Капелли, Джованни Мария
1648 - 1726

Назад

Capelli, Giovanni Maria

  • Дата рождения: возможно 7 декабря 1648 года
  • Место рождения: Парма, Италия
  • Дата смерти: 16 октября 1726 года
  • Место смерти: Парма, Италия

Биография

Джованни Мария Капелли был итальянским композитором. Дата рождения, извлеченная Пеличелли из документов в баптистерии Пармы, плохо согласуется с известными фактами его жизни. Впервые о нем упоминается как о певчем в соборе Пармы в 1699 году, к тому времени, как представляется, он уже был рукоположен в сан священника. Согласно Пеличелли, на следующий год он был назначен капельмейстером там, но в либретто его второй оперы "Политическая любовь" (1713) он описан как вице-капельмейстер собора. В июле 1709 года он был назначен органистом в церкви Мадонна делла Стекката в Парме. Поскольку эта должность фактически была в даровании двора Фарнезе, можно предположить, что к 1709 году он поступил на службу к принцу Антонио Фарнезе, брату правящего герцога Франческо. Капелли упоминается как капельмейстер принца Антонио в нескольких оперных либретто, которые он положил на музыку с 1720 года.

Творчество

Ла Борд описал Капелли как "превосходного композитора с редким талантом, талантом оригинальности"; Кванц, присутствовавший на одном из ранних исполнений оперы "Братья узнанные", упомянул его в своей автобиографии как "пылкого и очень изобретательного композитора". Сохранившиеся произведения Капелли подтверждают обе эти оценки. Общая структура его опер полностью традиционна — увертюра, серия речитативов и арий или дуэтов и финальный хор — и тональные структуры арий в основном предсказуемы. Однако непредсказуемым является своеобразное смешение Капелли прогрессивных, архаичных и совершенно оригинальных элементов. Например, в сохранившихся операх преобладание мажорных тональностей и отсутствие арий с одним бассо континуо относятся к прогрессивным чертам, как и довольно галантные ритмы с триолями и форшлаги; среди архаичных черт — определенные манерности в подтекстовке и изредка встречающееся использование размера алла бреве четыре вторых. Изобретательность Капелли хорошо заметна в опере "Братья узнанные", не в последнюю очередь в первой части увертюры необычное соединение фуги и ритурнели, в арии Лаодики из второго акта "Открой, господин, жертву", полностью состоящей из трехтактовых фраз, и в ослепительной колоратуре, которую он предоставил молодому Фаринелли в роли Никомеда.

Произведения

Оперы

(музыка утеряна, если не указано иное)

  • "Великодушные соперники" ("I rivali generosi") [третий акт], Реджо-нель-Эмилия, 1710
  • "Политическая и великодушная любовь королевы Эрменгарды" ("L'amore politico e generoso della regina Ermengarda"), Мантуя, 1713
  • "Эвдамия" ("L'Eudamia") (пасторальная драма), Парма, 1718
  • "Нин" ("Nino") [первый акт], Реджо-нель-Эмилия, 1720
  • "Юлий Флавий Крисп" ("Giulio Flavio Crispo"), Венеция, 1722
  • "Венцеслао" ("Venceslao") [четвертый и пятый акты], Венеция, 1722
  • "Митридат, царь Понтийский, победитель самого себя" ("Mitridate, re di Ponto vincitor di se stesso"), Венеция, 1723
  • "Венцеслао" ("Il Venceslao"), Парма, 1724
  • "Братья узнанные" ("I fratelli riconosciuti"), Парма, 1726

Прочие произведения

Оратории:

  • "Торжествующая благотворительность" ("La carità trionfante"), Парма, собор, 1707
  • "Дева Мария, созерцаемая в двух из семи ее скорбей" ("Maria Vergine contemplata in due de' suoi sette dolori"), Болонья, 1726

Духовная музыка:

  • Месса (Кирие, Глория), для четырех голосов, инструменты
  • "Тантум эрго" ("Tantum ergo"), для четырех голосов, две скрипки, альт, орган
  • "Тантум эрго" ("Tantum ergo"), для сопрано, две скрипки, альт, орган

Ноты сочинений Джованни Мария Капелли на сайте библиотеки IMSLP