Каннабих, Христиан
1731 - 1798
Назад
Cannabich, Christian
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Христиан (Инноценц Бонавентура) Каннабих был немецким композитором, скрипачом и дирижером, сыном Маттиаса Францискуса Каннабиха. Он стал одним из самых плодовитых композиторов мангеймской симфонической традиции и руководил мангеймским придворным оркестром в период его наивысшей славы.
Каннабих был третьим из пятерых детей Маттиаса и Розины Каннабих. Первоначальное музыкальное образование он получил от своего отца. Его ранние успехи в игре на скрипке позволили ему поступить в оркестр Мангейма в возрасте 12 лет в качестве «ученика» с жалованьем 50 гульденов (6 мая 1744 года), а к февралю 1746 года он уже получал 125 гульденов как скрипач. После обучения композиции и скрипке у Иоганна Стамица он занимался у Никколо Йоммелли в Риме примерно с 1752 года по июль 1753 года, затем последовал за ним в Штутгарт, где оставался до февраля 1754 года. В марте того же года он посетил Милан, где познакомился с музыкой Дж.Б. Саммартини и других итальянских композиторов. Он вернулся в Мангейм к 1756 году, когда Марпург сообщал, что он занимает должность третьего скрипача под руководством Стамица и Доминикуса Баскони (умер в 1758 году). После смерти Стамица в марте 1757 года Каннабих был повышен в должности. К 1759 году он стал совместным концертмейстером с К.Й. Тоэски, получая 700 гульденов в год (на 200 больше, чем Тоэски) и выполняя новые обязанности, включая руководство оркестром и подготовку музыки для различных придворных мероприятий и представлений, в частности для академий (придворных концертов) и балетов. Современники считали его «прирожденным концертмейстером» (Шубарт) благодаря его технике дирижирования и скрипичному смычку. Моцарт называл его лучшим дирижером, которого он когда-либо видел (письмо от 9 июля 1778 года). Его превосходное музыкальное обучение сформировало некоторых из лучших исполнителей века, в частности Вильгельма Крамера и Карла Стамица.
Восьмого января 1759 года Каннабих женился на Марии Элизабете де Ла Мотт, которая состояла на службе у герцогини Цвайбрюккенской. В браке родилось шестеро детей (двое умерли в младенчестве), из которых Карл Август пошел по стопам отца, став скрипачом и композитором. Две дочери, Розина (Роза) Терезия (крещена 18 апреля 1764 года) и Элизабета Августа (крещена 11 апреля 1776 года), также были музыкально одарены. Моцарт давал уроки Розине во время своего пребывания в Мангейме в 1777 году и написал для нее фортепианную сонату (вероятно, K.309/284b); Элизабета стала певицей и изучала музыку в Италии в 1793 году, получая стипендию от курфюрста Баварии.
Период с 1759 по 1778 год был самым продуктивным в карьере Каннабиха как композитора, за это время он создал более 50 симфоний и 20 балетов. В 1760-х годах более 45 его произведений были изданы в Париже, где он получил признание благодаря связям с герцогом Цвайбрюккенским: герцог регулярно приглашал музыкантов со своего двора и из Мангейма останавливаться в своем дворце в зимние месяцы. Согласно мемуарам придворного живописца герцога И.К. Маннлиха, первое посещение Каннабихом Парижа состоялось в 1764 году; Леопольд Моцарт упоминает о другом визите в мае 1766 года в своем дорожном дневнике. Также в 1766 году Каннабих получил от Людовика XV привилегию на публикацию шести симфоний и шести трио-сонат, посвященных герцогу и его супруге. Другие публикации, в основном камерной музыки, быстро последовали во Франции, Великобритании и Нидерландах, упрочив международную репутацию Каннабиха. Он добился дальнейшего признания в Париже, когда выиграл первый приз за симфонию-концертант (вероятно, ми-бемоль мажор, для 2 скрипок, 2 гобоев, №42) на конкурсе 29 апреля 1772 года, получив золотую медаль.
В 1774 году Каннабих был назначен директором инструментальной музыки в Мангейме, этот пост он занимал до конца жизни; его жалованье в 1776 году составляло 1500 гульденов. Моцарт и семья Каннабихов стали близкими друзьями во время пребывания Моцарта в Мангейме в 1777-1778 годах. Дом Каннабиха был постоянным центром музыкальной деятельности, и письма Моцарта и его матери описывают многочисленные выступления и светские мероприятия, проводившиеся там, а также сочинение, переписывание и исполнение различных произведений. Отзывы семьи Моцартов о Каннабихе как о композиторе варьируются от слов Леопольда от 6 апреля 1778 года, описывающего Каннабиха как "жалкого сочинителя симфоний", до высокой похвалы Вольфганга в адрес его увертюры в письме от 8 ноября 1780 года.
В 1778 году Карл Теодор стал правителем объединенного Пфальца и Баварии, что вынудило мангеймский двор переехать в Мюнхен. Каннабих стал директором объединенных оркестров Мангейма и Мюнхена 1 октября того же года, снова с жалованьем в 1500 гульденов, но расходы на переезд вынудили его отправиться в Мюнхен без семьи; несмотря на 35 лет службы, ему пришлось умолять курфюрста о займе для погашения семейных долгов. Когда семья воссоединилась в Мюнхене, его дом снова стал центром музыкальной деятельности. Его преданность молодым музыкантам была такова, что он запрашивал средства на дрова для дополнительных репетиций в своем доме.
В Мюнхене, помимо выполнения своих обычных обязанностей при дворе, Каннабих отвечал за дирижирование оперными спектаклями и абонементными концертами, а также руководил еженедельными академиями музыки. Возможно, из-за этой деятельности он сочинил меньше произведений в период с 1778 года до своей смерти двадцать лет спустя: известно лишь о 18 симфониях, нескольких балетах, одном фортепианном концерте и музыке к мелодраме "Электра". Повышения жалованья ему не предлагали, и в 1790 году, после смерти Тоэски, Каннабиху пришлось запрашивать дополнительные выплаты, чтобы довести свой доход до 1800 гульденов в качестве компенсации за сочинение симфоний, которые ранее были обязанностью его коллеги. Его последнюю симфонию он написал в 1794 году в Вене, где и хранится незавершенная автографная партитура под номером 73; согласно "Музыкальному альманаху" Рейхардта, он находился там же в 1796 году, предположительно из-за потрясений, вызванных Наполеоновскими кампаниями. 26 октября 1797 года Карл Теодор сократил количество своих музыкантов с 95 до 70 и уменьшил жалованье оставшимся. Оклад Каннабиха упал до 1200 гульденов. Вскоре после этого он отправился во Франкфурт навестить своего сына Карла, где и скончался в возрасте 66 лет.
Каннабих наиболее известен своими балетами для придворного театра и примерно 80 симфониями и родственными произведениями, написанными между 1755 и 1794 годами. Его творческое наследие в жанре концертов, для сравнения, удивительно мало. Из симфоний 65 сохранились в рукописных партиях в Мюнхене, с титульными страницами, пронумерованными в хронологическом порядке от 2 до 73, в основном почерком композитора. Номера до 55 включительно относятся к мангеймскому периоду, остальные — к мюнхенскому.
Ранние симфонии Каннабиха, вплоть до №18 (примерно 1764 год), состоят из четырех частей и демонстрируют сильное влияние итальянской увертюры, а также обучения Каннабиха у Йоммелли. Фоглер в своих "Рассуждениях о мангеймской школе" определяет специфические черты симфоний Каннабиха как "использование двух альтов для украшения, prominentность духовых инструментов, а также крещендо и диминуэндо партий, особенно яростные и огненные крещендо". Простые темы, основанные на трезвучиях, и крещендо-пассажи в начальных частях также отражают влияние Иоганна Стамица.
Симфонии с №19 по №41 используют трехчастный план без менуэтов и трио. Номера с 43 по 55, последние, сочиненные в Мангейме, являются более зрелыми работами в сонатной форме с расширенным гармоническим интересом (включая более широкое использование минорных тональностей) и большим использованием возможностей духовых инструментов, особенно кларнетов.
Финальные симфонии, хотя никогда не публиковавшиеся и мало распространенные, являются прекрасными представителями зрелого классического стиля, без сомнения, испытавшими влияние связей композитора с Моцартом.
Балеты Каннабиха в основном датируются периодом 1764–1778 годов, когда он сотрудничал с мангеймским балетмейстером Этьеном Лошери. Он также написал музыку для четырех более ранних балетов (1758–?1769) балетмейстера Франсуа Андре Буктона. Каннабих был искусным композитором описательных увертюр и танцев, как для полного оркестра, так и для малых ансамблей, получая особое признание за свое мастерство в написании партий для духовых инструментов. Известно лишь о двух балетах, созданных в годы его работы в Мюнхене, без сомнения, из-за сокращения бюджета и назначения нового директора (Клодия Ле Грана).
Сценические произведения
(балеты, если не указано иное)
Инструментальные произведения
Симфонии:
Оркестровые трио:
Другие оркестровые:
Квартеты:
Другая камерная музыка:
Ноты сочинений Христиана Каннабиха на сайте библиотеки IMSLP