Каприкорнус, Самуэль Фридрих
1628 - 1665
Назад
Capricornus, Samuel Friedrich
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Самуэль Фридрих Каприкорнус был немецким композитором и педагогом чешского происхождения. Пока Каприкорнус был еще очень молод, его семья бежала в Венгрию, чтобы избежать религиозных преследований. Он был усердным учеником и изучал теологию, языки и философию в различных местах, включая Силезию между 1643 и 1646 годами. Его выбор музыкальной профессии привел его ко двору императора в Вене в 1649 году, где он познакомился с музыкой Джованни Валентини и Антонио Бертали. Некоторое время он преподавал в Ройтлингене, а в течение двух лет был частным учителем детей врача в Пресбурге (ныне Братислава). В 1651 году он стал директором музыки в тамошних церквях и учителем в гимназии, но через год попросил освободить его от преподавания. Он стал капельмейстером при вюртембергском дворе в Штутгарте 6 мая 1657 года. Его пребывание в Штутгарте было омрачено ожесточенным противостоянием с Филиппом Фридрихом Беддекером, органистом коллегиатской церкви. Беддекер, который рассчитывал на должность капельмейстера, критиковал сочинения Каприкорнуса и настраивал придворных музыкантов против него. Каприкорнус написал прошение герцогу в свою защиту, которое дает подробное представление о его композиторском процессе. Годы Каприкорнуса в Штутгарте были омрачены болезнью и несчастьем в браке. Иоганн Фишер учился у него там с 1661 года до его смерти.
Каприкорнус был важной фигурой в развитии немецкой духовной музыки между Шютцем и И.С. Бахом. Он был амбициозен – он искал и завоевал одобрение Шютца и Кариссими – и плодовит, являясь одним из немногих немецких композиторов своего времени, чьи произведения широко распространялись как в рукописях, так и в печати. Сохранившиеся описи перечисляют более 400 произведений, хотя многие из них утеряны, особенно из его светской музыки, которая включала камерную музыку, балеты и оперы. Его духовная музыка, которая все еще использовалась в литургии в начале восемнадцатого века, включает крупные концертные произведения и множество малых концертов, как с инструментами, так и только с сопровождением бассо континуо. Он проявлял сильное предпочтение к латинским духовным текстам, которые он воплощал в очень выразительной, итальянизированной манере. Атрибуция оратории Кариссими "Суд Соломона" Каприкорнусу в посмертном издании вызвала вопросы об атрибуциях во всех посмертных изданиях. Его музыка заслуживает дальнейшего редактирования, исполнения и изучения.
Духовная музыка
Сценические произведения
Светская музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Самуэля Фридриха Каприкорнуса на сайте библиотеки IMSLP