Кардозу, Мануэль
1566 - 1650

Назад

Мануэль Кардозу (Manuel Cardoso) - Португальский композитор

Родился в 1566 году, Фронтейра, Порталегри - умер 24 ноября 1650 года, Лиссабон. 

С 1574 или 1575 года он изучал музыку и грамматику в хоровой школе кафедрального собора Эворы и, по-видимому, был учеником Мануэля Мендеса. 1 июля 1588 года он поступил в монастырь кармелиток (Convento do Carmo) в Лиссабоне и исповедовался там 5 июля 1589 года. Он стал местре да капела и помощником приора в Карму и был в равной степени знаменит как своими музыкальными способностями, так и религиозными добродетелями, за что был удостоен чести короля Жуана IV (который хранил портрет композитора в своей музыкальной библиотеке). В 1625 году Кардозу посвятил свою первую книгу месс Жуану (тогдашнему герцогу Барселушскому). Композитор посвятил Жуану еще две публикации, в том числе вторую книгу месс 1636 года (написанную на темы, предложенные Жуаном) и свой последний том "Житие различных песнопений" (содержащий музыку для Адвента, великого поста, Страстной недели, а также мессы и отпевания усопших), который, хотя и содержит выпущенный в 1648 году, он был подготовлен к 1645 году, вскоре после восстановления Жуана на португальском престоле вместо испанских монархов, правивших Португалией в течение 60 лет. Кардозу, возможно, имеет в виду это событие, изображая Жуана "спасителем" нации, а также свой преклонный возраст, когда он цитирует начало Nunc dimittis в своем посвящении. Кардосо также заручился покровительством короля Испании Филиппа IV, которому он посвятил свою третью книгу месс (1636). В конце этого тома помещена Филиппинская проповедь, композиция которой была предложена Кардозу маэстро королевской капеллы Матео Ромеро. Кардозу приехал в Мадрид в 1631 году и был щедро вознагражден королем, который пригласил его дирижировать певчими королевской капеллы. Музыка Кардозо демонстрирует, с одной стороны, сохраняющуюся жизнеспособность традиционных контрапунктических приемов (в этом отношении показательно, что все пять пародийных месс в его "Liber primus" основаны на мотетах Палестрины), с виртуозными канонами, например, в мессах "Tradent enim vos" и "Anima". меа турбата есть сила", в то время как его сочинение, состоящее не менее чем из семи месс на одну тему – "Ab initio" – демонстрирует другой тип виртуозности (одна из них ныне утрачена). С другой стороны, широкое использование хроматических переходов и уменьшенных или увеличенных вертикальных интервалов создает очень красочный выразительный язык. Точно так же, хотя ритмическая техника Кардозу по большей части остается в рамках античного стиля, он иногда вводит декламационные пассажи с отрывками и даже дрожью - черты, наиболее отчетливо проявляющиеся в сетовании "Алеф". "Эго вир виденс" и три серии уроков из "Канцелярии мертвых": "Раздел о господе", "Ответ о господе" и "Духовный мир", которые находятся в конце коллекции 1648 года.

Ноты сочинений Мануэля Кардозу на сайте библиотеки IMSLP