Каприкорнус, Самуэль Фридрих
1628 - 1665

Назад

Самуэль Фридрих Каприкорнус (Samuel Friedrich Capricornus) - Немецкий композитор и педагог богемского происхождения

Родился 21 декабря 1628 года, Шертице - умер 10 ноября 1665 года, Штутгарт. 

Когда Каприкорнус был еще совсем маленьким, его семья бежала в Венгрию, спасаясь от религиозных преследований. Он был прилежным студентом и изучал теологию, языки и философию в разных местах, включая Силезию, в период с 1643 по 1646 год. Выбор музыкальной профессии привел его в 1649 году к императорскому двору в Вене, где он познакомился с музыкой Джованни Валентини и Антонио Бертали. Некоторое время он преподавал в Ройтлингене и в течение двух лет был частным репетитором детей врача в Прессбурге (ныне Братислава). В 1651 году он стал музыкальным руководителем тамошних церквей и учителем гимназии, но через год попросил освободить его от преподавания. 6 мая 1657 года он стал капельмейстером вюртембергского двора в Штутгарте. Его пребывание в Штутгарте ознаменовалось ожесточенными спорами с Филиппом Фридрихом Беддекером, органистом коллегиальной церкви. Боддекер, который рассчитывал на должность капельмейстера, раскритиковал сочинения Каприкорнуса и настроил против него придворных музыкантов. Каприкорнус в целях самозащиты написал герцогу петицию, в которой подробно описывается его композиторский процесс. Годы, проведенные Каприкорнусом в Штутгарте, были омрачены болезнью и несчастьями в браке. Иоганн Фишер учился там у него с 1661 года до своей смерти. Каприкорнус был важной фигурой в развитии немецкой духовной музыки в период между Шютцем и И.С. Бахом. Он был амбициозен – он искал одобрения Шютца и Кариссими и добился его – и плодовит, будучи одним из немногих немецких композиторов своего времени, чьи произведения широко распространялись как в рукописях, так и в печатных изданиях. В дошедших до нас описях перечислено более 400 произведений, хотя многие из них утрачены, особенно из его светской музыки, которая включала камерную музыку, балеты и оперы. Его духовная музыка, которая все еще использовалась в литургии в начале XVIII века, включает в себя большие концертные произведения (Opus musicum) и множество небольших концертов, как с инструментами (Geistliche Harmonien, Theatrum musicum), так и только с непрерывным сопровождением (Geistliche Concerten). Он отдавал большое предпочтение латинским религиозным текстам, которые он излагал в очень выразительной итальянской манере. Атрибуция оратории Кариссими "Правосудие Соломона" Каприкорнусу в посмертном издании Continuatio theatri musici вызвала вопросы об атрибуции всех посмертных гравюр. Его музыка заслуживает дальнейшего редактирования, исполнения и изучения.

Ноты сочинений Самуэля Фридриха Каприкорнуса на сайте библиотеки IMSLP