Капуана, Марио
ок.1628 - 1647

Назад

Марио Капуана (Mario Capuana) - Итальянский композитор

Родился в 1628 году, Ното, Сицилия - умер до 5 мая 1647 года, Ното. 

Он был не только музыкантом, но и доктором права. Его присутствие в Ното задокументировано еще в 1628 году, и, по крайней мере, с 1635 года до своей смерти он был маэстро капеллы сената и кафедрального собора Ното (так его называют во всех его публикациях, за исключением публикации 1645 года). Он был в близких отношениях с известной семьей Деодато, дворянами из Ното. Он сочинил мессу из восьми частей “для исполнения на 40-й день после смерти Пьетро Деодато”, который скончался в 1643 году. Соч.3-5 были опубликованы посмертно по приказу Бартоломео Деодато, сына и наследника Пьетро, которому и посвящается переиздание соч.1.

Капуана, по-видимому, сочинил всю свою музыку в рамках своих обязанностей маэстро капеллы, а несколько произведений послужили литургиями в честь конкретных местных святых. Во всех его произведениях есть элементы цветистого барочного концерта: стилизованные заимствования из "Selva morale e spirituale" Монтеверди и согласованные мадригалы. На Сицилии их непосредственными предшественниками являются мадригалы concertato, мессы и "вариации моттетти" Джузеппе Палаццотто и Тальявии, соч.9-10 (1632), а также мессы и мотеты Пьетро Веласко, соч.4 (1636). Чувства, заложенные в текстах, как правило, трактуются драматично, почти театрально, и есть несколько диалогов между сольными голосами, представляющими определенных личностей. Чередование соло и тутти, эффекты эха, контрасты темпа (например, ларго–престо или адажио–аллегро) и динамики (пиано–форте), мелодические скачки, украшения, модуляции, хроматические перегибы, выразительные или орнаментальные диссонансы (например, предваряющие тонику в идеальных каденциях) и их сопоставление: все они используются поразительным образом. В некоторых пьесах есть партии для двух скрипок. Каждое произведение состоит из двух или более частей, которые, как правило, исполняются попеременно в двойном и тройном времени. Мотеты представляют собой переложения библейских латинских текстов, в частности из Песни Песней. Пьесы "Сакре Армони" написаны на итальянские стихи и по сути являются мадригалами "концертато", где мирская любовь к их сюжету становится религиозной благодаря простой замене священных имен – Марии и Иисуса – на пасторальных персонажей, таких как Филлис и Хлорис. Таким образом, финальная кульминация становится музыкальным воплощением "одухотворенного’ эротического оргазма.

Ноты сочинений Марио Капуана на сайте библиотеки IMSLP