Капуана, Марио
1628 - 1647

Назад

Capuana, Mario

  • Дата рождения: неизвестно
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: до 5 мая 1647 года
  • Место смерти: Ното, Сицилия, Италия
  • Работал в Ното, Сицилия, 1628–1647

Биография

Марио Капуана был итальянским композитором и доктором права. Его присутствие в Ното документировано с 1628 года, и по крайней мере с 1635 года до своей смерти он был капельмейстером при сенате и соборе Ното. Он находился в близких отношениях с видной семьей Деодато, дворянами Ното. Он сочинил свою восьмиголосную мессу «для исполнения на сороковой день после смерти Пьетро Деодато», который умер в 1643 году. Сочинения 3–5 были опубликованы посмертно по распоряжению Бартоломео Деодато, сына и наследника Пьетро, которому посвящено переиздание сочинения 1.

Творчество

Капуана, по-видимому, сочинял всю свою музыку как часть своих обязанностей капельмейстера, и несколько произведений служили литургиями для конкретных местных святых. Все его произведения содержат элементы цветистого барочного концерта: стилизованные производные от "Нравственной и духовной сокровищницы" Монтеверди и концертированные мадригалы. В Сицилии их непосредственными предшественниками являются концертные мадригалы, мессы и «вариационные мотеты» сочинений 9–10 Джузеппе Палаццотто э Тальявия (1632) и мессы и мотеты сочинения 4 Пьетро Веласко (1636). Чувства текстов имеют тенденцию трактоваться драматически, почти театрально, и есть несколько диалогов между сольными голосами, представляющими определенные личности. Чередование солиста и тутти, эффекты эха, контрасты темпа и динамики, мелодические скачки, украшения, модуляции, хроматические изменения, выразительные или орнаментальные диссонансы и их сопоставление: все используется поразительным образом. В некоторых пьесах есть партии для двух скрипок. Каждая пьеса состоит из двух или более разделов, которые, как правило, попеременно в двудольном и трехдольном размере. Мотеты являются обработками библейских латинских текстов, в частности из Песни Песней. Пьесы в "Священных гармониях" являются обработками итальянских стихотворений и фактически представляют собой концертные мадригалы, где мирская любовь их тематики становится религиозной благодаря простой замене священных имен — Мария и Иисус — на пасторальных персонажей, таких как Филида и Хлорида. Таким образом, финальная кульминация становится музыкальным представлением "одухотворенного" эротического экстаза.

Произведения

Духовная музыка

  • "Месса, для двух чередующихся хоров, с аккомпанементом органа, для служения на сороковой день после кончины... Пьетро Деодато" ("Missa, duobus alternantibus choris ad organum modulanda pro agenda die quadragesima obitus … Petri Deodato"), для 8 голосов, бассо континуо (1645)
  • "Священные гармонии" ("Sacre armonie"), для 3 голосов, бассо континуо (клавесин), соч. 1 (1647)
  • "Мотеты... напечатанные после смерти автора по просьбе дона Бартоломео Деодато" ("Motetti … stampati doppo la morte dell'autore ad istanza di D. Bartolomeo Deodato"), для 2–5 голосов, бассо континуо, соч. 3 (1649)
  • "Заупокойная месса и полная... напечатанные после смерти автора по просьбе дона Бартоломео Деодато" ("Messa di defonti e compieta … stampate doppo la morte dell'autore, ad istanza di D. Bartolomeo Deodato"), для 4 голосов, бассо континуо, соч. 4 (1650)
  • "Месса и мотеты... напечатанные после смерти автора по просьбе дона Бартоломео Деодато" ("Messa e motetti … stampate doppo la morte dell'autore, ad istanza di D. Bartolomeo Deodato"), для 4–5 голосов, бассо континуо, соч. 5 (1650)

Ноты сочинений Марио Капуана на сайте библиотеки IMSLP