Каприкорнус, Самуэль Фридрих
1628 - 1665

Назад

Capricornus, Samuel Friedrich

  • Дата рождения: 21 декабря 1628 года
  • Место рождения: Щертиц (ныне Зерчиче, около Млада-Болеслав), Чехия
  • Дата смерти: 10 ноября 1665 года
  • Место смерти: Штутгарт, Германия

Биография

Самуэль Фридрих Каприкорнус был немецким композитором и педагогом чешского происхождения. Пока Каприкорнус был еще очень молод, его семья бежала в Венгрию, чтобы избежать религиозных преследований. Он был усердным учеником и изучал теологию, языки и философию в различных местах, включая Силезию между 1643 и 1646 годами. Его выбор музыкальной профессии привел его ко двору императора в Вене в 1649 году, где он познакомился с музыкой Джованни Валентини и Антонио Бертали. Некоторое время он преподавал в Ройтлингене, а в течение двух лет был частным учителем детей врача в Пресбурге (ныне Братислава). В 1651 году он стал директором музыки в тамошних церквях и учителем в гимназии, но через год попросил освободить его от преподавания. Он стал капельмейстером при вюртембергском дворе в Штутгарте 6 мая 1657 года. Его пребывание в Штутгарте было омрачено ожесточенным противостоянием с Филиппом Фридрихом Беддекером, органистом коллегиатской церкви. Беддекер, который рассчитывал на должность капельмейстера, критиковал сочинения Каприкорнуса и настраивал придворных музыкантов против него. Каприкорнус написал прошение герцогу в свою защиту, которое дает подробное представление о его композиторском процессе. Годы Каприкорнуса в Штутгарте были омрачены болезнью и несчастьем в браке. Иоганн Фишер учился у него там с 1661 года до его смерти.

Творчество

Каприкорнус был важной фигурой в развитии немецкой духовной музыки между Шютцем и И.С. Бахом. Он был амбициозен – он искал и завоевал одобрение Шютца и Кариссими – и плодовит, являясь одним из немногих немецких композиторов своего времени, чьи произведения широко распространялись как в рукописях, так и в печати. Сохранившиеся описи перечисляют более 400 произведений, хотя многие из них утеряны, особенно из его светской музыки, которая включала камерную музыку, балеты и оперы. Его духовная музыка, которая все еще использовалась в литургии в начале восемнадцатого века, включает крупные концертные произведения и множество малых концертов, как с инструментами, так и только с сопровождением бассо континуо. Он проявлял сильное предпочтение к латинским духовным текстам, которые он воплощал в очень выразительной, итальянизированной манере. Атрибуция оратории Кариссими "Суд Соломона" Каприкорнусу в посмертном издании вызвала вопросы об атрибуциях во всех посмертных изданиях. Его музыка заслуживает дальнейшего редактирования, исполнения и изучения.

Произведения

Духовная музыка

  • "Музыкальное сочинение" ("Opus musicum"), для 1–8 голосов, инструменты (1655)
  • "Духовные концерты" ("Geistliche Concerten"), для 2, 3 голосов, бассо континуо (1658)
  • "Духовные гармонии" ("Geistliche Harmonien"), для 2, 3 голосов, 2 скрипки, бассо континуо, части I–III (1659–1664)
  • "Ликование Бернарда" ("Jubilus Bernardi"), для 5 солистов, хор 5 голосов, 4 альта, бассо континуо (1660)
  • "2 песни о страданиях и смерти Иисуса" ("2 Lieder von dem Leyden und Tode Jesu"), для 2 голосов, 4 скрипки (по желанию), бассо континуо (1660)
  • "Духовные концерты, вторая часть" ("Geistliche Concerten ander Theil"), для 3 голосов, бассо континуо (1665)
  • "Музыкальный выбор, или Первое сочинение превосходных мотетов" ("Scelta musicale, o La prima opera d’eccellenti motetti"), для 1 голоса, 2 инструмента, бассо континуо (орган) (1669)
  • "Музыкальный театр" ("Theatrum musicum"), для 3 голосов, 4 инструмента (по желанию), бассо континуо (1669)
  • "Продолжение Музыкального театра" ("Continuatio Theatri musici"), для 5 голосов, 3 скрипки, тромбон, бассо континуо (орган) (1669)
  • "Золотое сочинение месс" ("Opus aureum missarum"), для 8 голосов, 2 скрипки, бассо континуо (орган) (1670)
  • "Свят Господь Бог Саваоф" ("Sanctus Dominus Deus Sabbaoth"), канон на 6 голосов (1659)
  • "Мой Бог и Господь" ("Mein Gott und Herr"), для двух сопрано, баса, 2 скрипки, бассо континуо
  • Более 100 произведений в рукописях

Сценические произведения

  • "Балет природы, или Княжеская весенняя услада" ("Ballett der Natur, oder Fürstliche Frühlingslust") (1660) (только либретто)
  • "Похищение Прозерпины, представленное в поющейся пьесе" ("Raptus Proserpinae, in einem singenden Schaw-Spiel vorgestellt") (1662) (только либретто)
  • Комедия (1665), утеряна

Светская музыка

  • "Немецкие мадригалы" ("Deutsche Madrigale"), для 2, 3 голосов (1659), утеряны
  • "Новонастроенная и приятная застольная музыка" ("Neu-angestimmte und erfreuliche Tafelmusic"), для 2–5 голосов, бассо континуо (1670)
  • "Музыкальные цветы" ("Flores musici"), для 1 голоса, 2 инструмента (1669), утеряны

Инструментальная музыка

  • "Сонаты и канцоны" ("Sonaten und Canzonen"), для 3 инструментов (1660)
  • "Шутливая музыка" ("Jocoserium musicalium"), для 3 инструментов (1663), утеряна
  • "Продолжение новой благонастроенной застольной увеселительной музыки" ("Continuation der neuen wohl angestimmten Taffel-Lustmusic") (6 сонат), для 3, 4 инструментов, бассо континуо (1671)
  • Соната для 3 скрипок, 2 альтов, 2 виол, бассо континуо
  • 6 прелюдий для органа, ошибочно приписаны Каприкорнусу

Ноты сочинений Самуэля Фридриха Каприкорнуса на сайте библиотеки IMSLP