардозу посвятил свою первую книгу месс Жуану (тогда герцогу Барселуш). Композитор посвятил еще две публикации Жуану, включая вторую книгу месс в 1636 году (сочиненную на темы, предоставленные Жуаном) и свой последний том, "Книгу различных мотетов" (содержащую музыку для Адвента, Великого поста, Страстной недели, а также Заупокойной мессы и службы), который, хотя и был издан в 1648 году, был подготовлен к 1645 году, вскоре после восстановления Жуана на португальском престоле вместо испанских монархов, которые правили Португалией 60 лет. Кардозу, возможно, ссылается на это событие — изображая Жуана «спасителем» нации — а также на свой преклонный возраст, когда цитирует начало песни "Ныне отпущаеши" в своем посвящении. Кардозу также заручился покровительством короля Испании Филиппа IV, которому посвятил свою третью книгу месс (1636). В конце этого тома есть "Филиппинская месса", сочинение которой было предложено Кардозу капельмейстером королевской капеллы Матео Ромеро. Кардозу ездил в Мадрид в 1631 году и был щедро вознагражден королем, который пригласил его дирижировать певцами королевской капеллы.
Музыка Кардозу демонстрирует, с одной стороны, продолжающуюся жизнеспособность традиционных контрапунктических техник (значительно в этом отношении то, что пять пародийных месс в его "Первой книге" все основаны на мотетах Палестрины), с виртуозными канонами, например, в мессе "Предадут же вас" и мессе "Душа моя сильно возмущена", в то время как его сочинение не менее семи месс на одну тему — "От начала" — показывает другой тип виртуозности (одна из них ныне утеряна). С другой стороны, широкое использование хроматических изменений и уменьшенных и увеличенных вертикальных интервалов создает очень красочный выразительный язык. Подобным образом, хотя ритмическая техника Кардозу остается по большей части в рамках старинного стиля, он иногда вводил пассажи декламации четвертями и даже восьмыми, черты, наиболее ясно видные в обработке плача "Алеф. Я муж, видящий" и трех обработках уроков из Заупокойной службы, "Пощади меня, Господи", "Ответь мне" и "Дух мой", которые находятся ближе к концу сборника 1648 года.
Духовная музыка
Утерянные произведения
Ноты сочинений Мануэла Кардозу на сайте библиотеки IMSLP