Капеллини, Карло
1650 - 1683
Назад
Capellini, Carlo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Карло Капеллини был итальянским композитором и органистом, работавшим в Австрии. По стилистическим соображениям Шмитц предположил, что он принадлежал к болонской школе середины семнадцатого века, но его членство в венской капелле вдовствующей императрицы Элеоноры, которая набирала многих музыкантов из своей родной Мантуи, указывает на возможное мантуанское происхождение. Служба Карло Капеллини в Вене может датироваться уже 1659 годом, когда он сочинил танцы для оперы Джузеппе Трикарико "Воинственная добродетель". Он был назначен придворным органистом императора Леопольда Первого 27 апреля 1665 года с месячным окладом 75 гульденов. В следующем году он получил повышение на 30 гульденов в месяц, а в 1669 году вдовствующая императрица наградила его значительной суммой в 225 гульденов. Император также, по-видимому, благоволил ему, поскольку его коллега-органист Алессандро Польетти безуспешно обращался по крайней мере три раза между 1667 и 1673 годами с просьбой о повышении, которое уравняло бы его доход с доходом Капеллини. 1679 год, по-видимому, стал самым важным в карьере Капеллини как композитора: он создал свою ораторию "Серафим земной" для капеллы Элеоноры, а в Праге, куда он бежал от чумы вместе со всем двором ближе к концу года, он получил заказы на камерные оперы в честь именин Леопольда (15 ноября) и дня рождения Элеоноры (18 ноября). Четыре года спустя он умер от чумы.
Вокальные произведения Капеллини находятся в основном в сфере камерной музыки. В своих восьми кантатах и в "Прославленной славе" он предпочитал свободные ариозные схемы, но есть несколько простых, танцевальных строфических песен и арий да капо. Его работа с текстом включает множество выразительных деталей, среди них изобразительные мелодические фигуры, резкие смены темпа и некоторые необычные увеличенные и уменьшенные скачки. Ритурнели, требуемые между большинством частей кантат, не выписаны, а предназначались для импровизации. Клавирное обучение Капеллини может отражаться в его конкретном использовании слова "чембало" в одной из арий "Прославленной славы", что является редким случаем во всем венском репертуаре семнадцатого века.
Сценические произведения
Духовная музыка
Камерная музыка