Капелло, Джованни Франческо
? - 1919 (?)

Назад

Джованни Франческо Капелло (Giovanni Francesco Capello) - Итальянский композитор и органист

Родился в Венеции - умер около 1919 года. 

Из скудной информации, приведенной на титульных листах его работ, мы знаем, что он родился в Венеции и принадлежал к конгрегации иеронимитов во Фьезоле, монашеской общине при монастыре Святого Джироламо в Венеции. С 1613 по крайней мере до 1617 года он был органистом церкви Мадонны делле Грацие в Брешии, но к 1619 году, вероятно, покинул этот пост, поскольку в его соч.14 об этом нет упоминания. В посвящении этого сборника, подписанном в Венеции, содержится конкретная ссылка на ‘долгую, тяжелую болезнь’ композитора. Помимо соч.12, его произведения состоят из духовной музыки. Он придерживался современного подхода к духовной музыке, и его произведения являются одними из самых прогрессивных в Италии того времени: в них много сольных мотетов и пьес-диалогов, а музыка более масштабного звучания, далекая от традиционного исполнения для двух хоров, часто включает инструментальные партии в стиле облигато. Сольные песнопения полагаются не столько на привлекательную мелодию, сколько на образное словосочетание и передачу настроения; часто используются идиоматические орнаменты seconda pratica. Техническая ловкость также требуется от исполнителя на континуо, который в басовом соло "Miserere mei, Deus" (1610) повторяет ноты в полуколебимом количестве. Формы рефренов и даже элементы вариаций присутствуют в трех- и четырехчастных пьесах. Идея контраста соло и тутти творчески воплощена в "Плаче" 1612 года для пятиголосного хора, четырех струнных инструментов и ансамбля читаррони – роскошном исполнении для этого редко исполняемого текста, особенно в заключительном "Miserere". Соло изобилуют орнаментом и выразительной цветностью и могут сопровождаться инструментами для придания более насыщенной звучности; тутти - это массивные хордовые в манере Габриэли. "Мотетти и диалоги" 1615 года - это особенно ценная коллекция из-за использования в ней инструментов для концертного обыгрывания с голосами (только два из 16 мотетов являются чисто вокальными), а также из-за богатства используемых инструментальных средств и форм. Эти характеристики делают коллекцию сравнимой только с "Веспро делла Беата Верджине" Монтеверди и "Золотой короной" Леоне Леони, также датируемой 1615 годом. Капелло использует все основные типы мотетов 17-го века, включая мотет для тромбонов и мотет "Симфония для скрипки", а также сочетание венецианского полихорального стиля и монодии. По большей части инструментовка не указывается, но есть некоторые исключения: для исполнения мотета Attendite требуется пара скрипок и альт, а в мотете Omnes gentes интерлюдию исполняют два читаррони. В мотете Salvum me fac Капелло исследует новые способы объединения трех голосов с четырьмя инструментами. В конце сборника есть дополнительная обетная месса (без Символа веры) для трех голосов, инструментального ансамбля и chitarroni, одной из первых применившей к голосам инструменты obbligato. Эта месса также уникальна тем, что в нее включен материал из ранее существовавшей инструментальной (а не вокальной) музыки (две канцоны Мортаро). Однако это не пародийная месса, а использование миланского принципа канцоны-мотета. Образные качества, присущие церковной музыке Капелло, также присутствуют в его светских монодиях, соч.12, и делают их одними из самых интересных в то время; особенно это касается мадригалов, которые включают захватывающие хроматические пассажи, а также вставки тройного такта в преобладающее общее время – прогрессивная функция.

Ноты сочинений Джованни Франческо Капелло на сайте библиотеки IMSLP