Канале, Флориано
1550 - 1603
Назад
Canale, Floriano
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Флориано Канале был итальянским композитором. Он являлся монахом-августинцем и певчим в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Брешии, где занимал пост органиста в период с 1581 по 1603 год. Ранее, возможно, он находился в Болонье; предисловие к его сборнику "Духовные песнопения" (1581) подписано именно оттуда. Согласно заметке, напечатанной в конце сборника "Песни для исполнения на инструментах" и приписанной "Л'Артузи" (предположительно, Джованни Мария Артузи), он был учителем Баньяни, чья первая книга инструментальных канцон, ныне утерянная, цитировала мелодический материал из сочинений Канале, "чтобы воздать честь… трудам своего мастера". Сборник "Песни для исполнения на инструментах" посвящен графу Алессандро Бевилакке, покровителю знаменитого веронского музыкального собрания, и каждая из 19 пьес в нем имеет отдельное посвящение.
Песни для инструментов отличаются разнообразием структурных схем, а некоторые из них объединены благодаря умелому использованию вариационной техники. Согласно исследованиям, мотет "Кого вы видели, пастыри?" из шестиголосных "Духовных песнопений" представляет собой удачное слияние традиционного полифонического мотетного стиля и концертирующего стиля свободной канцоны. Оживленные ритмы и богатая орнаментика также характеризуют пьесу "Ла балцана", которая датируется примерно 1600 годом и, таким образом, является одним из самых ранних произведений XVII века, основанных на басовой модели "Арии ди Фьоренца". Она сочетает технику пропорций с трехчастной формой и написана для двух инструментальных хоров; музыкально она не связана с пьесой Орацио Векки "Л'умор балцано" из сборника "Вечера в Сиене" (Венеция, 1604), как предполагалось ранее. В отличие от нее, "Мессы, входные антифоны и мотеты" в основном выдержаны в незатейливой посттридентской манере: в значительной степени гомофонной, хотя в более протяженных частях оживляемой короткими имитационными проведениями в начале каждого раздела. Издание включает песнопения как проприя, так и ординария для трех месс, в том числе "Заупокойную мессу". Книга завершается песнопением "Возрадуемся", которое, в отличие от остального, демонстрирует некоторую контрапунктическую и ритмическую живость поздних произведений Канале. Его органная музыка, продолжающая традиции ломбардской школы, выполнена в манере Костанцо Антеньяти и его последователей.
Хотя ясно, что Канале написал некоторые произведения, ныне утраченные, свидетельства о них расплывчаты и неубедительны: указание в каталоге Джунта на цикл "Плач пророка Иеремии" на четыре голоса ясно, но упоминания в каталогах Винченти (1649, 1658, 1662) и у Кодцандо о "Песнях для исполнения на инструментах" на три голоса (Венеция, у Алессандро Винченти, 1648) могут относиться либо к новому изданию, либо к более позднему выпуску "Песен" 1601 года, возможно, в инструментальной версии.
Духовная музыка
Светская музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Флориано Канале на сайте библиотеки IMSLP