Канале, Флориано
1550 - 1603

Назад

Canale, Floriano

  • Дата рождения: около 1550 года
  • Место рождения: Брешиа, Италия
  • Дата смерти: после 1603 года
  • Место смерти: место смерти неизвестно

Биография

Флориано Канале был итальянским композитором. Он являлся монахом-августинцем и певчим в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Брешии, где занимал пост органиста в период с 1581 по 1603 год. Ранее, возможно, он находился в Болонье; предисловие к его сборнику "Духовные песнопения" (1581) подписано именно оттуда. Согласно заметке, напечатанной в конце сборника "Песни для исполнения на инструментах" и приписанной "Л'Артузи" (предположительно, Джованни Мария Артузи), он был учителем Баньяни, чья первая книга инструментальных канцон, ныне утерянная, цитировала мелодический материал из сочинений Канале, "чтобы воздать честь… трудам своего мастера". Сборник "Песни для исполнения на инструментах" посвящен графу Алессандро Бевилакке, покровителю знаменитого веронского музыкального собрания, и каждая из 19 пьес в нем имеет отдельное посвящение.

Творчество

Песни для инструментов отличаются разнообразием структурных схем, а некоторые из них объединены благодаря умелому использованию вариационной техники. Согласно исследованиям, мотет "Кого вы видели, пастыри?" из шестиголосных "Духовных песнопений" представляет собой удачное слияние традиционного полифонического мотетного стиля и концертирующего стиля свободной канцоны. Оживленные ритмы и богатая орнаментика также характеризуют пьесу "Ла балцана", которая датируется примерно 1600 годом и, таким образом, является одним из самых ранних произведений XVII века, основанных на басовой модели "Арии ди Фьоренца". Она сочетает технику пропорций с трехчастной формой и написана для двух инструментальных хоров; музыкально она не связана с пьесой Орацио Векки "Л'умор балцано" из сборника "Вечера в Сиене" (Венеция, 1604), как предполагалось ранее. В отличие от нее, "Мессы, входные антифоны и мотеты" в основном выдержаны в незатейливой посттридентской манере: в значительной степени гомофонной, хотя в более протяженных частях оживляемой короткими имитационными проведениями в начале каждого раздела. Издание включает песнопения как проприя, так и ординария для трех месс, в том числе "Заупокойную мессу". Книга завершается песнопением "Возрадуемся", которое, в отличие от остального, демонстрирует некоторую контрапунктическую и ритмическую живость поздних произведений Канале. Его органная музыка, продолжающая традиции ломбардской школы, выполнена в манере Костанцо Антеньяти и его последователей.

Хотя ясно, что Канале написал некоторые произведения, ныне утраченные, свидетельства о них расплывчаты и неубедительны: указание в каталоге Джунта на цикл "Плач пророка Иеремии" на четыре голоса ясно, но упоминания в каталогах Винченти (1649, 1658, 1662) и у Кодцандо о "Песнях для исполнения на инструментах" на три голоса (Венеция, у Алессандро Винченти, 1648) могут относиться либо к новому изданию, либо к более позднему выпуску "Песен" 1601 года, возможно, в инструментальной версии.

Произведения

Духовная музыка

  • "Псалмодия" ("Psalmodia"), для 4, 5 голосов (1575)
  • "Согласные последования на три дня Страстей Господних" ("Harmonica officia in triduo dominicae passionis"), для 4 голосов (1579)
  • "Духовные песнопения, обычно называемые мотетами" ("Sacrae cantiones quae vulgo motecta dicuntur"), для 4 голосов (Брешиа, 1581)
  • "Мессы, входные антифоны и мотеты" ("Missae, introitus ac motecta"), для 4 голосов (Брешиа, 1588)
  • "Духовные песнопения" ("Sacrae cantiones"), для 5 голосов (1602), утеряно (сохранились частично)
  • "Духовные песнопения... первая книга" ("Sacrae cantiones … liber primus"), для 6 голосов (1603)
  • Псалом, для 5 голосов, и 2 мотета, для 5, 6 голосов (в коллективных сборниках 1590, 1611, 1613 годов)
  • "Плач пророка Иеремии" ("Lamentations"), для 4 голосов, утеряно

Светская музыка

  • "Песни... первая книга" ("Canzonette … primo libro"), для 3 голосов (1601)

Инструментальная музыка

  • "Песни для исполнения на инструментах... первая книга" ("Canzoni da sonare … libro primo"), для 4 и 8 голосов (1600)
  • "Ричеркары всех тонов с одной битвой по-французски" ("Ricercari di tutti li tuoni con una battaglia alla francese"), для 4 голосов (1601)
  • "Песни" ("Canzoni"), для 3 голосов (1648), утеряно
  • "Ла балцана" ("La balzana"), для 8 голосов (рукопись)

Ноты сочинений Флориано Канале на сайте библиотеки IMSLP