Кантемир, Димитрий
1673 - 1723

Назад

Димитрий Кантемир (Dimitrie Cantemir) - Румынский ученый, энциклопедист, композитор, фольклорист и теоретик

Родился 26 октября 1673 года, Силиштени-Фэлчиу, Молдавия - умер 21 августа 1723 года, Дмитриевка, Россия. 

Князь Молдавский. Он начал свое музыкальное образование под руководством Иеремии Какавеласа в Яссах и продолжил его в Стамбуле у Кемани Ахмеда и Анджели. В столице Османской империи он составил трактат по теории турецкой музыки, в котором использовал инновационную систему нотной записи, основанную на арабском алфавите. В конце своего трактата "Edvar-i musiki" ("Учебник музыки") он добавил записи около 350 инструментальных пьес в формах пешрева и семаи, некоторые из которых были его собственными сочинениями. Эти записи представляют собой важную всеобъемлющую информацию об инструментальном репертуаре Османской империи конца 17-го века. Вернувшись в свою страну в качестве князя Молдавии (1710-1711), он продолжил свои этнографические исследования и изучение народной музыки, которые были зафиксированы в "Описании Молдавии" (1716). Назначенный советником российского царя Петра I, Кантемир поселился в Москве. Но он продолжал свою музыкальную деятельность, составляя (на румынском языке) Introducere în muzica turcească ("Введение в турецкую музыку"; утрачен), изготавливая музыкальные инструменты и участвуя в художественном образовании своих сыновей (Антиох Кантемир посещал спектакли и концерты в Париже и Лондоне и поддерживал дружеские отношения с музыканты своего времени). Вклад Кантемира в румынскую музыку заключался в том, что он собрал материал о старинных придворных обычаях и народных традициях, а также о турецкой музыке. Его сочинения, дошедшие до наших дней из уст в уста, считаются классикой румынской музыки. В Турции Кантемир известен как Кантемироглу. Хотя к нему относятся с некоторой двойственностью, он считается одним из крупнейших классических композиторов инструментальной музыки, и некоторые его произведения исполняются до сих пор. На фоне стилистических привычек предыдущих поколений его произведения явно новаторские: они имеют более сложную мелодическую основу и в меньшей степени ограничены нормами мелодико-ритмической согласованности, характерными для раннего репертуара. Кантемир также был влиятельным теоретиком. Даже если не всегда признается заслуга его трактата, его влияние все еще можно обнаружить в текстах 19-го века. Как исполнитель, он был признан выдающимся игроком на танбуре (лютне с длинным грифом). Кантемир был сложной личностью, проявлявшей большой научный интерес к истории, философии, географии и литературе. Он обладал обширными знаниями об османской и европейской культуре и цивилизации, говорил на румынском, персидском, турецком, арабском, латыни, французском, русском, греческом и итальянском языках.