Капелли, Джованни Мария
1648 - 1726
Назад
Capelli, Giovanni Maria
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Мария Капелли был итальянским композитором. Дата рождения, извлеченная Пеличелли из документов в баптистерии Пармы, плохо согласуется с известными фактами его жизни. Впервые о нем упоминается как о певчем в соборе Пармы в 1699 году, к тому времени, как представляется, он уже был рукоположен в сан священника. Согласно Пеличелли, на следующий год он был назначен капельмейстером там, но в либретто его второй оперы "Политическая любовь" (1713) он описан как вице-капельмейстер собора. В июле 1709 года он был назначен органистом в церкви Мадонна делла Стекката в Парме. Поскольку эта должность фактически была в даровании двора Фарнезе, можно предположить, что к 1709 году он поступил на службу к принцу Антонио Фарнезе, брату правящего герцога Франческо. Капелли упоминается как капельмейстер принца Антонио в нескольких оперных либретто, которые он положил на музыку с 1720 года.
Ла Борд описал Капелли как "превосходного композитора с редким талантом, талантом оригинальности"; Кванц, присутствовавший на одном из ранних исполнений оперы "Братья узнанные", упомянул его в своей автобиографии как "пылкого и очень изобретательного композитора". Сохранившиеся произведения Капелли подтверждают обе эти оценки. Общая структура его опер полностью традиционна — увертюра, серия речитативов и арий или дуэтов и финальный хор — и тональные структуры арий в основном предсказуемы. Однако непредсказуемым является своеобразное смешение Капелли прогрессивных, архаичных и совершенно оригинальных элементов. Например, в сохранившихся операх преобладание мажорных тональностей и отсутствие арий с одним бассо континуо относятся к прогрессивным чертам, как и довольно галантные ритмы с триолями и форшлаги; среди архаичных черт — определенные манерности в подтекстовке и изредка встречающееся использование размера алла бреве четыре вторых. Изобретательность Капелли хорошо заметна в опере "Братья узнанные", не в последнюю очередь в первой части увертюры необычное соединение фуги и ритурнели, в арии Лаодики из второго акта "Открой, господин, жертву", полностью состоящей из трехтактовых фраз, и в ослепительной колоратуре, которую он предоставил молодому Фаринелли в роли Никомеда.
Оперы
(музыка утеряна, если не указано иное)
Прочие произведения
Оратории:
Духовная музыка:
Ноты сочинений Джованни Мария Капелли на сайте библиотеки IMSLP