Кантемир, Димитрий
1673 - 1723

Назад

Cantemir, Dimitrie

  • Дата рождения: 26 октября 1673 года
  • Место рождения: Силиштяну-Фэлчиу, Молдавия
  • Дата смерти: 21 августа 1723 года
  • Место смерти: Дмитриевка, Россия

Биография

Дмитрий (Деметриус) Кантемир был молдавским князем (1683, 1710–1711), румынским ученым, энциклопедистом, композитором, фольклористом и теоретиком. Свое музыкальное образование он начал под руководством Иеремии Какавеласа в Яссах и продолжил его в Стамбуле у Кемани Ахмеда и Анджели. В османской столице он составил трактат по теории турецкой музыки, в котором использовал новаторскую систему музыкальной нотации на основе арабского алфавита. В конце этого трактата, "Эдвар-и мусики" ("Учебник музыки"), он добавил нотные записи около 350 инструментальных пьес в формах пешрев и семай, некоторые из которых являются его собственными сочинениями. Эти записи представляют собой важное всестороннее свидетельство об османском инструментальном репертуаре конца XVII века. Вернувшись в свою страну в качестве господаря Молдавии (1710–1711), он продолжил свои этнографические и фольклорно-музыкальные исследования, зафиксированные в труде "Описание Молдавии" (1716). Назначенный советником русского царя Петра I, Кантемир поселился в Москве. Но он продолжил свою музыкальную деятельность, составив (на румынском языке) "Введение в турецкую музыку" (утеряно), изготавливая музыкальные инструменты и способствуя художественному образованию своих собственных сыновей (Антиох Кантемир посещал спектакли и концерты в Париже и Лондоне и поддерживал дружеские отношения с музыкантами своего времени).

Творчество

Дмитрий Кантемир является уникальной фигурой, соединившей в своем творчестве музыкальные традиции Востока и Запада. Его главный вклад в музыкознание — трактат "Эдвар-и мусики" и нотирование обширного корпуса османской инструментальной музыки — представляет собой бесценный источник для изучения турецкой музыкальной практики эпохи Высокой Порты. Как композитор он сочинял в османских формах пешрев и семай, интегрируя, вероятно, элементы молдавской музыкальной традиции. Его деятельность в России способствовала культурному обмену и распространению знаний о восточной музыке в Европе.

Произведения

Теоретические труды

  • "Учебник музыки" ("Edvar-i musiki") (трактат по теории турецкой музыки с нотацией 350 инструментальных пьес)
  • "Введение в турецкую музыку" ("Introducere în muzica turcească"), утеряно

Инструментальная музыка

  • Около 350 инструментальных пьес, нотированных в трактате "Эдвар-и мусики", в формах "пешрев" ("peşrev") и "семай" ("semai"), включая его собственные сочинения