Карапелла, Томмазо
1664 - 1736

Назад

Carapella, Tommaso

  • Дата рождения: около 1664 года
  • Место рождения: Черрето-Саннита, Италия
  • Дата смерти: 20 сентября 1736 года
  • Место смерти: Неаполь, Италия

Биография

Томмазо Карапелла был итальянским композитором. Он был найденышем и воспитывался в оливетанском монастыре в Неаполе; неизвестно, у кого он получил музыкальное образование. Сообщается, что он служил органистом в церкви Сантиссима-Аннунциата в Неаполе с 1679 по 1681 год, а позже был капельмейстером в церквях Сантиссима-Тринита-деи-Пелегрини и Сант-Анна-деи-Ломбарди. Карапелла не писал опер, но получил признание благодаря произведениям малой формы, как светским, так и духовным. Его "Песни для двух голосов", посвященные императору Карлу VI и опубликованные в Неаполе в 1728 году, демонстрируют его мелодическую грацию и контрапунктическое мастерство. Многие произведения Карапеллы были созданы по случаю для местных религиозных учреждений или знатных неаполитанских семей, таких как Пиньятелли и Карафа. Его хоры для трагедии герцога Аннибале Маркезе "Домициан" были опубликованы во втором томе "Христианских трагедий" Маркезе (Неаполь, 1729), где в кратком примечании Карапелла упомянут среди таких известных неаполитанских мастеров, как Дуранте, Лео и Манчини. То, что он был хорошо принятым и уважаемым композитором, можно также заключить из его сопроводительного письма к пятому тому "Поэтико-гармонического вдохновения" Бенедетто Марчелло (Венеция, 1725) и из того факта, что Дж.Б. Мартини включил его в "Историю музыки" (1770), хваля его мадригальный стиль. Сообщается, что Карапелла вернулся в монастырь Монтеоливето в 1729 году и провел там свои последние годы.

Творчество

Томмазо Карапелла является представителем неаполитанской школы позднего барокко. Его творчество характеризуется мелодической изысканностью, мастерским владением контрапунктом и следованием традициям неаполитанской вокальной музыки. В отличие от многих современников, он не обращался к оперному жанру, сосредоточившись на камерных вокальных формах — кантатах, серенадах, духовных концертах, — что демонстрирует его интерес к интимному, камерному высказыванию. Его музыка высоко ценилась современниками, о чем свидетельствует его упоминание рядом с ведущими композиторами Неаполя.

Произведения

Сценические произведения

  • "Триумф целомудрия по деяниям славного Святого Николая, епископа Мирликийского" ("Il trionfo della castità per opera del glorioso S Nicolò Vescovo di Mira"), оратория, Неаполь, 1705, музыка утеряна
  • "Пелей и Фетида" ("Peleo e Teti"), серенада, Неаполь, 1714, музыка утеряна
  • "Австрийский гений" ("Il genio austriaco"), серенада, Неаполь, 1716

Духовная музыка

  • "Помилуй" ("Miserere"), для 4 голосов
  • "Исповедуюсь Богу" ("Confiteor Deo"), для 1 голоса, бассо континуо
  • "Грех" ("Il pecato"), духовная кантата для сопрано, альта и бассо континуо

Светская вокальная музыка

  • "Песни" ("Canzoni"), для 2 голосов, бассо континуо (Неаполь, 1728)
  • Хоры для трагедии "Домициан" ("Domiziano") в сборнике "Христианские трагедии" (Неаполь, 1729)
  • Светские кантаты для сопрано и бассо континуо: "Счастливая птичка" ("Fortunato uccellino"), "Когда тенистая ночь" ("Quando l’ombrosa notte"), "Это был ясный источник" ("Quest’era il chiaro fonte")
  • Тридцать две серьезные арии для школы хорошего пения ("32 Arie gravi per la scuola di ben cantare"), для сопрано и бассо континуо
  • Прочие арии и музыка по случаю

Ноты сочинений Томмазо Карапелла на сайте библиотеки IMSLP