Капроли, Карло
1620 - 1675

Назад

Карло Капроли (Carlo Caproli) - Итальянский композитор, скрипач и органист

Родился около 1620 года, Рим - умер после 1675 года, Рим. 

Он был ведущим итальянским автором кантат середины 17 века.

Отец Капроли был родом из Поли, поместья семьи Конти, расположенного к востоку от Рима, недалеко от Тиволи. Он поселился в Риме недалеко от площади Пьяцца Навона и упоминается в реестре прихода Святого Евстахия за 1625 год как "эрбароло", продавец зеленых овощей.

Карло Капроли, вероятно, и есть тот самый "Карло дель Виолино", который был приглашен для участия в спектаклях "Санта Теодора", организованных семьей Барберини в 1636 году. С 1638 года он считался маэстро капеллы и до 1643 года регулярно организовывал музыкальное сопровождение праздника святого покровителя церкви Святого Джироламо дельи Скьявони. В сентябре 1643 года он был назначен вторым органистом коллегии Германико в Риме. 15 ноября 1644 года он также стал камердинером кардинала Камилло Памфили, племянника папы Иннокентия X, оставив этот пост в апреле 1647 года. Его первое выступление в Сан-Луиджи-деи-Франчези в качестве скрипача, специально нанятого для этого случая, состоялось 25 августа 1652 года. В ноябре 1653 года он уехал из Рима в Париж вместе со своей женой, которая состояла в родстве с семьей римского издателя Маскарди.

Опера Капроли "Свадьба Пелео и Тети", написанная на либретто Бути, была поставлена в Пти Бурбон в Париже в апреле и мае 1654 года на девяти сценах, последние две из которых были представлены широкой публике по приглашению короля. Опера, музыка к которой утрачена, была хорошо принята зрителями. Титул мэтра музыки королевского кабинета, который он получил от Людовика XIV со всеми сопутствующими привилегиями, позволяет предположить, что Капроли, возможно, сам руководил постановками. Юный Людовик XIV сам участвовал в балетах, которые следовали за каждой сценой оперы.

В 1655 году Капроли вернулся в Рим, где вновь выступил музыкальным руководителем фестиваля Святого Джироламо. Считающийся одним из лучших скрипачей города, он был приглашен многими маэстро капеллы для участия в особых музыкальных мероприятиях, включая выступления в соборах Луиджи деи Франчези и Мария Маджоре, а кардинал Киджи пригласил его сыграть на вечерне 8 сентября в соборе Мария дель Пополо. В 1665 году он был назначен опекуном музыкантов Римской музыкальной конгрегации (позже Академии Святой Чечилии). Он одолжил свой орган для исполнения музыки, исполненной 22 ноября того же года на празднике Святой Цецилии. В 1667 году он положил кантату Джованни Лотти на музыку Антонио Барберини (музыка утрачена) и снова принял участие в вечерне 8 сентября в церкви Санта Мария дель Пополо.

Кантаты Капроли, его самая важная музыка, включают в себя ariette corte – произведения для соло или ансамбля с четко очерченными замкнутыми формами, а также arie di più parti и laments, которые представляют собой уникальные сочетания речитатива, арии и ариозо и могут включать в себя одну или несколько ариетт корте. Изделия arie di più parti длиннее и свободнее по форме, и на их долю приходится большая часть произведений Капроли. Эта тенденция к сквозным композиционным формам, а не к строфическим повторам и вариациям, подчеркивается в тех кантатах, написанных на симметрично сформированные тексты, в которых различные строфы положены на разную музыку. Сольные кантаты особенно впечатляют своей лиричностью. Дуэты, которые по большей части состоят из ариетты Корте, как правило, состоят из аккордов, голоса часто движутся параллельно на 3-й или 6-й ноте. Несколько кантат чрезвычайно хороши по оформлению.

Основные композиционные приемы те же, что и в кантатах современников Капроли: изменение размера, часто совпадающее с изменением длины строки текста; использование речитатива в ариэттах для переходных пассажей; единство тональности, когда вступительный пассаж устанавливает тональный центр, который подтверждается в конце. завершение заключительной части; сопоставление мажора и минора с сохранением одной и той же основы аккорда; выразительное повторение каденции в конце части; свободное обращение с повторяющейся строкой текста в конце раздела (многие кантаты начинаются с текстовой структуры AbbaA, пятый стих совпадает с первым); красноречивое использование фригийской интонации. Хроматические изменения используются чаще, чем в кантатах Луиджи Росси, хотя творчество Капроли, безусловно, находилось под влиянием Росси.

Многие из кантат в источниках приписываются "Карло дель Виолино" и были ошибочно приписаны Карло Маннелли. Однако существует множество свидетельств того, что они принадлежат Капроли, и не в последнюю очередь тот факт, что некоторые из них явно приписываются ему под этим именем; более того, вокальная музыка Маннелли неизвестна, в то время как Капроли был широко признан своими современниками (например, Берарди) как один из лучших исполнителей.

Известно, что брат Капроли, Якопо, написал две кантаты, обе датированы 1646 годом; одна из них - кантата "Мораль", вторая, посвященная Рождеству, также написана им самим.

Ноты сочинений Карло Капроли на сайте библиотеки IMSLP