Капелло, Джованни Франческо
.... - 1919
Назад
Capello, Giovanni Francesco
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Франческо Капелло был итальянским композитором и органистом. Из скудной информации, приведенной на титульных страницах его произведений, мы знаем, что он родился в Венеции и принадлежал к Иеронимской конгрегации во Фьезоле, монашеской конгрегации при обители Сан-Джироламо там. С 1613 года до по крайней мере 1617 года он был органистом церкви Мадонна-делле-Грацие в Брешии, но к 1619 году он, вероятно, оставил этот пост, так как в его сочинении 14 о нем не упоминается. Посвящение в этом сборнике, подписанное в Венеции, конкретно ссылается на «долгую, серьезную болезнь» композитора.
Помимо его сочинения 12, его наследие состоит из духовной музыки. Он был полностью современен в своем подходе к духовной музыке, и его произведения являются одними из самых прогрессивных в Италии того времени: существует множество сольных мотетов и диалогических пьес, а крупномасштабная музыка, в отличие от созданной для традиционного средства двойного хора, часто включает обязательные инструментальные партии. Сольные мотеты меньше полагаются на привлекательную мелодию, чем на образную передачу текста и звукопись; идиоматические украшения второй практики часто вписаны в текст. Техническая ловкость также требуется от исполнителя на бассо континуо, который в сольном басовом мотете "Помилуй меня, Боже" (1610) имеет повторяющиеся шестнадцатые ноты и пассажи. Рефренные формы, даже элементы вариаций, появляются в трех- и четырехголосных пьесах. Идея контраста солист-тутти применяется творчески в "Плачах" 1612 года для пятиголосного хора, четырех струнных инструментов и ансамбля китарроне – роскошная инструментовка для этого редко положенного на музыку текста – особенно в заключительном "Помилуй". Сольные партии изобилуют орнаментикой и выразительным хроматизмом и могут сопровождаться инструментами для придания более богатой звучности; тутти массивно аккордовы в манере Габриели.
Сборник "Мотеты и диалоги" 1615 года является особенно важным благодаря использованию концертирующих обязательных инструментов с голосами (только два из 16 мотетов являются чисто вокальными) и благодаря богатству инструментальных составов и используемых форм. Эти характеристики делают сборник сравнимым только с "Вечерней Пресвятой Богородицы" Монтеверди и "Золотой короной" Леоне Леони, также датирующимися 1615 годом. Капелло использует все основные типы мотета семнадцатого века, включая мотет с тромбонами и мотет «с симфонией скрипок», вместе со смешением венецианского полихорального стиля и монодии. В основном инструментовка не указана, но есть некоторые исключения: пара скрипок и альт требуются для мотета "Внемлите", а две китарроне играют интерлюдию в мотете "Все народы". В мотете "Спаси меня" Капелло исследует новые пути интеграции трех голосов с четырьмя инструментами. В конце сборника есть дополнительная месса по обету (без Символа веры) для трех голосов, инструментального ансамбля и китарроне, одна из первых, использующих обязательные инструменты с голосами. Эта месса также исключительна тем, что включает материал из ранее существовавшей инструментальной (а не вокальной) музыки (две канцоны Мортаро). Однако это не пародийная месса, а использующая миланский принцип канцона-мотет. Образные качества, присущие церковной музыке Капелло, также встречаются в его светских монодиях, сочинение 12, и помогают сделать их одними из самых интересных для того времени; это особенно верно для мадригалов, которые включают поразительные хроматические пассажи, а также вторжения трехдольного размера в преобладающий четырехдольный – прогрессивная черта.
Духовная музыка
Светская музыка
Утерянные произведения (упомянуты в каталогах)
Ноты сочинений Джованни Франческо Капелло на сайте библиотеки IMSLP