Капелли, Джованни Мария
1648 - 1726

Назад

Джованни Мария Капелли (Giovanni Maria Capelli) - Итальянский композитор

Родился 7 декабря 1648 года, Парма - умер 16 октября 1726, Парма. 

Дата рождения, указанная Пеличелли в документах, хранящихся в баптистерии в Парме, не очень хорошо согласуется с известными фактами из жизни Капелли. Впервые о нем услышали как о певце в кафедральном соборе Пармы в 1699 году, к тому времени, по-видимому, он уже был рукоположен в сан священника. По словам Пеличелли, в следующем году он был назначен там маэстро капеллы, но в либретто его второй оперы "Политическая любовь" (1713) он упоминается как вице-маэстро собора. В июле 1709 года он был назначен органистом в церковь Мадонны делла Стекката в Парме. Поскольку этот пост был фактически подарен двором Фарнезе, можно предположить, что к 1709 году он поступил на службу к принцу Антонио Фарнезе, брату правящего герцога Франческо. Капелли упоминается как маэстро капеллы принца Антонио в нескольких оперных либретто, которые он положил на музыку начиная с 1720 года. Дата рождения в 1648 году означает, что ему было больше 61 года, когда он работал над своей первой оперой "Соперники дженерози" (1710), и было 78 лет, когда он написал свою последнюю оперу "Братья риконоскиути". Конечно, в этом нет ничего невозможного, но это было бы необычно для того времени и противоречило бы утверждению Гербера о том, что Капелли умер в расцвете сил ("звезда в небе’). Ла Борд описал Капелли как "превосходного композитора с редким, оригинальным талантом"; Кванц, посетивший одно из первых выступлений I fratelli, упомянул его в своей автобиографии как ‘пламенного и очень изобретательного композитора’. Сохранившиеся работы Капелли подтверждают обе эти оценки. Общий замысел его опер совершенно обычен – увертюра, серия речитативов и арий (или дуэтов) и заключительное коро, – а тональные структуры арий в основном предсказуемы, с каденцией в конце Си-секций почти всегда в среднем миноре или доминантном миноре. Что совершенно непредсказуемо, так это своеобразное сочетание прогрессивных, архаичных и совершенно оригинальных элементов в творчестве Капелли. Например, в сохранившихся операх преобладание мажорных тональностей и отсутствие непрерывных арий являются прогрессивными чертами, а также довольно галантные триплетные ритмы и "грациозные" ноты; к архаичным чертам относятся определенные манеры в текстовой основе и случайное использование алла бреве, например. примером могут служить три из 12 сохранившихся арий Джулио Флавио Криспо. В "И Фрателли" Капелли демонстрирует свою изобретательность, не в последнюю очередь в первой части увертюры (необычной смеси фуги и ритурнелло), в арии Лаодики из второго акта "Scopri, синьор, ла виттима", состоящей исключительно из трехтактных фраз, и в ослепительной колоратуре он обеспечил молодого Фаринелли ролью Никомеда.

Ноты сочинений Джованни Мария Капелли на сайте библиотеки IMSLP