Капуана, Марио
1628 - 1647
Назад
Capuana, Mario
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Марио Капуана был итальянским композитором и доктором права. Его присутствие в Ното документировано с 1628 года, и по крайней мере с 1635 года до своей смерти он был капельмейстером при сенате и соборе Ното. Он находился в близких отношениях с видной семьей Деодато, дворянами Ното. Он сочинил свою восьмиголосную мессу «для исполнения на сороковой день после смерти Пьетро Деодато», который умер в 1643 году. Сочинения 3–5 были опубликованы посмертно по распоряжению Бартоломео Деодато, сына и наследника Пьетро, которому посвящено переиздание сочинения 1.
Капуана, по-видимому, сочинял всю свою музыку как часть своих обязанностей капельмейстера, и несколько произведений служили литургиями для конкретных местных святых. Все его произведения содержат элементы цветистого барочного концерта: стилизованные производные от "Нравственной и духовной сокровищницы" Монтеверди и концертированные мадригалы. В Сицилии их непосредственными предшественниками являются концертные мадригалы, мессы и «вариационные мотеты» сочинений 9–10 Джузеппе Палаццотто э Тальявия (1632) и мессы и мотеты сочинения 4 Пьетро Веласко (1636). Чувства текстов имеют тенденцию трактоваться драматически, почти театрально, и есть несколько диалогов между сольными голосами, представляющими определенные личности. Чередование солиста и тутти, эффекты эха, контрасты темпа и динамики, мелодические скачки, украшения, модуляции, хроматические изменения, выразительные или орнаментальные диссонансы и их сопоставление: все используется поразительным образом. В некоторых пьесах есть партии для двух скрипок. Каждая пьеса состоит из двух или более разделов, которые, как правило, попеременно в двудольном и трехдольном размере. Мотеты являются обработками библейских латинских текстов, в частности из Песни Песней. Пьесы в "Священных гармониях" являются обработками итальянских стихотворений и фактически представляют собой концертные мадригалы, где мирская любовь их тематики становится религиозной благодаря простой замене священных имен — Мария и Иисус — на пасторальных персонажей, таких как Филида и Хлорида. Таким образом, финальная кульминация становится музыкальным представлением "одухотворенного" эротического экстаза.
Духовная музыка
Ноты сочинений Марио Капуана на сайте библиотеки IMSLP