Карапелла, Томмазо
1664 - 1736
Назад
Carapella, Tommaso
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томмазо Карапелла был итальянским композитором. Он был найденышем и воспитывался в оливетанском монастыре в Неаполе; неизвестно, у кого он получил музыкальное образование. Сообщается, что он служил органистом в церкви Сантиссима-Аннунциата в Неаполе с 1679 по 1681 год, а позже был капельмейстером в церквях Сантиссима-Тринита-деи-Пелегрини и Сант-Анна-деи-Ломбарди. Карапелла не писал опер, но получил признание благодаря произведениям малой формы, как светским, так и духовным. Его "Песни для двух голосов", посвященные императору Карлу VI и опубликованные в Неаполе в 1728 году, демонстрируют его мелодическую грацию и контрапунктическое мастерство. Многие произведения Карапеллы были созданы по случаю для местных религиозных учреждений или знатных неаполитанских семей, таких как Пиньятелли и Карафа. Его хоры для трагедии герцога Аннибале Маркезе "Домициан" были опубликованы во втором томе "Христианских трагедий" Маркезе (Неаполь, 1729), где в кратком примечании Карапелла упомянут среди таких известных неаполитанских мастеров, как Дуранте, Лео и Манчини. То, что он был хорошо принятым и уважаемым композитором, можно также заключить из его сопроводительного письма к пятому тому "Поэтико-гармонического вдохновения" Бенедетто Марчелло (Венеция, 1725) и из того факта, что Дж.Б. Мартини включил его в "Историю музыки" (1770), хваля его мадригальный стиль. Сообщается, что Карапелла вернулся в монастырь Монтеоливето в 1729 году и провел там свои последние годы.
Томмазо Карапелла является представителем неаполитанской школы позднего барокко. Его творчество характеризуется мелодической изысканностью, мастерским владением контрапунктом и следованием традициям неаполитанской вокальной музыки. В отличие от многих современников, он не обращался к оперному жанру, сосредоточившись на камерных вокальных формах — кантатах, серенадах, духовных концертах, — что демонстрирует его интерес к интимному, камерному высказыванию. Его музыка высоко ценилась современниками, о чем свидетельствует его упоминание рядом с ведущими композиторами Неаполя.
Сценические произведения
Духовная музыка
Светская вокальная музыка
Ноты сочинений Томмазо Карапелла на сайте библиотеки IMSLP